КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Самойлов Дмитрий Александрович |
Дмитрий Самойлов родился 31 декабря 1922 года в городе Коканде Ферганской области ( Узбекистан ), в семье служащего. После смерти отца в 1931 году семья переехала в подмосковный город Электросталь. В 1939 году, будучи учеником 9-го класса, Дмитрий поступил в Ногинский аэроклуб, который окончил через год. В 1940 году окончил 9 классов средней школы № 181 в городе Электросталь Московской области. С декабря 1940 года в рядах Красной Армии. До сентября 1941 года обучался в Качинской военной авиационной школе лётчиков, в 1942 году окончил Конотопскую военную авиационную школу лётчиков ( ВАШЛ ). В 1942 - 1946 был лётчиком - инструктором Конотопской ВАШЛ. С июля 1946 года служил в строевых частях ВВС ( Прибалтийский, Белорусский и Московский военные округи ). В 1951 году находился в правительственной командировке на территории Китайской Народной Республики, зарекомендовал себя смелым и инициативным лётчиком - истребителем. Участник войны в Корее с мая 1951 года по февраль 1952 года. Старший лётчик 523-го истребительного авиационного полка ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус ) старший лейтенант Д. А. Самойлов совершил 161 боевой вылет на истребителе МиГ-15, в воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника. 9 сентября 1951 года между 11 и 12 часами дня в районе Ансю разыгралось грандиозное сражение, в котором участвовало около 200 самолётов противоборствующих сторон. В этом сражении участвовали все 5 полков 303-й и 324-й дивизий, и одну из полковых групп возглавил сам командир 64-го корпуса генерал - майор Г. А. Лобов. В налёте участвовало до 18 бомбардировщиков В-29, до 50 истребителей F-86 и до 80 истребителей - штурмовиков типа F-80 и F-84. Рассказывать о столь большом сражении довольно трудно, и лучше, чем сами участники этого,боя, никто не сделает. Вот, например, что рассказывает об этой схватке лётчик 523-го ИАП старший лейтенант Д. А. Самойлов: "9 сентября 1951 года я с Михаилом Зыковым совершил первый боевой вылет в качестве ведущего пары. Мы с Зыковым были в группе ведущего полка капитана Г. У. Охая. После нескольких маневров две другие эскадрильи были связаны боем, и тут нашу шестёрку атаковали 24 F-86. Мы разошлись веером, я с Зыковым начал выполнять левую восходящую спираль, за нами погналась восьмёрка F-86. Встреча произошла на высоте 6000 - 6500 метров. На первом этапе за счёт большой скорости F-86 сближались, и примерно с дистанции 1000 метров ведущая пара начала вести огонь из пулемётов, но затем они стали отставать, и на высоте примерно 11 000 метров отвалила одна четвёрка, а затем и другая. Осмотрев воздушное пространство и убедившись в отсутствии других самолётов противника, я полупереворотом перевёл самолёт на сближение. Догнал последний самолёт противника и сбил его. Это был первый сбитый мною самолёт американцев". Всего нашими лётчиками было заявлено 7 побед над пилотами "Сейбров": по 2 победы записали на свой счёт лётчики 176-го и 196-го полков 324-й ИАД, ещё 2 F-86 сбили лётчики 17-го полка и 1 - пилоты 523-го ИАП. Кроме того, шестёрке "МиГов" из состава 18-го полка, которой командовал командир корпуса генерал - майор Г. А. Лобов, удалось выйти в район действия ИБА противника, где они встретили 64 штурмовика F-80 без прикрытия и атаковали их сверху. В этой атаке Лобов сбил один F-80, а остальные тут же ушли в море. У нас был сбит один МиГ-15, лётчик 196-го ИАП старший лейтенант Н. Е. Андрушко катапультировался из сбитого самолёта. Американцы же заявили, что сбили в этом бою 2 "МиГа", но, скорее всего, вторая победа не состоялась, так как все, кроме Андрушко, из боя вернулись на свои базы в Аньдун и Мяогоу. Как и прежде, американская сторона отрицает потери своих F-86 в этом бою и только подтвердила повреждение в этом сражении одного своего F-86Е с № 51-2740 из состава 335-й АЭ, но его пилоту 1-му лейтенанту Дону Ябушу удалось благополучно сесть на своей базе, и его вскоре восстановили. Это был "Сейбр", который обстрелял старший лейтенант Самойлов, но не сбил, а только подбил его. Американская сторона подтвердила только победу генерала Г. А. Лобова: им был сбил F-80 с № 49-814 из состава 8-й ИБАГ, который упал в районе Хайджу, - судьба пилота неизвестна. В свою очередь пилоты 334-й и 335-й АЭ заявили, что сбили в этом сражении 2 МиГ-15. В действительности капитану