Шеламонов Николай Константинович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Шеламонов Николай Константинович

Шеламонов Николай Константинович

Родился 12  ( 25 )  декабря 1915 года в Пензенской области. После окончания 8 классов и школы ФЗУ, работал токарем, одновременно учился летать в аэроклубе. В 1939 году окончил Ульяновскую школу пилотов - инструкторов Осоавиахима, а в 1940 году - Остафьевскую лётную школу Осоавиахима. Работал лётчиком - инструктором аэроклуба в городе Орша.

С декабря 1940 года в Красной Армии. После окончания курсов переподготовки на И-16, был направлен в Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. После её окончания в 1943 году, был оставлен в ней же лётчиком - инструктором.

Активного участия в Великой Отечественной войне не принимал: всего около месяцав проходил боевую стажировку на фронте.

После окончания войны служил в строевых частях ВВС Московского военного округа, участвовал в воздушных парадах над Красной площадью.

С октября 1950 года по декабрь 1951 года в составе 196-го ИАП   ( 324-я ИАД, 64-й ИАК )  участвовал в оказании интернациональной помощи народу КНДР.

Вспоминает бывший командир 196-го ИАП Герой Советского Союза Е. Г. Пепеляев:

"3-й эскадрильей нашего полка командовал капитан Николай Шеламонов - опытный лётчик, наверное, самый старший по возрасту среди лётчиков полка. Ещё до поездки в Корею он был признан лучшим снайпером ВВС Московского военного округа. Хороший организатор и требовательный командир, он был спокойным и уравновешенным человеком и лётчиком. К боевой работе относился как к обычным полётам, только с большей ответственностью. В воздушных боях проявил себя смелым и находчивым бойцом, грамотным тактиком. Совершил около 120 боевых вылетов  [ И. А. Сейдов в своих исследованиях указывает на 103 боевых вылета лётчика, сам Н. К. Шеломонов - на 120. ], сбил 5 неприятельских самолётов".

8 апреля 1951 года по тревоге была поднята восьмёрка "МиГов" из 196-го полка, которую повёл сам командир полка подполковник Е. Г. Пепеляев. Курсом на Аньдун шёл на большой высоте разведчик RB-45 из 91-й АЭ стратегической разведки ВВС США. Его сопровождали 3 "Сейбра". Разведчик шёл на высоте 12000 метров, чуть ниже на 500 метров шли "Сейбры", но они слишком далеко ушли от разведчика, и между ними образовался разрыв. Воспользовавшись этой ошибкой, пара Пепеляев - Иовлев вышла снизу в хвост к разведчику, и Пепеляев уже был готов открыть огонь, но тут его МиГ-15 попал в спутную струю от двигателей "Торнадо", и машина сделала непроизвольно бочку с потерей высоты. Определив, что позиция для атаки утеряна, Пепеляев свалился на тройку "Сейбров" сверху, приказав по радио второй паре капитана Н. К. Шеломонова  ( ведомый старший лейтенант А. M. Достоевский )  атаковать разведчика.

Самолёт-разведчик RB-45 'Торнадо'

Американский самолёт - разведчик RB-45 "Торнадо".

Самолёт-разведчик RB-45 'Торнадо'

Шеломонов быстро стал сближаться с "Торнадо" и, чтобы не проскочить впереди разведчика, уже стал маневрировать по горизонтали слева направо. Он сблизился с "Торнадо" на такое расстояние, что видел головы американских пилотов, а на боках фюзеляжа рассмотрел окна для фотооборудования. К нему быстро приближались прозевавшие атаку "Сейбры" прикрытия, Шеломонов открыл огонь из всех пушек по разведчику и со снижением ушёл в облака. Бой шёл над морем, так как наши лётчики в азарте преследования не заметили, что пересекли береговую черту. Вся четвёрка Пепеляева попарно вернулась в Аньдун. Шеломонов не видел, сбил он или нет разведчика тогда, данные фотоконтроля не прояснили ситуации, так как из-за сильного холода на большой высоте фотопленка просто ломалась. Однако в конце дня сообщили из корпуса, что "Торнадо" до своего аэродрома не долетел и совершил вынужденную посадку на побережье за Пхеньяном, на территории Северной Кореи. Поэтому победа была засчитана капитану Н. К. Шеломонову, командиру 3-й эскадрильи 196-го ИАП.

16 апреля 1951 года в 11 часов 50 минут по тревоге в район Ансю ушла шестёрка "МиГов" из состава 3-й эскадрильи под командованием капитана Н. К. Шеломонова на перехват группы F-80, которая в количестве 4 машин выскочила со стороны залива и стала штурмовать позиции зенитчиков, расположенные в районе аэродрома Сингисю. Шестёрка Шеломонова на бреющем выскочила на аэродром Сингисю, где сидели северокорейские Ил-10, и над аэродромом перехватила четвёрку "Шутов", которая, увидев "МиГи", тут же прекратила штурмовку и попыталась уйти в залив. При их преследовании один из F-80, уходя от атаки Шеломонова, крутым виражом на малой высоте, почти над водой, задел крылом волны и врезался в воду, так как бой уже ш`л над побережьем Желтого моря. Во время отлива хвост этого F-80 торчал над водой, как крест над могилой пилота. Как выясняется сейчас, в этом бою лётчики 196-го полка дрались не с "Шутами", а с "Тандерджетами" из 524-й АЭ 27-й ИАГ и под пушки Шеломонова попал F-84Е с № 49-2396, а его пилот Томас Л. Хелтон пропал без вести.

18 апреля в очередном бою сошлись 8 "МиГов" 3-й эскадрильи 196-го ИАП с группой из 16 F-86. В районе Тецузана разгорелся ожесточённый воздушный бой, в котором наши лётчики, несмотря на численное превосходство противника, диктовали свои правила боя. Наши пилоты заставили противника вести бой на вертикалях, где преимущество МиГ-15 перед "Сейбром" было очевидным, и выиграли этот бой: ведущему группы Н. К. Шеломонову, а также П. А. Сосковцу и Ф. А. Шебанову удалось поразить 3 "Сейбра", и всем троим они были записаны как сбитые. На самом деле все участвовавшие в этом сражении "Сейбры" вернулись на свою базу в Сувоне. Только одному F-86 с № 49-1227 досталось в этом бою от огня "МиГа", так как 37-мм снаряд попал в хвост "Сейбра" и отбил часть его киля. Однако его пилоту 1-му лейтенанту Бернарду Муру удалось благополучно долететь до Сувона и посадить свой самолёт, и после ремонта он был восстановлен. Скорее всего, киль этого "Сейбра" отбил старший лейтенант Ф. А. Шебанов, так что это его заслуга в этом бою !

9 мая 1951 года американцы предприняли крупнейший налёт на самую крупную авиабазу северокорейцев в Северной Корее - Сингисю. В налёте принимали участие 312 боевых самолётов ВВС и ВМС США. На отражение налёта были подняты несколько групп "МиГов" 324-й ИАД.

Лётчики 196-го ИАП первыми вступили в бой с противником: в 11 часов 50 минут на перехват самолётов противника ушли 14 МиГ-15 полка, двумя группами. Однако противника обнаружила первой группа Н. К. Шеломонова, но атаковала противника только пара Шеломонов - Достоевский. Подойдя в район аэродрома Сингисю, они обнаружили четвёрку "Тандерджетов", которые уже ложились на обратный курс. Оставив для прикрытия сверху звено капитана П. А. Сосковца, Шеломонов со своим ведомым старшим лейтенантом А. M. Достоевским атаковали сверху эту четвёрку F-84. В ходе атаки Шеломонову не удалось открыть огонь по цели, а вот его ведомый удачно поразил ведомого F-84, и тот упал на землю. Остальных атаковать не удалось, так как они ушли в море.

Однако на обратном пути, как рассказывал Николай Константинович Шеломонов, он имел встречу со звеном поршневых штурмовиков. Шеламонов атаковал их уже над морем, куда заходить было нельзя, и сбил один из них, и тот рухнул в море. Так как над морем вести нашим лётчикам бои было запрещено, то, прилетев на аэродром, он не доложил об этой своей победе, и она никак не зафиксирована в документах полка. Предположительно, это могли быть палубные "Корсары", тем более что американцы признают потерю на другой день 2-х своих "Корсаров", и, скорее всего, это мог быть F4U с № 97445 из состава VMF-214, пилот которого погиб "от вражеского воздействия".

Палубный штурмовик F4U 'Корсар'

По предположению аргентинского историка Д. Зампини, это был F-51 с № 44-63400 из состава 2-й АЭ Южноафриканских ВВС, который записан как потерянный 2 дня спустя - 11 мая. Как признают сейчас военные представители Южноафриканских ВВС, этот "Мустанг" действительно был потерян от огня "МиГа".

20 мая 1951 года группа капитана Н. К. Шеломонова с ходу вступила в бой со звеном "Сейбров". При этом, звено старшего лейтенанта П. А. Сосковца обнаружило новое звено F-86, которое намеревалось снизу незаметно атаковать самолёты звена Шеломонова, и перешло в атаку на это звено. В ходе своих поединков с пилотами "Сейбров" наши лётчики доказали, что они на этот раз лучше в мастерстве, чем американские пилоты, и сумели поразить 3 F-86 и вынудить остальных покинуть поле боя. При этом 2 победы одержали лётчики звена Сосковца - старшие лейтенанты В. И. Алфеев и Ф. А. Шебанов, а ведущий группы капитан Шеломонов подбил ещё один "Сейбр".

А вот что вспоминает почти полвека спустя после своей "спецкомандировки" сам лётчик - ас:

"Наша 324-я истребительная дивизия дислоцировалась в Подмосковье. Она считалась элитной, не раз участвовала в парадах над Красной площадью. Наш полк первым в СССР освоил реактивные самолёты МиГ-15, и в порядке поощрения 28 лётчикам, в числе которых был и я, присвоили 1-й класс. Это было в первой половине 1950 года, а в декабре поступила команда: "Срочно убыть в Китай !".

Самолёты погрузили на железнодорожные платформы, сами в пассажирские вагоны - и вперёд !   Мчались круглые сутки, почти без остановок. В новогоднюю ночь пересекли советско - китайскую границу и в первых числах января прибыли в Китай, на аэродром Аньдун. Приказ был такой: "Бои вести только над Северной Кореей !   Южнее 38-й параллели и над морем ни в коем случае не летать !". Это, конечно, ограничивало нас в маневре, но приказ есть приказ - надо выполнять.

Вместе с нами на аэродроме стоял и авиаполк КНР. Китайских лётчиков обучали наши советские инструкторы. И надо сказать, что китайцы были способными и очень старательными учениками, настоящими бойцами. Запомнилось, как один из них возвратился с боевого вылета, подрулил на стоянку и кричит из кабины на ломаном русском: "Я сбил американо !   Комисара, фотографируй меня !". И пока его не сфотографировали - не вылез из машины. У них была такая традиция - фотографировать отличившихся в кабине истребителя. Осмотрели его самолёт - 101 пробоина !   "МиГ" хотя и живучий, но с этой машиной техники возились, возились, а восстановить её так и не смогли.

У меня ни одной "фронтовой" фотографии нет - снимать на аэродроме строго запрещалось. В полку было кому за этим следить, да и позже, когда возвращались домой, все наши вещи тщательно проверяли при пересечении советской границы. У одного из моих попутчиков оказалось несколько китайских пластинок с песнями Вертинского  ( он раньше считался белоэмигрантом ), так пограничники нашли их и потребовали сдать. Парень обиделся и выбросил пластинки из окошка купе прямо на рельсы.

Наше участие в боевых действиях тщательно скрывалось. Официально считалось, что на советской технике воюют только корейские и китайские лётчики. На самолёты были нанесены соответствующие опознавательные знаки. Более того, вначале нас даже начали учить корейскому языку. У каждого была планшетка с записью основных команд по - корейски. Пока на земле - всё вроде нормально, а в бою уже не до планшетки: выдаёшь на русском. Первое время за это ругали, даже наказывали, но потом видят: много недоразумений возникает, люди зря гибнут - разрешили выходить в эфир на русском. Комдив наш - легендарный трижды Герой Советского Союза генерал Иван Никитович Кожедуб - провожает, бывало, нас в полёт, кричит в микрофон радиостанции: "Бей, ребята, империалистов !". Самому ему Москва летать не разрешала. Для лётчика это как наказание. Зато мой командир полка Евгений Григорьевич Пепеляев летал постоянно, сбил два десятка американских самолётов. На моём же счету - 120 боевых вылетов, 28 воздушных боёв, 5 побед.

Боевой опыт давался нам, что называется, с кровью и потом. Обидно, что позже, в Советском Союзе его нельзя было передать молодым лётчикам - нам тогда запретили даже упоминать о своём участии в той войне. Потому - то столько лет о ней и молчали. А что было скрывать ?   И от кого ?   Американцы и так всё знали... Уже в 1970-е годы, после увольнения в запас, отдыхал как - то в Крыму, поехал на экскурсию в Ливадийский дворец. Стою, рассматриваю экспонаты и вдруг слышу за спиной знакомую речь. Оглянулся - неподалёку стоят две девушки и парень характерной восточной внешности. Я не удержался, подошёл к ним, спрашиваю: "Вы откуда ?". Оказалось, из КНДР. Говорю: "Я там воевал. Лётчик". Что тут началось !   Обступили меня, целуют, обнимают. Я даже прослезился: там, в Корее, выходит, о нас помнят !   А у нас ?..

Теперь вот признали меня участником боевых действий, каждый год приглашают на государственные праздники в китайское и корейское посольства. А года 4 тому назад и вовсе удивительная история произошла. Приехал к нам в Украину бывший американский военный лётчик полковник Гарольд Фишер. Разыскал меня, других участников той войны  ( нас, лётчиков, в Киеве четверо осталось ), собрал всех вместе. Посидели в ресторане, вспомнили те времена. Сам он - в то время капитан - летал на F-86 "Сейбр". Дважды ас - на его счету 10 побед. В апреле 1953 года его сбил лётчик 224-го полка Григорий Берелидзе. 27 месяцев Фишер провёл в китайском плену   ( самолет упал на территории КНР ). После освобождения он ещё и во Вьетнаме воевал. Так вот этот американский лётчик - спасибо ему - дал денег на издание книги об участии советских лётчиков в той войне. Называется она "Красные дьяволы на 38-й паралели". Правда, тираж у неё получился мизерный - 240 экземпляров, но хоть такая память о нас, "корейцах", останется. Авторы книги - киевлянин, бывший военный лётчик, участник корейской войны Аскольд Андреевич Герман  ( умер в позапрошлом году, через месяц после выхода книги в свет )  и сугубо гражданский человек, житель Туркменистана Игорь Атаевич Сейдов, телеинженер по специальности. Восемь лет они собирали архивные материалы, воспоминания ветеранов, фотографии. Не будь той встречи с Гарольдом Фишером - эта книга, наверное, и сегодня бы оставалась в рукописи..."

После возвращения из Кореи, подполковник Н. К. Шеламонов долгое время работал лётчиком - испытателем на фирме Антонова, в Киеве, где и живёт в настоящее время. Его общий налёт составляет 13500 часов.



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz