КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Михин Михаил Иванович |
Михаил Михин родился 25 Октября 1923 года в небольшом селе Бор - Форпост Волчихинского района Алтайского края, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы № 30 в городе Алма - Ата ( Казахстан ). В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, а в 1945 году и Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. После Великой Отечественной войны служил в ВВС. Летал на различных самолётах, в том числе и конструкции А. С. Яковлева. В 1952 году он был уже Капитаном, заместителем командира эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка. В Марте того же года полк был направлен в Корею. Там он выполнил 140 бовых вылетов. Участвуя в 67 воздушных боях, сбил 9 самолётов противника и 3 подбил. Там же получил звание Майора. 14 Июля 1953 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего же, за период боевых действий в Корее, лётчики 518-го истребительного авиационного полка уничтожили 31 самолёт противника. Свои потери составили 19 самолётов типа МиГ-15 и 6 лётчиков. По возвращении в Россию, Михаил Иванович продолжил службу в ВВС. В 1956 году успешно окончил центральные курсы усовершенствования офицерского состава, в 1973 году - Военную академию тыла и транспорта. С 1980 года Генерал - майор авиации М. И. Михин - в запасе. Жил и работал в Ленинграде ( ныне Санкт - Петербург ). Скончался 25 Марта 2007 года. Похоронен на Серафимовском кладбище. Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Его имя носила пионерская дружина Бор - Форпостовской средней школы. Почётный солдат воинской части. Интервью с Героем Советского Союза Генерал - майором авиации |
В Харьков, аэродром рядом с городом. Точнее в Рогань в учебный полк. А когда война с Германией закончилась, дивизия передислоцировалась в Россию. И с тех пор и до демобилизации служил всё время в 516-м полку.
- Вам в боевых действиях участие довелось принимать во время Отечественной войны ?
Нет. Был в учебно - тренировочном полку, и учил лётчиков воевать, хотя сам не воевал. Вернее учил их летать на боевое применение.
- Как Вы попали в Корею ?
Ну, как ? Добровольно по принуждению. Как говорится: "Родина послала". Всей дивизией загремели туда.
- И когда Вы туда попали ?
В 1952 году. И был до конца войны.
- На какой должности Вы там были ?
Сначала командиром звена, потом заместителем командира эскадрильи, потом командиром эскадрильи. Закончил заместителем командиром полка.
- Какие типы самолетов у Вас были в Корее ?
МиГ-15. Первое время были ещё "Ла", "Як-17", но потом их из Кореи убрали.
- Порфирий Борисович Овсянников рассказывал, как он на Як-17 учил китайцев летать. У них учебно - тренировочных МиГ-15 не было.
На Як-17 ? У нас "МиГи - Спарки" были.
- Где Вы базировались ?
В Мяогоу, в Аньшане... Вообще в основном в Мяогоу. Потом ещё короткое время там поблизости, место называется... Нет, не помню... [ Видимо речь идёт о другом передовом аэродроме Дапу, где базировался другой полк 216-й ИАД. Примечание И. С. ]
- Задачи, какие ставились перед Вами ?
На войне, какие задачи бывают ? Воевать. В основном - перехваты. Ну, ещё прикрывали ГЭС Супхунскую на реке Ялуцзян. И мосты через Ялуцзян. Мы прибыли уже после того, как один мост был уже разбомблен и остался один.
- Супхунская ГЭС тоже разрушили ?
Нет. Пытались разрушить, но не получилось. Это же такая громадина. Её ничем не возьмёшь.
- С кем вели бои в основном ?
С американцами, с кем ещё. А самолёты противника в основном "Сейбры". Ну, были сначала "Тандерджеты", но их быстренько посбивали и остались одни "Сейбры".
- А В-29 попадались ?
Вначале были, ночью, но недолго.
- А днём не встречались ?
Днём, не встречались. Ну, это же для них - самоубийство.
- Какой у Вас был налёт на МиГ-15, перед тем как Вас отправили в Корею ?
Небольшой. Бог его знает сколько. Ну, где-то около 100 часов было.
- Боевое применение изучали на "МиГах" ?