Ричарду Беккеру из 334-й АЭ удалось сбить самолёт старшего лейтенанта Н. Е. Андрушко, а вот капитану Ральфу Гибсону из 335-й АЭ не повезло - он в лучшем случае легко повредил один из "МиГов", но не сбил его... 10 сентября 1951 года между 16 и 17 часами дня в районе Дзюнсен произошёл воздушный бой, когда американцы предприняли налет, который осуществляли истребители - бомбардировщики F-84. Сначала в 16:14 в районе Дзюнсен группа из 14 "МиГов" 523-го ИАП встретила группу из 18 F-84 из состава 8-й АЭ 49-й ИБАГ и просто разгромила её, пользуясь отсутствием прикрытия из "Сейбров". Отличились в бою с "Тандерджетами" лётчики: капитаны Г. У. Охай, Д. В. Мазилов и старшие лейтенанты Д. А. Самойлов ( это его 2-я победа за этот день ), И. И. Яковлев и П. З. Чуркин, без своих потерь. Через 10 минут в районе Дзюнсен вылетевшая чуть позже основной группы 1-я эскадрилья 523-го полка под командованием майора А. П. Трефилова в составе 10 экипажей перехватила группу из 8 F-80, и майору Трефилову удалось один из них подбить - остальные тут же покинули данный район. Вылетевшая на усиление в 16:29 группа из 22 "МиГов" 17-го ИАП уже противника в данном районе не встретила - налёт был успешно отбит. Бой истребителей был в этот раз не столь ожесточённым, можно даже сказать, шёл вяло, так как после больших потерь в предыдущем бою у лётчиков "Сейбров" резко упала боевая активность. Никаких потерь лётчики 64-го корпуса в этих боях не понесли. Американцы не признают потерь среди F-84 и F-80 в этот день, заявив в свою очередь, что пилотам "Тандерджетов" в этот день удалось даже повредить 4 ( ! ) МиГ-15, хотя точно известно, что ни один "МиГ" корпуса в этот день не имел повреждений. В сражении "Сейбров" с "МиГами" американцы признают потерю только одного своего F-86А с № 48-256 из состава 334-й АЭ, а его пилот 2-й лейтенант Джон Бурке дотянул до моря, где и покинул свой подбитый "Сейбр" - его вскоре подобрал поисковый гидросамолёт ВМС США. Его сбил старший лейтенант Шаталов, а вот Суровикин и Самойлов не сбили, а только повредили 2 F-86А с № 49-1227 и с № 49-1139, которые благополучно добрались до своей базы в Кимпо и через некоторое время были восстановлены. Австралийское командование также не подтверждает потерю своего "Метеора" в этот день. Однако как бы ни скрывали свои потери представители ВВС США и Австралии, но поле боя осталось за "МиГами", которые в очередной раз отбили налёты истребителей - бомбардировщиков ВВС США и нанесли им при этом потери. Октябрь 1951 года начался жаркими воздушными боями в районах Сюкусен, Дзюнсен и Ансю. Уже 1 октября лётчики 303-й ИАД провели схватку в районе Сюкусен с "Сейбрами" 4-го ИАКР. В этот день противник осуществил один налёт силами своей ИБА в район Ансю. Этот налёт был проведен утром в районе 9:10 - 9:30. На отражение этого налёта были брошены лётчики 303-й ИАД. Вылет осуществили все 3 полка дивизии. Вылетевшие чуть ранее лётчики 523-го полка в районе Сюкусен встретили группу из 16 F-86, осуществлявших передовой перехват наших истребителей. Лётчики 523-го ИАП вступили с ними в бой, который закончился потерями с обеих сторон: старшему лейтенанту Д. А. Самойлову в районе населённого пункта Дзян - Сяури удалось сбить один F-86. Но и полк потерял один свой самолёт: при ведении воздушного боя капитан П. П. Павловский оторвался от своего ведущего и был атакован парой F-86. В результате атаки его самолёт загорелся и потерял управляемость. Лётчик с высоты 10 000 метров катапультировался. Самолёт был разбит. Лётчик получил лёгкие ушибы руки и задней части головы. Лётчики 523-го ИАП дрались в этом бою с пилотами 334-й АЭ, и 1-му лейтенанту Раймонду Бартону удалось сбить самолёт капитана П. П. Павловского. 24 октября лётчики 523-го ИАП сбили 5 F-86 и 3 "Глостер - Метеора". Лётчики одной пары, ведущим которой был старший лейтенант Д. А. Самойлов, а ведомым - старший лейтенант М. А. Зыков, сбили в этом бою по 3 F-86. Самойлов сбил F-86А с № 49-1236 и F-86А с № 49-1109, а их пилоты 1-й лейтенант Брэдли Айриш из 334-й АЭ и 1-й лейтенант Фред Вике из 336-й АЭ попали в плен. Зыкову удалось серьёзно повредить F-86А 1-го лейтенанта Регланда Дейтона, которому хоть и удалось посадить свой повреждённый "Сейбр" в Сувоне, но его вскоре списали. Об одном из напряжённых воздушных боёв, проведённых 27 октября 1951 года, Дмитрий Александрович вспоминает так: "Я вылетел своей парой в звене Попова, командира нашей 2-й эскадрильи. 1-я и 3-я эскадрильи были ударными, а мы прикрывающими, и шли замыкающей группой полка. Подлетаем к району встречи, и я вижу картину: вправо к заливу уходит группа "крепостей", - совершенно свободная, не прикрытая никем, - а за ней огромный клубок истребителей. Говорю Попову: "Наверное, надо "больших" ( В-29 ), атаковать". Он командует: "Атакуем !" - и сразу на них. Я справа от него находился, и те вправо уходят. Не захотелось мне почему - то перестраиваться, и я тоже резко развернулся вправо. Крен пришлось сделать почти 90 градусов, Попова из виду потерял, подтянул ещё немного и вывел самолёт на прямую. Огляделся - Зыков ( мой ведомый ), справа мотается, и никого больше... Куда Попов подевался - не знаю, и потом после вылета спросить забыл". В это время пара капитана Попова вступила в бой с F-84 из группы прикрытия. Из 6 "МиГов" 2-й эскадрильи к "Суперфортрессам" удалось прорваться лишь Д. А. Самойлову со своим ведомым. Он продолжает: "И вот передо мной девятка В-29-х. Они с дымком, на форсаже удирали в залив, знали, что мы там не летаем. Но, тем не менее, у меня скорость 1000 км/час с лишним, а у них нет и 700, сближаемся быстро. Они палят из пулемётов, трассы на встречных курсах не видны, но по огонькам на всех башнях ясно - стреляют. Провёл атаку, зажёг одного... Мне бы проскочить над или под ними, как угодно, - скорость большая, мог бы оторваться, - а там развернуться и вторую атаку в лоб... Но не захотел на встречных курсах, сзади атаковать удобнее, скорость сближения меньше. И как только я прекратил огонь, сразу начал боевой разворот - почти над их группой. И вот тут Зыков кричит: "Я подбит !" Когда зависли над ними, они его и зацепили. Всё, раз подбит, то надо выходить из боя. Отворачиваем и видим, что к "крепостям" несется вся та свора истребителей - и "МиГи", и F-84. Один "Тандерджет" попался мне, легко так... На встречно - пересекающихся, под ракурсом примерно 3 / 4. Дал очередь, смотрю - повалился... Ну, а домой прилетели, посмотрели - у Зыкова всего одна пробоина, в фюзеляже где - то..." Крупные сражения развернулись 4 ноября 1951 года. Американцы предприняли 2 крупных налёта в район Ансю. На их отражение были подняты 303-я и 324-я авиадивизии, которые вели тяжёлые воздушные бои в районе Ансю. Причём лётчики 303-й ИАД взяли на себя истребители сопровождения, а лётчики 324-й ИАД прорывались к группам F-84 и F-80, которые четвёрками и восьмёрками на малой высоте "работали" по коммуникациям северокорейцев. Тяжёлый бой сложился у лётчиков 523-го полка: в ходе 10-минутной схватки нашим лётчикам удалось сбить 2 "Сейбра" - отличились майор А. П. Трефилов и старший лейтенант Д. А. Самойлов. Оба "Сейбра", по их докладу, упали в море... За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года капитану Самойлову Дмитрию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 9281 ). 5 января 1952 года при отражении утреннего налёта противника в районе Сюкусен - Дзюнсен группа из 16 "МиГов" 523-го ИАП перехватила пару F-84, которые после штурмовки цели возвращались с задания. Их атаковала пара полковника А. Н. Карасёва и капитана Д. А. Самойлова, которые подбили оба "Тандерджета", и они со снижением ушли в сторону моря. В тот день под удар наших "МиГов" попала пара F-84Е из состава 111-й АЭ 136-й ИБАГ. Пилот одного из них, Рэй Гринвей, дотянул до своей авиабазы в Тэгу на своём подбитом F-84 с № 51-674, но при посадке разбился и погиб. После возвращения в Советский Союз, Д. А. Самойлов продолжал служить в строевых частях. С декабря 1955 года был командиром эскадрильи 523-го ИАП, а с февраля 1957 года - уже командиром эскадрильи 224-го ИАП. С 1957 года - военный лётчик 1-го класса. С марта 1958 года майор Д. А. Самойлов - заместитель командира по лётной подготовке 224-го ИАП ( 10-я Дальневосточная армия ). С июля 1960 года полковник Д. А. Самойлов - в запасе. В 1965 году окончил машиностроительный техникум. До 1988 года работал инженером на Электростальском заводе тяжёлого машиностроения. С 1988 года на пенсии. В настоящее время живёт в городе Электросталь Московской области, Почётный гражданин города. Награждён орденами: Ленина ( 1951 год ), Красного Знамени ( 1951, 1955 гг. ), Отечественной войны 1-й степени ( 1985 год ), Красной Звезды (1955 год ); медалями, китайской медалью. Информация о Д. А. Самойлове на сайте - |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |