КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Куцыгин Аркадий Иванович |
Аркадий Куцыгин родился 10 октября 1923 года. Жил в посёлке Шушталеп, по улице Ш. Руставели. Окончил Шушталепскую среднюю школу ( ныне школа № 24 в городе Калтан ). В октябре 1941 года ( по личной просьбе ) был направлен в Барабинскую лётную школу, где научился летать на У-2. Через год переведён в лётное училище лёгких ночных бомбардировщиков ( город Татарск ). После окончания учёбы вместо фронта, куда он так рвался, его отправляют опять учиться, теперь в Бирмскую авиационную школу лётчиков - истребителей ( город Черногорск ), а затем для отработки высшего пилотажа в город Коченево. На фронтах Великой Отечественной войны Куцыгину воевать не пришлось. Боевое крещение он принял в Советско - Японской войне 1945 года. С 1947 года служил в качестве морского лётчика - истребителя на Дальнем Востоке. Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов в составе 781-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. До 1990-х годов об этой войне широким кругам жителей нашей страны было достаточно мало известно. Советские лётчики участвовали в Корейской войне в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. По советским данным в воздушных боях они уничтожили 1106 вражеских самолёта. Победы были записаны 347 лётчикам, 52 из них стали асами ( сбив 5 и более самолётов ). Под командованием подполковника Н. Д. Снопкова, 781-й полк входил в состав 216-й истребительной авиационной дивизии и дислоцировался на аэродроме Аньдун ( впоследствии на Мяогоу и Дапу ). За период боевых действий, с февраля по октябрь 1953 года, лётчики полка сбили за войну 12 вражеских самолётов ( 11 F-86 "Сейбр" и 1 F-84 "Тандерджет" ) и повредили ещё 7 самолётов. Потери 781-го ИАП ТОФ составили 9 самолётов и 5 лётчиков. Таким образом, результативность полка оказалась, к сожалению, достаточно низкой по сравнению с результатами лётчиков ВВС или полков дивизий ПВО. Самым результативным лётчиком среди моряков стал старший лейтенант А. И. Куцыгин. Участвуя в боевых действиях с марта по конец июля 1953 года он успел сбить 2 самолёта ВВС США и повредить ещё 2 самолёта. Более никто из морских лётчиков этот результат превзойти не смог. Некоторые эпизоды боевой деятельности А. И. Куцыгин можно найти в известной книге Игоря Атаевича Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи" ( Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. ), к которой мне и хочется обратиться. Итак... 5 июня 1953 года в районе аэродрома Аньдун произошла трагедия. Лётчики 781-го ИАП ТОФ со стороны залива были атакованы "Сейбрами" - охотниками и понесли потери. В тот день звено старшего лейтенанта Е. П. Кучеренко попало под удар восьмёрки F-86. Сразу был сбит ведомый командира старший лейтенант Царенко Владимир Фёдорович, на высоте около 500 метров он катапультировался, но высоты для раскрытия парашюта не хватило и лётчик погиб. Кучеренко удалось сбросить подвесные баки и обстрелять одно звено "Сейбров" и даже поразить один из F-86, но тут он был сам подожжён и катапультировался на краю аэродрома - ему хватило высоты для раскрытия парашюта, и он остался цел. Правда, и двое из "охотников" не ушли от расплаты: их над Аньдунем сбили старший лейтенант А. И. Куцыгин и капитан Ф. П. Федотов, но это не утешило лётчиков морского полка от столь тяжёлых потерь, тем более что в другом бою погиб ещё один лётчик полка старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович. 22 июня лётчики 64-го ИАК провели очередные бои. Отличились в них капитан Б. Н. Сиськов из 224-го ИАП, сбивший один "Сейбр" ( это была его 4-я победа ), и командир звена 781-го ИАП ТОФ старший лейтенант А. И. Куцыгин, сбивший один "Сейбр" и подбивший другой. Это была уже 2-я победа лётчика в небе Кореи. Первую победу в последнем месяце войны лётчики 64-го ИАК одержали 12 июля 1953 года. В этот день бои прошли в районах аэродромов Аньдун и Дапу, где "Сейбры" - охотники попытались подловить кого - нибудь из лётчиков 64-го ИАК или ОВА, и, к сожалению, им это удалось. Так, в районе аэродрома Аньдун, где базировался 781-й ИАП ТОФ, "Сейбры" подловили на посадке группу "МиГов" из морского полка и сбили на высоте всего 15 метров капитана Виктора Михайловича Белова. Он вместе с самолётом врезался в землю - это был последний погибший лётчик 781-го ИАП ТОФ, оставшийся лежать на русском кладбище в Порт - Артуре. О том, как это было в подробностях, рассказывает участник этого вылета Сажин Вадим Петрович: "Был такой аэродром Дапу, который располагался между гор. Локаторы ничего не видели. Обычно его блокировали, когда наши группы взлетали или садились. Мы пришли на посадку без горючего, аэродром был плотно блокирован. У меня вообще топливо было на нулях. Мой ведущий Иконописцев меня завёл к четвёртому развороту и дал команду садиться. Когда я от него отошёл, то увидел сзади пару F-86, которая разворачивалась в мою сторону. Я резко "нырнул" вниз до высоты 10 - 15 метров и между сопок на этой высоте вышел на полосу. У меня еле успели выйти шасси. Тут Иконописцев крикнул по радио: "Тебя бьют !" - но я был уже на полосе. Оглянувшись, увидел, что на земле горит самолёт - это был самолёт капитана Белова. В это время мне навстречу катится "МиГ", - разошлись по правой стороне. И такое бывало ! Белова сбили на высоте 150 - 200 метров. Он шёл за мной. Мы знали, что у "Сейбров" прицел не приспособлен вести стрельбу сверху на малых высотах. Почему Белов не снизился, как и я, - непонятно !" В этом вылете шестёрку "МиГов" 781-го полка под командованием подполковника Н. Д. Снопкова навели на группу из приблизительно 30 F-86F. О том, как проходил этот бой, рассказывает Вадим Петрович Сажин: "Недалеко от границы Китая и КНДР, на берегу залива ( 15 - 20 км от залива ), был гранатный завод. Его часто бомбили самолёты противника F-86F-30 с бомбами. Они выходили со стороны залива, пикировали на завод, бросали бомбы и после этого становились обычными "Сейбрами", готовыми вести бой с "МиГами". Вот нам и надо было им противодействовать на высотах 600 - 1000 метров. Бывало, что мы там действовали не одни, приходили группы и из других полков одновременно с нами. Бомбили они в спешке, старались быстрее освободиться от своего груза. Вот и в том вылете мы столкнулись с большой группой этих истребителей - бомбардировщиков. Много было стрельбы, вообще была целая кутерьма. Наша задача в этой шестёрке была, конечно, уберечь командира полка. Пришлось оттянуть на себя часть "Сейбров" и дать возможность командиру уйти в облака. Вот в том бою мы и наблюдали столкновение двух F-86 - они столкнулись на выходе из пикировании. Это видел не только я, но и другие лётчики нашей группы". Американцы признают потерю 2-х своих F-86 с № 51-2836 и № 51-12972 из состава 335-й FIS, лётчики которых, Эуген Элдридж и Альберт Кокс, пропали без вести. Они были записаны на счёт капитана Д. В. Семёнова и старшего лейтенанта А. И. Куцыгина как подбитые. После возвращения в Советский Союз, Аркадий Иванович продолжал служить в ВВС, летал на 14 типах самолётов. В 1958 году майор А. И. Куцыгин был демобилизован в связи с сокращением Вооружённых Сил. После отставки жил в Киеве, а в следующем году переехал в Кемерово, где работал начальником штаба Кемеровского авиапредприятия, затем начальником штаба Гражданской Обороны этого предприятия. Награждён орденами: Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ); медалью "За отвагу", другими наградами, в том числе 13 медалями, именными часами, ружьём, морским кортиком. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |