КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Стулов Александр Иванович |
Самыми "жаркими" днями для лётчиков 64-го ИАК были 9 и 10 ноября 1950 года, когда совместными усилиями лётчиков обеих дивизий корпуса были отбиты несколько массированных налётов на мосты через Ялуцзян в районе Аньдуня и Сингисю. Было проведено несколько воздушных боёв, в которых участвовало до 50 - 60 самолётов с обеих сторон, и эти 2 дня боёв стали самыми результативными по количеству одержанных побед. Сначала в 9 часов утра 9 ноября на отражение налёта палубной авиации ВМС США вылетела семёрка "МиГов" из состава 139-го Гвардейского ИАП, ведущим группы был начальник воздушно - стрелковой службы полка майор Б. В. Бочков. В районе Аньдунского моста они обнаружили большую группу поршневых самолётов палубной авиации ВМС США, которые пытались разрушить этот важный стратегический объект. Налёт на мост осуществляли палубные "Корсары" и "Скайрейдеры" 11-й АГ ВМС США, базирующиеся на авианосце "Филиппин си". В налёте участвовало 8 AD-2 из эскадрильи VA-115, около 20 F4U "Корсар" из эскадрилий VF-113 и VF-114, которых сверху прикрывали 2 восьмёрки реактивных палубных истребителей F9F "Пантера" - эскадрилий VF-111 и VF-112. Вот с ними и столкнулись над мостом лётчики 139-го ГвИАП. По сути, это был первый бой для лётчиков 1-й эскадрильи этого Гвардейского полка, поэтому в боевом азарте они бросились в гущу самолётов противника, и завязался беспорядочный бой. Командир 1-й эскадрильи капитан М. Ф. Грачёв и командир группы майор Б. В. Бочков в азарте боя носились среди самолётов противника, по сути, не руководя боем и подчинёнными. Поэтому строй эскадрильи распался на отдельные пары и одиночные самолёты - каждый сражался сам по себе, не заботясь о прикрытии друг друга. Несмотря на эти промахи, советские лётчики смело вели бой с превосходящим противником и, сражаясь в гуще самолётов противника, не давали им прицельно сбрасывать бомбы на мост. В этом бою героически в одиночку сражался командир эскадрильи капитан М. Ф. Грачёв, который, по свидетельству других участников, сбил лично 2 - 3 самолёта США. Один "Скайрейдер" также сбил командир группы майор Б. В. Бочков. После значительных потерь от "МиГов" штурмовики стали выходить из боя, и тут на разрозненные "МиГи" сверху напали звенья "Пантер". Одной из четвёрок "Пантер" под командованием У. Т. Эймена удалось взять в "клещи" одиночный МиГ-15 и в упор расстрелять его из своих 20-мм пушек. Так в этом бою погиб первый советский лётчик - интернационалист капитан Грачёв Михаил Фёдорович. Это была первая боевая потеря 64-го ИАК и одновременно первая официальная победа лётчиков США ( и ВМС США ). Другие лётчики 139-го полка также были атакованы "Пантерами", но, используя превосходство "МиГов", удачно отбивали их атаки и сами контратаковали противника. В итоге одна из "Пантер" была сбита лейтенантом Н. И. Санниковым, а остальные стали выходить из боя. Но при отходе одно звено F9F-2 снизу неожиданно для них было атаковано старшим лейтенантом А. И. Стуловым, который в упор расстрелял один из F9F-2. Ещё одну "Пантеру" сбил лейтенант Самуил Кумонаев, отбивая атаку на своего ведущего, старшего лейтенанта М. И. Болотина. Таким образом, советские лётчики в этом бою сбили 5 - 6 самолётов США, но полку были засчитаны только 2 самолёта: F9F-2 и AD-2. Победы капитана М. Ф. Грачёва в зачёт не пошли, так как бой он вёл в одиночку, а плёнка с его фотоконтрольного прибора ( ФКП ) сгорела вместе с самолётом. Поэтому либо сбитые им самолеты США вообще не были засчитаны полку, либо их записали на боевой счёт зенитчиков корпуса, которые также несли охрану этого моста и участвовали в отражении налёта. Командование ВМС США в Корее признало потерю в этот день только одного своего самолёта F9F-2 "Пантера" из состава эскадрильи VF-51, пилот которого спасся. Однако есть данные, что были потеряны в начале ноября 1950 года 3 палубных "Корсара" в боевых акциях, но дата их гибели пока так и не известна. Потери в этом бою 139-го Гвардейского полка могли быть и больше, так как бой они вели разрозненно и неорганизованно, но лётчиков выручил боевой опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны, и высокие лётные качества наших МиГ-15. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |