Интересной особенностью воздушной войны в Корее было то,
что пилоты обеих враждующих сторон обозначали свои воздушные победы практически
одинаково. Советские лётчики сохранили практику обозначения побед звёздочками,
их примеру последовали и китайско - корейские "братья по классу". По другую
сторону фронта американские пилоты также придерживались своих правил и отмечали
достижения в воздушных боях опознавательным знаком неприятельской машины, то
есть всё теми же звёздами.
Самой распространённой была звезда красного цвета, она использовалась
в подавляющем большинстве случаев, но существовали и другие варианты. На "МиГах"
встречались звёздочки других цветов ( например белого или жёлтого ), а также
разноцветные "контурные" звёзды. В тех случаях когда одновременно использовалось
обозначения двух типов, они соответствовали сбитым и повреждённым ( в советской
терминологии - "подбитым" ) самолётам противника.
Американцы тоже иногда по разному отмечали победы разных категорий,
добавляя в центр звезды соответствующую букву ( "Р" для "предположительной"
и "D" для "повреждения" ). Часть самых первых побед "авиации ООН" в той войне были
обозначены чем - то вроде опознавательного знака Северной Кореи - звездой в кольце,
однако в дальнейшем все сбитые "МиГи" обозначались советскими звёздами.
Ещё одним вариантом обозначений, которые изредка встречались на
бортах американских истребителей, были силуэты самолётов противника ( обычно
вид сбоку, иногда сверху ). В отличии от предыдущего, этот вариант встречался на
протяжении всей войны.
Кроме пилотов "дяди Сэма", победы в воздушных боях порой одерживали
их британские и австралийские коллеги, но им было официально запрещено рисовать
на своих истребителях какие - либо отметки. Естественно, это не могло понравиться
лётчикам, особенно, когда они базировались рядом с американцами. Поэтому время от
времени запрет нарушали. Впрочем эти обозначения были недолговечны и существовали
только до тех пор, пока их не замечало начальство.
Что же касается ещё двух стран, чья боевая авиация принимала
участие в войне ( Южная Корея и Южно - Африканский Союз ) то их лётчикам
так и не удалось сбить ни одного самолёта, а соответственно не может идти речи
о каких - либо обозначениях побед.
( Сергей Степанов - журнал "Авиамастер", № 5 за 2001 год. )
|