Только учебные бои и стрельбы по конусу, и наземные стрельбы.
- Когда в Корею пришли, про то особенности американских самолетов Вам рассказали ?
Так, а кто это мог бы сделать ?
- Ну а те, кого Вы меняли ? Кто убывал ?
Ну-у, они быстренько оттуда сматывались...
- И все "прелести войны" осваивали на своей шкуре ?
Да. Приходилось...
- Скажите, с чего для Вас война началась ? С победы ? Или с потери ? Для Вас лично.
У меня ? Это был даже не первый боевой вылет, а первый ознакомительный полёт. Мы ознакомились с районом боевых действий. И у меня сбили ведомого. [ Это было 5 Августа 1952 года. В этом вылете неожиданной атакой был сбит ведомый Михина старший лейтенант Яковлев Иван Васильевич - он благополучно катапультировался и вернулся в строй. Примечание И. С. ]
- Американцы расстреливали парашютистов наших ?
Да нет. Это было не этично.
- Зато практично: "хороший враг - мёртвый враг !"
Нет, это не благородно.
- Но говорят, что американцы расстреливали парашютистов наших, если была возможность.
Воевать воевали, и не щадили друг друга, но до этого вроде не доходило.
- Я читал, что у них была морская служба спасения эффективная ?
Да. Это у них хорошо организовано было. Подбитые тянули в море, и там прыгали с парашютом. А уже там их подбирали.
- У Вас приказ, именно приказ был, о том, что нельзя за береговую черту уходить, или рекомендации ?
Вообще-то приказ. В армии никаких рекомендаций, в армии - приказы.
- А Овсянников говорит, что у них прямого приказа не было. Им было сказано, что если их собьют над морем, то спасти никто не сможет.
Так вот о чём речь. Ясно. Нет, нам приказ зачитывали, никаких рекомендаций.
- Пишут, что эффективная дальность стрельбы самолётов в основном была порядка 200 метров.
Правильно.
- А начинали огонь вести с 1000 метров. Почему ?
От глупости.
- А у Вас в полку, какая дальность была ?
"Убойной" считалась дистанция 200 - 300 метров. И чем меньше дистанция, тем лучше. Ну, а по прицелу срабатывали примерно в 1000 - 1200 метров. Наш прицел, СПБ, полуавтоматический. А у американцев, у них радиолокационный прицел был, и они с ещё большей дистанции начинали стрелять.
- А убойная сила у пулемётов ?
Пулемёт у них хороший - "Кольт". Пулеметов было 6. Как пилой врежет, будь здоров ! Правда, наш самолёт МиГ-15 живучий был, не так то просто его сбить было...
- А МиГ-17 у Вас там были ?
Нет. А они хуже. МиГ-17 был хуже, чем МиГ-15бис.
- Все по-разному говорят. Что по маневренности хуже, зато скоростнее.
Сколько людей, столько и мнений...
- Как Вы оцениваете своего противника в Корее ?
Подготовка у нас и у противника очень сильно различалась. Мы туда приехали всей дивизией, то есть всякие лётчики были, и опытные, и "безусые". И учились уже на своём опыте. А у них - добровольцы. Они поопытнее ребята-то были, заранее подготовленные. И некоторые уже по второму разу приезжали туда.
- То есть сильные лётчики ?
Хорошие лётчики.
- Ну а за счёт чего тогда у них потери были выше, чем у нас ?
Зато мы стреляли лучше.
- Принято сравнивать: МиГ-15 и "Сейбр". Кому бы Вы отдали предпочтение ?
Известно чему - своему самолёту. Самолёты разные, пилоты разные и маневры в бою различаются. Когда мы встречались в хорошей свалке, "Сейбр" старался уходить вниз. А мы, если приспичит, уходили вверх. И вообще, в бою побеждает лётчик, а не самолёт. Дураку-то хоть что дай...
- А в чём были отличия войны в Корее от Великой Отечественной войны в психологическом плане ?
Я в Отечественную не воевал, поэтому сравнить не могу.
- В психологическом плане ? Ведь когда готовились к встрече с немцами, наверняка что-то слышали про зверства немецкие и прочее...
Ну, я же был военный профессионал. Поэтому мне, эта психология ни к чему. Враг есть враг, его надо убивать, иначе он тебя убьёт. Логика-то простая.
- Вы - Герой Советского Союза ?
Да, был такой случай.
- Сколько у Вас сбитых ?
Считается 9, а вообще-то 12. Ещё 3 как мы говорили: "в море ушли". [ Официально 9 лично сбитых и ещё 3 подбитых F-86. Примечание И. С. ]
- Как в Корее засчитывались победы ?
На основании подтверждений. Почему у меня 9 засчитано, потому что эти 9 корейцы подтвердили: они упали на корейской земле.
- А фотокинопулемёт ? У Вас же он стоял ?
Ну и что ? Факт попадания ? А сбил ты или не сбил, он же не может подтвердить. Он же не фотографирует "отвалившийся хвост", к примеру. Он фотографирует очередь, которая только начинает попадать.
- Много споров идёт по поводу кинопулемётов, ветераны говорят, что фотокинопулемёт даёт только факт попадания, но не сбития. А Вы видели, что Вы его сбили ?
Ну, естественно.
- А каким образом ?
Ну, если он уже начал падать, то значит сбил. А если он продолжает лететь, значит промазал.
- Самому наблюдать падение сбитых самолётов частенько Вам приходилось или нет ?
Ну, как частенько, я бы не сказал. Некогда фиксировать падение - воевать надо. А то дофиксируешься, что самого зафиксируют.
- Не обязательно Вами сбитых, а вообще сбитых видели ? Как падают сбитые ? Парашютист американский опускается ? Ну, чтоб как в кинохронике, с дымом, с пламенем ?
Нет. Врать не буду. Такого мне не приходилось видеть.
- Сбитый самолёт, он что, начинает гореть или разваливаться ?
Падать начинает. Разваливаться ? Это, понимаешь, надо артиллерийским снарядом попасть в него...
- Ну, так у Вас, извините, пушки: 37-мм и 2 х 23-мм.
Ну и что ?
- Пишут: если из 37-мм попало, то пробоина - метр на метр примерно.
Да ну. Не разваливался. Ну, попадал, сбивал. А разваливать ? Я не разваливал никого.
- Вы, могли бы рассказать, как сбили первого ?
Не помню.
- Каков состав эскадрильи, сколько лётчиков и сколько самолётов было ?
Состав моей эскадрильи штатный: 12 самолётов. А воевали восьмёркой, всегда восьмёркой. Два звена.
[ Михин воевал в составе 1-й АЭ полка, которая начала
воевать в таком составе:
1. Фролов Валентин Ильич - майор, командир АЭ;
2. Михин Михаил Иванович -
ст. л-нт, зам. ком-ра АЭ по лётной части;
3. Игнатов Михаил Никифорович -
капитан, замполит АЭ;
4. Чернавин Владимир Сергеевич - капитан, командир
звена;
5. Загребельный Павел Фёдорович - капитан, командир звена;
6.
Баннов Михаил Сергеевич - капитан, командир звена;
7. Абидин Михаил Лекандрыч
- ст. л-нт, ст. лётчик;
8. Панков Леонид Николаевич - ст. л-нт, ст. лётчик;
9. Вадковский Борис М. - ст. л-нт, лётчик АЭ;
10. Яковлев Иван Васильевич -
ст. л-нт, лётчик АЭ;
11. Седышев Владимир Николаевич - ст. л-нт, лётчик АЭ;
12. Зотов Михаил - ст. л-нт, лётчик АЭ;
В боях погибли 2 лётчика эскадрильи: Чернавин В.С. ( 14.09.1952 ) и Седашев В.Н. (14.03.1953 ). Вместо них в состав АЭ прибыли лётчики резерва лейтенанты Лапицкий Виктор Ефимович и Коршунов Борис Васильевич. В бою 18.06.1953 года Борис Коршунов погиб. Итого, в составе 1-й АЭ 518-го ИАП погибло 3 лётчика. Ещё 4 были сбиты, но спаслись на парашютах ( Яковлев, Панков, Вадковский и Абидин. Примечание И. С. ]
- А скажите, пожалуйста, Вам доводилось воевать вместе с китайцами ? Вести бой в составе группы ?
Нет. При мне они больше по наземным войскам работали. Потому у них опыта мало было. Тех, кто начинал войну на поршневых, их всех поубивали. Они уже в конце войны начали на реактивных воевать.
- Кто прибывал на пополнение ?
Вот пополнение-то хреновое прибывало. Слабо подготовленные. Обычно, у нас же как: "На тебе Боже, что нам негоже". Часто приходилось уже на месте там доучивать, как надо воевать. А были и такие, присылали таких, которые и летать-то не могли. Не знаю, по каким причинам, но слабое, очень слабое прибывало пополнение.
- Как в бой вводили ?
Постепенно. В начале в ожесточённые бои не брали, а в такие, так чтоб полегче. Ознакомительные, подлёты, прикрытие и прочее.
- Американцы налёты на Мяогоу устраивали ?
Не бомбили, но налёты устраивали. Истребители - охотники. Сбили одного. Двоих морячков, которые приехали с Владивостока, на взлёте сбили. Помню, и из наших на посадке одного сбили.
- На аэродроме в Мяогоу, что базировалось ? Дивизия ? Полк ?
Два полка - 518-й и 878-й ИАП.
- У Вас лётчиков было больше, чем самолётов ? Или на каждого лётчика свой самолёт ?
Лётчиков больше [ В полках 216-й ИАД было больше лётчиков, чем самолётов. Был некоторый резерв в 8 - 10 лётчиков для подмены в случае выхода из строя пилотов основного состава по разным причинам - от болезни до ранения или гибели. Примечание И. С. ]
- По каким причинам убывали лётчики из Кореи, Вы помните ?
Всякое бывало. И по ранению, и по болезни, и по трусости. По-всякому. Как у нас говорят, бывает "на все буквы алфавита". И на "я" бывает...
- А жили Вы, где вообще вот там ?
Жили в горах, туда на ночь уезжали, а днём - на аэродроме.
- Жили не во дворце ?
Нет. Жили там обычно. Не сарай, а как их... Из-под самолётов ящики. Сейчас говорят, контейнеры, да. Один раз нас приглашали во дворец на фуршет, было такое.
- Кормили Вас как ?
Кормили "на убой". И разнообразно.
- Кормили нашей или китайской едой ?
Кто что хотел. Даже трепанги были. Знаете что такое трепанги ? Морской гребешок. Вкуснейшая пища, это считается лучшая пища мужикам. Жаль, что я их распробовал поздно, уже когда уезжать собирались.
- Во время Отечественной войны, после вылетов давали спирт или водку. А как у Вас было ?
И нам давали. 100 грамм. Так это общепринято, везде во всех армиях. Вечером за ужином - 100 грамм. Это официально, а сам из кармана можешь и бутылку достать.
- Летать на следующий день не мешало ?
Нет. Не "нажирались", как говорится. Норму знали.
- Ночные вылеты бывали ?
Только днём. У нас, мы только днём воевали. А ночниками другие были. Эскадрилья ночников была. Летали тоже на "МиГах". И вообще я не видел там ни одного поршневого.
- Вернёмся, давайте к Вашим победам. Вы помните, кого Вы сбили ? По типам самолетов ?
Да, помню: 8 "Сейбров", и 1 "Тандерджет".
- Премии за сбитые платили ?
Обязательно. По-моему - 1000, за каждый сбитый.
- И ещё за боевые вылеты отдельно ?
Да. За 25, за 50, за 100. Я 140 вылетов имею.
- А боёв сколько ?
Десятка 3 - 4. Это было бы слишком тяжко - каждый вылет с боем. Не всякий выдержит. Ну и не каждый бой сбиваешь. [ За Михиным числится 67 воздушных боёв. Примечание И. С. ]
- В дома отдыха отправляли ?
Да. Под Порт - Артур.
- Чем на отдыхе занимались ?
Бильярд, преферанс. Ну, купались если лето. Зимой, ванны принимали. Всё под наблюдением врачей. Пьянствовали в основном.
- Случаев отравления метиловым спиртом или ещё каким суррогатом не было ?
Нет. Да, там водка китайская - "Жемчуг". Но русская по происхождению. Какой-то знаменитый производитель русской водки в Китае ею торговал.
- А кстати, Вы в Китае с нашими эмигрантами общались ?
Был у нас переводчик. Русский. Но откуда он я не знаю, его документы не смотрел.
- Удивительно, потому что обычно китайцев ставили.
И когда мне 10 дней отпуска дали, меня в дом отдыха сопровождал русский.
- На основании чего отправляли в дом отдыха ? Плохого самочувствия ? Или какое-то количество вылетов сделал, что надо отдохнуть ?
А я этого сейчас не помню.
- Награждение орденами, медалями ?
Да.
- Как со званиями там дело шло ?
Не шибко. Никак. В общем, существуют правила в армии. По выслуге лет.
- Плюс досрочное ?
Досрочное ? Существует правило - один раз можно за всю службу. Когда я приехал, сбил 2 - 3 самолёта, и мне срочно присвоили Капитана. И всё. Сколько больше не сбивал...
- А заместителем командира полка были ?
Капитан. Майора дали потом уже, в Советском Союзе, через 3 года, по-моему.
- Скажите, пожалуйста, вообще сам факт Вашей командировки, он насколько был закрыт ? Все молчали, ничего не рассказывали. Подписку взяли ?
Да нет, никаких подписок не было, но предупредили, что б не болтали и всё.
- Вы сменили массу типов самолётов. А есть у Вас любимый самолёт ?
Да, есть: МиГ-15бис.
- А последующие "МиГи" ?
Я потом на "Яках" летал: Як-25, потом ещё последний-то какой "Як". Наверное Як-28. У него в центре одно колесо, и на крылышках. Тяжёлый, очень тяжёлый. И неудобно пилотировать, экипаж 2 человека. Правда, на Як-25 тоже 2 человека.
- А удобство кабины ? Оборудование ? Расположение приборов ? Тоже "МиГ-15 ? Или всё-таки "Як" ?
Избалованный ты человек, ещё и удобства подавай. Воевать надо во всех условиях. Не думать об удобствах. Впервые вижу человека, который думает о приятном в войну. Мне, например, каждый год был неприятный.
- Вас подбивали ? Или Вы лучше летали ?
Не подбивали.
- С парашютом Вы не прыгали ?
В учебных целях, 25 прыжков имею. Лётчику положено 2 прыжка в год с парашюта.
- А вообще как Вы относитесь к парашютным прыжкам ?
Никак.
- Давайте вернёмся, к самолётам перейдём. Какие номера были у Вас на самолётах ? Двухзначные ? Трёхзначные ?
У меня четырёхзначный. Я просто принял от предыдущего лётчика. Кто-то на нём летал таком. А в основном номера были двухзначные.
- То есть Вы были как "белая ворона", один с четырёхзначным. Или ещё были ? Вы не помните ?
Молодец ! Определил точно. Такого не было другого.
- Скажите, самолёты у Вас были серебристые или красили ?
Серебро. А потом уже начали камуфляж наводить. Вот не зелёный, а серый такой...
- С какого это примерно времени пошло ?
Где-то в середине, уже в 1953 году, скорее всего. [ Лето - осень 1952 года. Примечание И. С. ]
- А носы в красный цвет не красили ? Судя по фотографиям, в полку, где был Пепеляев, носы в красный цвет покрашены, вплоть до кабины. То есть у Вас такого не было ?
Отучили их дурью маяться.
- Почему ? То есть, каким образом ? Поясните ?
Просто бить их стали...
- Команды бывали, что надо сбить в первую очередь, если увидите самолёт вот с таким-то конкретным номером, с таким-то обозначением ?
Нет. Не было.
- Какого цвета номера были на самолётах ?
Красного.
- У всего полка ? Или только у Вашей эскадрильи ?
Я сейчас не помню. Это не существенно, самолёт раньше был в первой эскадрильи, а я не перекрашивал его.
- Какая у Вас эскадрилья была ?
Вторая. [ 1-я АЭ. Примечание И. С. ]
- Вы на нём так вот до конца и довоевали ? Или потом новый получили ?
До конца. На одном.
- Ну а если его на профилактику забирали ?
Тогда на другой садился. Редко, но бывало.
- А скажите, на валежку летали ?
Если приспичит, так прижучат, как следует, так и до валежки доходило дело. Специально на облёт валежки не летали. Стандартная скорость была, 1100, всё. Дальше уже не моги, дальше развалишься. Ну а как только плохо начинает слушаться - сбавляешь.
- Скажите, такое мнение существует про МиГ-15, что он штопорил вправо плохо ? Влево хорошо, а вправо плохо входил и выходил ?
Не знаю, штопорил. У нас не было таких случаев печальных.
- С перегрузками как боролись ?
Ну, как ? Если можешь, терпи, сколько можешь. А не можешь, нечего соваться было...
- То, что у американцев перегрузочные костюмы были, Вы знали ?
Да, знали.
- И как Вы к этому относились ?
Ну, положительно, как. В смысле - отрицательно. У нас-то их не было.
- Скажите, у Вас в полку политработники были ?
А как же.
- Чем занимались ?
Болтовнёй. Ну, назначали лётчика политработником и всё. Болтал много и всё...
- Скажите своё мнение. Я беседовал со многими ветеранами, и вот кого ни спрашиваю про политработников, почти все говорят, что без них было бы лучше.
Да нет, почему ? Я знал одного политработника, который имел в Отечественную войну 4 ордена Боевого Красного Знамени. Лётчик. Потом начальником политотдела дивизии у нас был.
- Особисты были ?
А как же. В каждом полку.
- Мешали, нет ? Или Вы их просто не замечали.
Ну, настоящего особиста, его не видно. А если его увидели, это уже не особист. И если он мешает, его убирают.
- Скажите, праздники как отмечали ?
Как и положено на Руси. Собрались... А завтра с похмелья в полёт. Тяжело, а что было делать.
- Отравления кислородом были ? Ну, так, что бы там после полёта лётчику плохо становилось ?
Нет, на моей памяти не было. У нас было строго, следили за этим делом.
- Скажите, бывали случаи, когда по своим лупили ?
Стрелять ? Возможно, и были, были такие случаи. В бою вообще-то были, наверное. С перепуга-то может и пальнуть. Ну, так, что бы свой своего сбил... Не было.
- Скажите, сколько времени требовалось лётчику для того, что бы войти в нормальное рабочее состояние ? Сколько вылетов ?
Ну, это уже от способностей зависит. Вылетов 10 надо, что бы он стал более - менее уверено чувствовать себя. А другого, сколько не учи, трус он и есть трус. Хотя и по 100 вылетов имеет.
- И как таких товарищей учили ? Или их просто списывали ?
Они уезжали в Россию. Быстро...
- А так, что бы там по морде дать ?..
Нет. Не было.
- К Вам американцев сбитых привозили ?
Я одного видел, через перегородку. Я его видел, а он меня нет. Его допрашивали, и я напросился послушать. Особисты допрашивали его. Ну что ? Он уже во второй раз приехал в Корею. Вот почему я и пошёл посмотреть, что за парень такой.
- Фамилию не помните, конечно ?
Не помню, звание первый лейтенант.
- Когда это ориентировочно было ?
Да чёрт его знает, сейчас я не помню уже. В начале 1953 года, по-моему.
- Что говорил интересного ?
Допрос вели на английском языке. Без перевода. А я по-английски ничего и тогда не понимал и сейчас ничего не понимаю.
- Допрашивали наши или китайцы ?
Наши.
- Вроде существовала команда, наших не светить американцам ?
Ну не знаю там, кто себя за кого выдавал.
- По Вашему мнению, какой главный недостаток был у американцев ?
Каждый человек, это личность. У него и положительных, и недостатков навалом, понимаешь ли. У них - гонора хоть отбавляй. И если раза 3 - 4 трёпки хорошей дадим, они с месячишка притихнут. Притихнут, и потом опять начинают. И опять по шее надаём, снова не летают.
- Какой самый большой урон, я имею в виду Ваш полк, наносили американцы ?
У нас 4 потери. Лётчиков. [ Всего погибло в полку 5 лётчиков: Чернавин В.С., Седышев В.Н., Коршунов Б.В. ( все 1-я АЭ ), Ерёмченко Ф.С. ( 2-я АЭ ) и Рыбаков К.А. ( 3-я АЭ ) Примечание И. С. ]
- В один день ?
Не в день, за всё время ! А общие потери самолётов, с учётом разбитых, примерно десятка два. [ Всего 518-й ИАП потерял в небе Кореи 15 самолётов и 5 лётчиков. Самая большая единовременная потеря полка: 3 потерянных самолёта за 4.09.1952 г. - все лётчики спаслись. Примечание И. С. ]
- А Вы американцам ? Сколько вы максимально сбивали за один бой ?
Один, два самолёта. [ Действительно, обычно в боях с американцами, лётчики 518-го ИАП сбивали по 1 - 2 самолёта не больше. Успешный бой был 9.09.1952 года, когда Михин сбил одного F-86 и подбил другого, а старший лейтенант Стадник Е. И. сбил ещё одного F-86. Правда, не могу утверждать, что все 3 сбиты в одном бою - данные за день. Всего лётчики 518-го ИАП сбили в небе Кореи 38 самолётов ВВС США ( 36 F-86, 1 F-84 и 1 "Глостер - Метеор" ), а также повредили ещё 26 самолётов противника ( все F-86 ). Примечание И. С. ]
- Боезапаса хватало ?
Хватало. И если лётчик соображал, он всегда оставлял про запас. Я Вам рассказывал, как они атаковали нас при посадке, когда мы возвращались.
- На этих охотников охотились ?
Охотился, я вообще последнее время на охоту летал.
- И как, этих охотников удалось "прищучить" ?
Ни разу не прищучивал, они ребята тоже шустрые. Это уже не охотник, если его самого можно прищучить. Это уже "дичь" называется. Ладно, пока хватит, встретимся в следующий раз.
К сожалению, следующая встреча не состоялась - 25 Марта 2007 года Михин Михаил Иванович скончался.
Всего М. И. Михин совершил в небе Кореи 140 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 9 и подбил 3 самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 Июля 1953 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Майору Михину Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 10834 ).
1. 09.08.1952 г. - подбил F-86
2. 19.08.1952 г. - сбил F-86
3. 04.09.1952 г. - сбил F-86 ( сбит F-86E №51-2722 из состава 335FIS 4
FIW, Ira. M. Porter спасся на парашюте и спасён ПСС ВВС США )
4. 06.09.1952 г. - сбил F-86
5. 08.09.1952 г. - сбил F-84 ( сбит F-84E-25 №51-596 из состава 9 FBS 49
FBW пилот, которого Bruce R. Campbell остался жив )
6. 09.09.1952 г. - сбил F-86 ( предположительно, F-86E №50-0672
из состава 4 FIW, судьба пилота неизвестна )
7. 09.09.1952 г. - подбил F-86 ( предположительно это был F-86E №50-0666
из состава 334FIS 4 FIW, пилот Dunlap при посадке разбил самолёт )
8. 12.09.1952 г. - сбил F-86
9. 18.09.1952 г. - сбил F-86 ( предположительно сбил F-84G-15 №51-1157
из состава 430 FBS 474 FBW, его пилот Calvin E. Hodel пропал без вести )
10. 29.09.1952 г. - сбил F-86
11. 29.09.1952 г. - подбил F-86
12. 18.05.1953 г. - сбил F-86
Интервью Корытова Олега и Чиркина Константина.
Литературная обработка Игоря Жидова.
Особая благодарность Светлане Спиридоновой и Игорю Сеидову.
Оригинал статьи находится на сайте - www.airforce.ru
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |