КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Пономарёв Михаил Сергеевич |
Михаил Пономарёв родился 15 Декабря 1920 года в селе Алексеевка, ныне Карагандинской области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы. Работал на шахте в Караганде. В Красной Армии с 1940 года. Окончил военную авиационную школу пилотов в 1942 году. На фронтах Великой Отечественной войны с Марта 1943 года. Воевал в составе 832-го истребительного авиационного полка. Летая на "Яке", в воздушных боях уничтожил 2 вражеских самолёта. В Октябре 1944 года полк был включён в состав ВВС Польши на Восточном фронте, став 11-м ИАП. Последнюю победу одержал 2 Мая 1945 года, сбив под Берлином лёгкий связной самолёт Fi-156. В составе Польских ВВС оставался до Июля 1947 года. Затем вернулся в Советские ВВС. Весной 1951 года Капитан М. С. Пономарёв был направлен в Корею, где совершил 175 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 10 самолётов противника. Только за один день, 11 Сентября 1951 года, он уничтожил 4 вражеских самолёта, причём 3 "Метеора" - в одном вылете. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Ноября 1951 года за самоотверженное выполнение служебного долга Пономарёву Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 9284 ). На такой машине М. С. Пономарев воевал в Корее. После возвращения в СССР, Михаил Сергеевич был списан с лётной работы и переведён в штаб ВВС ( в город Хабаровск ). С 1968 года Подполковник М. С. Пономарёв - в запасе, а затем в отставке. Жил в Херсоне. Умер 26 Сентября 2006 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями, 2-мя иностранными орденами. Эпизоды из боевой деятельности.18 Июня 1951 года свой первый результативный воздушный бой провели лётчики 523-го ИАП. В 9:32 - 10:00 в районе Тэйсю - Хакусен они сбили 3 F-86. Отличились Подполковник А. Н. Карасёв, Капитан М. С. Пономарев и Старший лейтенант Яковлев. К этому надо добавить, что и лётчикам другого полка дивизии - 18-го Гвардейского ИАП удалось сбить ещё 2 F-86. 26 Июня 1951 года Капитан М. С. Пономарёв был назначен командиром эскадрильи в 17-й ИАП ( вместо майора Иванова, который за неумелые действия был отстранён от командования ), в котором принял должность 17 Июля. К этому времени на счету Пономарёва были уже 2 победы, которые он одержал 18 и 24 Июня 1951 года. Это был, по свидетельству сослуживцев, исключительно смелый, грамотный и волевой командир. Он был не просто хорошим лётчиком и храбрым воином, но постоянно искал и находил новые, ранее неизвестные тактические приёмы для ведения воздушного боя. Своим умением и знаниями он щедро делился со всеми, кто хотел этого. С его приходом 2-я авиаэскадрилья 17-го ИАП воспрянула духом, и дела там пошли на лад. 31 Августа полк выполнил 3 боевых вылета, 2 из них - полковых. В 3-м боевом вылете в 17:02 полк в составе 26 экипажей вёл командир дивизии Генерал Г. А. Лобов. Он возглавлял шестёрку в ударной группе 1-й АЭ, которая взлетела первой. Звено Старшего лейтенанта Н. В. Сутягина находилось в группе прикрытия. 2-я и 3-я АЭ под командованием Майора Г. И. Пулова взлетела на 7 минут позже. В бою с истребителями - штурмовиками было сбито 4 F-80 без потерь с нашей стороны. По одному самолёту противника сбили Генерал Г. А. Лобов, Майор Г. И. Пулов, Капитан М. С. Пономарёв и Лейтенант А. Т. Божко. 11 Сентября в первом воздушном бою 24 МиГ-15 под командованием Майора Г. И. Пулова были направлены на отражение бомбардировочного удара 12 В-29, прикрытых большими силами истребительной авиации. Были сбиты 3 F-84 - 2 Капитаном М. С. Пономарёвым и 1 - Старшим лейтенантом Н. Г. Волковым, ещё F-84 подбил Майор Г. И. Пулов. Рассказывает Григорий Иванович Пулов: "Миша Пономарёв постоянно просил у меня разрешения направлять его на штурмовики, так как он на них специализировался и удачно с ними вёл бои. В одном таком бою пара F-84, делая маневр "ножницы", столкнулись друг с другом в воздухе при атаке по ним самолёта Пономарёва, ещё одного F-84 Пономарёв в тот же день сбил огнём из пушек своего "МиГа". Прилетев на аэродром, он спросил у меня, записывать эти 2 столкнувшихся самолёта противника на счёт его эскадрильи или нет ? Я ответил, что это его заслуга и все 3 F-84 будут записаны на его личный счёт". В тот же день, во втором воздушном бою 26 МиГ-15 с 8 Ф-84 в районе Дзюнсен, полковую группу возглавлял заместитель командира дивизии Подполковник А. С. Куманичкин, который сбил один F-84. Капитан М. С. Пономарёв вёл звено прикрытия и также сбил один F-84. Таким образом, Михаил Пономарев в один день увеличил свой боевой счёт сразу на 3 самолёта противника и стал вторым асом в составе 17-го ИАП. Его ведомый Лейтенант А. Т. Божко также подбил F-84, но был сам сбит уже при возвращении на свой аэродром, предположительно огнем зенитной артиллерии Корейской народной армии. Лейтенант Божко удачно катапультировался и приземлился в районе Киган, 15 км восточнее Сейсен. Вернулся в часть 13 Сентября. Вспоминает Алексей Николаевич Николаев: "С Божко была история, когда его сбили, которую я хорошо помню: в воздух тогда была поднята вся дивизия. Наш полк возглавлял сам комдив Куманичкин. Встретились скоро с многочисленными истребителями и штурмовиками противника. Как всегда, когда начинается бой, в эфире начинается гвалт. И вот слышен в наушниках чей-то выкрик: "Вижу парашютиста !" И в ответ голос командира дивизии Куманичкина: "Это мой парашютист. Это мой парашютист !" Когда вернулись домой, то оказалось, что не вернулся с задания Лейтенант А. Т. Божко. В том бою было сбито несколько самолётов противника. Вскоре к нам на разбор полёта прибыл сам Генерал Г. А. Лобов. Помнится, как здорово он ругал нашего комдива, почему он потерял своего лётчика, - "Нужен мне ваш заср...й "Шут" ! - кричал он на Куманичкина. Через 2 дня стало известно, что Божко жив и невредим, только приземлился он без сапог, босым. Сапоги свалились с ног во время открытия парашюта. Мы долго после этого смеялись над всей этой историей". Один из тяжёлых боёв заключительного периода командировки 17-й ИАП провёл 23 Января. В этот день Подполковник Н. И. Масленников повёл группу из 20 МиГ-15 на перехват истребителей противника и провёл воздушный бой с 20 F-86. Было сбито 2 "Сейбра" и ещё 3 - подбито. Самолёты сбили Капитан М. С. Пономарёв и Старший лейтенант Н. Г. Волков. Но и у нас в воздушном бою было подбито 3 самолёта. В этом тяжёлом бою лётчики 17-го ИАП сражались с пилотами из 16-й авиаэскадрильи 51-го истребительного авиакрыла. Американцы отрицают потери своих "Сейбров" в этом бою, но зато сами заявили о 2-х сбитых в этот день "МиГах", - так повреждённые МиГ-15 оказывались на счетах американских пилотов как "достоверно сбитые". Возможно, и у 16-й АЭ в этот день есть повреждённые "Сейбры", которые числятся у нас как "достоверно сбитые", - на войне такие казусы бывали часто ! |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |