КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Семёнов Дмитрий Васильевич |
Родился 24 октября 1918 года в селе Богородицкое, ныне Ухоловского района Рязанской области. После окончания средней школы в 1936 году занимался в аэроклубе. Потом учился в Серпуховской военной авиационной школе лётчиков, которую закончил в 1940 году. Был направлен на Дальний Восток в морскую авиацию. Службу начал в сентябре 1940 года младшим лётчиком 45-го истребительного авиационного полка, летал на самолётах И-15бис и И-16. В 1945 году, в составе этого же полка, принимал участие в войне с Японией. Был командиром звена, летал уже на Як-9. Полк обеспечивал воздушное прикрытие боевых действий кораблей Амурской флотилии и базировался на аэродромах Маньчжурии. За участие в этих боевых действиях Д. В. Семёнов был награждён медалью "За победу над Японией". После окончания войны продолжал службу в различных частях морской авиации Тихоокеанского флота в должности командира эскадрильи. В 1951 году был назначен помощником командира 781-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота, дислоцированного на аэродроме Унаши Приморского края ( ныне Золотая Долина ). В то время полк летал на истребителях Р-63 "Кингкобра". После переучивания на МиГ-15бис, полк был направлен в специальную командировку в Корею, где находился с февраля по октябрь 1953 года. Под командованием подполковника Н. Д. Снопкова, полк входил в состав 216-й истребительной авиационной дивизии ( 64-й истребительный авиационный корпус ) и дислоцировался на аэродроме Аньдун ( впоследствии на Мяогоу и Дапу ). Лётчики полка сбили за войну 12 вражеских самолётов ( 11 F-86 "Сейбр" и 1 F-84 "Тандерджет" ) и повредили ещё 7 самолётов. Потери 781-го ИАП ТОФ составили 9 самолётов и 5 лётчиков. Таким образом, результативность полка оказалась, к сожалению, достаточно низкой по сравнению с результатами лётчиков ВВС или полков дивизий ПВО. Самым результативным лётчиком среди моряков стал старший лейтенант А. И. Куцыгин. Участвуя в боевых действиях с марта по конец июля 1953 года он успел сбить 2 самолёта ВВС США и повредить ещё 2 самолёта. Более никто из морских лётчиков этот результат превзойти не смог. Ведущим у А. И. Куцыгина летал капитан Д. В. Семёнов, который
сбил лично 1 F-86 и ещё 2 F-86 повредил. Хроника его побед, согласно официальным
данным полка, такова: [ Согласно лётной книжки Д. В. Семёнова за период с 24 февраля по 21 июля 1953 года им выполнено 38 боевых вылетов, при этом: водил звено - 2 раза, эскадрилью - 28 раз и полк - 1 раз; проведено 13 воздушных боёв ( воздушных стрельб - 3 ), сбито 2 самолёта и 1 подбит. Возможно, позже Семёнову засчитали один из подбитых им "Сейбров" как сбитый. Это могло быть сделано уже только после окончания боевых действий, что подтверждается наличием исправлений о количестве побед в лётной книжке лётчика. 1 июня 1953 года 64-м ИАК было заявлено 1 сбитый и 1 подбитый F-86 - оба на счету лётчиков 781-го ИАП ТОФ. Подбитый на счету Семёнова. Американцы признают потерю 31 мая 3-х своих F-86. Так что это даже больше чем мы заявили вместе с подбитыми машинами противника. 7июня корпусом было заявлено 2 сбитых и 2 подбитых F-86 - один из сбитых на счету Семёнова. Американцы признают в этот день 1 потерянный и 1 повреждённый F-86. 12 июля корпусом заявлен 1 сбитый и 3 подбитых F-86 - один из подбитых на счету Семёнова. Американцы признают в этот день 3 потерянных F-86, 2 из которых столкнулись в воздухе. Возможно потом оба подбитых F-86 были записаны 781-му ИАП как сбитые. ] За участие в Корейской войне Дмитрий Васильевич Семёнов награждён орденами: Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ) и Дружбы КНР. После возвращения в Советский Союз, продолжал служить в ВВС, освоил новые самолёты МиГ-17 и МиГ-19. В 1955 году майор Д. В. Семёнов был переведён в авиацию ПВО страны, служил на различных командных должностях, был руководителем полётов. В декабря 1959 года уволен в запас. Но с небом Семёнов не расстался, работал старшим инспектором - лётчиком Амурского обкома ДОСААФ. С 1963 года по 1970 год работал старшим диспетчером службы движения Благовещенского аэропорта. Умер в 1991 году. После многочисленных аварий и катастроф в Гражданской авиации всё более актуальной становится тема обеспечения безопасности полётов. У Дмитрия Васильевича Семёнова был такой случай - последний гражданский его подвиг, на который отважился бы не каждый человек ( потерять работу и профессию диспетчера ). Пройдя обучение, с 1963 года по 1970 года Семёнов работал старшим диспетчером службы движения Благовещенского аэропорта. И ветераны этого аэропорта ещё помнят, как он спас аварийный пассажирский самолёт Ил-18 со 100 пассажирами на борту, посадив его на военный аэродром города Завитинска, что категорически запрещалось в то время. На самолёте, летевшем из Хабаровска, отказал двигатель, аэропорт Благовещенска не мог его принять по метеоусловиям, до запасного аэродрома Гражданской авиации он бы просто не дотянул. Ситуация складывадась критическая... Семёнов принял решение, противоречащее всем инструкциям, но спасшее жизнь людям. Он приказал военным, принять пассажирский самолёт как борт № 1 ( то есть, как правительственный рейс ). Это был его гражданский подвиг. Но после этого случая, ему пришлось уволиться из аэропорта по причине многочисленных проверок, допросов комиссий, лишений премий ( с указанием в приказах за этот случай ) и так далее. И он полностью ушёл на пенсию в 1970 году. Но перед уходом на пенсию ( как он сам рассказывал ), лётчики того аварийного рейса приезжали к нему на работу, благодарить его за спасение. Эпизоды из боевой деятельности Д. В. Семёнова в небе Кореи:7 июня 1953 года воздушные бои состоялись в районе Сиодзио - Тайсен, в которых лётчики 535-го ИАП сбили один "Сейбр" и один подбили. Один F-86 в этом районе боёв сбили также лётчики 781-го ИАП ТОФ, и один "Сейбр" подбили лётчики 726-го ИАП из 133-й ИАД. Эти бои прошли без потерь с нашей стороны, однако над аэродромом Дапу было потеряно 2 машины из 535-го ИАП на взлете. В результате неожиданной атаки из-за сопок двух пар F-86, старший лейтенант С. А. Дорохов погиб, а капитан П. Н. Блинов остался жив. Командование 5-й ТВА США заявило, что лётчиками "Сейбров" в этот день было сбито 5 "МиГов", из них 4 на счету лётчиков 4-го ИАКР, 2 из которых в этом бою сбил капитан Ральф Парр из 335-й АЭ. Также были потеряны и 2 "Сейбра": один из них серьёзно повредил "МиГ" - это был F-86Ф с № 51-2905 из состава 39-й АЭ. Видимо, позже этот "Сейбр" был списан. Ещё один F-86Ф-30 с № 52-4384 из состава 67-й АЭ 18-го ИБАКР также разбился "при взлёте", его пилот Миллер уцелел. Первый "Сейбр" стал добычей капитана А. Г. Андреева из состава 535-го ИАП, а второй - капитана Д. В. Семёнова из морского 781-го полка. 12 июля 1953 года бои прошли в районах аэродромов Аньдун и Дапу, где "Сейбры" - охотники попытались подловить кого - нибудь из лётчиков 64-го ИАК или ОВА, и, к сожалению, им это удалось. Так, в районе аэродрома Аньдун, где базировался 781-й ИАП ТОФ, "Сейбры" подловили на посадке группу "МиГов" из морского полка и сбили на высоте всего 15 метров капитана Виктора Михайловича Белова. Он вместе с самолётом врезался в землю - это был последний погибший лётчик 781-го ИАП ТОФ, оставшийся лежать на русском кладбище в Порт - Артуре. В этом вылете шестёрку "МиГов" 781-го полка под командованием подполковника Н. Д. Снопкова навели на группу из приблизительно 30 F-86. О том, как проходил этот бой, рассказывает Вадим Петрович Сажин: "Недалеко от границы Китая и КНДР, на берегу залива, был гранатный завод. Его часто бомбили самолёты противника F-86 с бомбами. Они выходили со стороны залива, пикировали на завод, бросали бомбы и после этого становились обычными "Сейбрами", готовыми вести бой с "Мигами". Вот нам и надо было им противодействовать на высотах 600 - 1000 метров. Бывало, что мы там действовали не одни, приходили группы и из других полков одновременно с нами. Бомбили они в спешке, старались быстрее освободиться от своего груза. Вот и в том вылете мы столкнулись с большой группой этих истребителей - бомбардировщиков. Много было стрельбы, вообще была целая кутерьма. Наша задача в этой шестёрке была, конечно, уберечь командира полка. Пришлось оттянуть на себя часть "Сейбров" и дать возможность командиру уйти в облака. Вот в том бою мы и наблюдали столкновение двух F-86 на выходе из пикировании. Это видел не только я, но и другие лётчики нашей группы". Американцы признают потерю двух своих F-86 с № 51-2836 и № 51-12972 из состава 335-й АЭ 4-го ИАКР, лётчики которых, Эуген Элдридж и Альберт, Кокс, пропали без вести. Они были записаны на счёт капитана Д. В. Семёнова и старшего лейтенанта А. И. Куцыгина как подбитые. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |