КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Вишняков Сергей Фёдорович |
Родился 17 ноября 1918 года в городе Новозыбков Орловской области. С октября 1941 года сержант С. Вишняков служил в 28-м ИАП ( 6-й ИАК ПВО Москвы ). Летал на МиГ-3. 6 января 1942 года одержал свою первую групповую победу. С ноября 1942 года младший лейтенант С. Вишняков служил в составе 434-го ИАП ( 32-го Гвардейского ИАП ). Летал на Як-1, Ла-5, Ла-7. Первый самолёт противника в составе этого полка сбил 5 марта 1943 года. К маю 1945 года Гвардии майор С. Ф. Вишняков совершил 308 успешных боевых вылетов. Приняв участие в 95 воздушных боях, лично сбил 10 самолётов противника и 1 - в группе. После Победы продолжил службу командиром эскадрильи 32-го Гвардейского ИАП. В начале 1950 года командир 1-й эскадрильи 32-го ГвИАП Гвардии майор С. Ф. Вишняков был назначен инспектором - лётчиком 324-й ИАД, базировавшейся в подмосковной Кубинке, а несколько месяцев спустя в составе дивизии был направлен в Корею. В начале 1951 года Гвардии подполковник С. Ф. Вишняков был назначен командиром 176-го Гвардейского ИАП. В небе Кореи совершил около 120 боевых вылетов и проведя около 30 воздушных боёв сбил лично 6 или 7 самолётов противника. После возвращения в Советский Союз, командовал авиационной дивизией. Затем генерал - майор авиации С. Ф. Вишняков был направлен военным советником в Болгарию. 10 июня 1955 году во время ночного полёта на УТИ МиГ-15 из-за неисправности замков фонаря или из-за их незакрытия, фонарь слетел и ударил лётчика по голове, в результате чего С. Ф. Вишняков погиб. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды; медалями. В начале марта 1943 года, после перегруппировки войск и подхода свежих сил, войска Северо - Западного фронта возобновили наступление с целью прорвать неприятельскую оборону и очистить левый берег реки Ловать с последующим развитием наступления в западном направлении. Противник, опираясь на хорошо подготовленную оборону, оказывал упорное сопротивление. Авиация обеих сторон активно использовала погожие дни для прикрытия и поддержки своих войск. 5 марта лётчики 32-го ГвИАП, участвуя в напряжённых воздушных боях, сбили несколько самолётов противника. Так, сопровождая штурмовики в составе группы из 6 Як-1, командир звена Гвардии старший лейтенант В. А. Савельев в районе цели заметил группу Ме-109, пытавшихся атаковать "Илы". Используя преимущество в высоте, "Яковлевы" атаковали врага. Смелость и меткость огня оказались решающими. Василий Савельев сбил одного "Мессера", другого зажёг Гвардии лейтенант М. П. Лепин, третьего - Гвардии младший лейтенант С. Ф. Вишняков. Уцелевшие Ме-109 ушли на свою территорию. 9 марта 1943 года войска Северо - Западного фронта усилили натиск на противника, непрерывно атакуя его позиции. Наши лётчики тоже вели напряжённые воздушные бои. В течение дня они уничтожили 21 самолёт врага. Успешный бой с бомбардировщиками на глазах у командующего ВВС Красной Армии генерал - полковника А. А. Новикова провели лётчики 32-го Гвардейского авиаполка в непосредственной близости от аэродрома Заборовье. Три "Юнкерса" попытались неожиданно атаковать стоянки наших самолётов, но были перехвачены дежурными истребителями. Одного из них мастерски атаковал Герой Советского Союза Гвардии капитан С. Ф. Долгушин. С короткой дистанции он открыл по нему огонь. "Юнкерс" с воем врезался в лес недалеко от аэродрома. Второго атаковал и сбил Гвардии младший лейтенат С. Ф. Вишняков, третьего "Юнкерса" зажёг Гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий. В марте 1944 года характерной особенностью воздушной обстановки на участке действия 32-го Гвардейского ИАП были массированные налёты вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. В общем март оказался для лётчиков 32-го ГвИАП достаточно напряжённыи. Но, несмотря на все усилия неприятеля, большинство вылетов заканчивались победой наших пилотов. Так, 18 марта две четвёрки Ла-5, ведомые Старшим лейтенантом С. Ф. Вишняковым и Капитаном Н. Н. Шульженко, вступили в бой с 35 пикировщиками Ju-87, шедшими под прикрытием истребителей. В итоге боя враг потерял 3 бомбардировщика и 1 истребитель. В этой схватке С. Ф. Вишняков уничтожил FW-190. Список всех известных побед Гвардии
майора С. Ф. Вишнякова:
С апреля 1951 года участвовал в Корейской войне. После первого неудачного воздушного боя пилотов 176-го Гвардейского ИАП ( в котором один МиГ-15 был сбит и один подбит ), инспектор - лётчик 324-й истребительной авиационной дивизии Гвардии подполковник С. Ф. Вишняков принял командование полком. За время боевых действий в небе Кореи, он совершил 120 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 ( по другим источникам - 6 ) самолётов противника. Некоторые союзники США по агрессии прислали в Корею свою авиацию. Английские палубники действовали южнее Пхеньяна и имели лишь эпизодические встречи с истребителями Корейско - Китайских ВВС. Австралийская эскадрилья, вооружённая двухмоторными машинами "Метеор-8", оказалась более воинственной и появлялась в зоне действия советских "МиГов". Первые же встречи с австралийцами показали, что их самолёты далеко не метеоры. Они по всем статьям уступали МиГ-15, да и лётная подготовка экипажей оказалась низкой. Несколько вражеских истребителей было сбито. Убедившись, что "Метеор" никак не может успешно вести даже оборонительный бой с МиГ-15, их было решено использовать в качестве истребителей - бомбардировщиков. Обычно, во время массированных налётов американской авиации, они действовали в районе юго - восточнее Анчжу и тем самым были прикрыты от наших истребителей.
Эту хитрость наше командование распознало быстро. И хотя действия австралийцев большого военного значения не имели, наказать их следовало. Для этой цели была выделена группа из 16 МиГ-15 под командованием подполковника С. Ф. Вишнякова. В один из дней, по заранее разработанному плану, она вылетела далеко на север и заняла зону ожидания. Расчёт оправдался. С появлением в воздухе самолётов 5-й Воздушной армии ВВС США за их "спиной" в свой район вышли и 16 "Метеоров" - практически все оставшиеся. Часть МиГ-15 получила приказ на демонстративный бой с американцами, а группа Вишнякова в обход района воздушного "спектакля" стремительно пошла на встречу с "Метеорами". Австралийцы, не принимая боя, в панике бросились врассыпную к морю и на юг, но пути отхода им перекрыли несколько выделенных для этого пар МиГ-15. В ходе боя 12 "Метеоров" были сбиты. Наши истребители потерь не имели. Таким образом, австралийская эскадрилья на "Метеорах" практически перестала существовать... 6 октября 1951 года известный советский ас, командир 196-го ИАП, подполковник Е. Г. Пепеляев подбил "Сейбр", совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные дни машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Советский Союз. Это был первый захваченный "Сейбр". Победу официально записали лётчику 176-го Гвардейского авиационного полка майору К. Я. Шеберстову. В ходе разгоревшегося конфликта, командир этого полка подполковник Вишняков и его замполит подполковник Сибиркин встали на сторону своих лётчиков, которые доказывали что именно они сбили этот самолёт. Вспоминает сам Евгений Георгиевич: "Я при этом разговоре очень обиделся и рассердился на всех тех, кто врал мне в глаза, уверяя что сбил этот самолёт, и на тех, кто старался всю эту ложь узаконить. В тот период в боях принимали участие "Сейбры" разной окраски, означающих их принадлежность к определённым авиагруппам. Я спросил Шеберстова: какая была окраска "Сейбра", которого он якобы подбил. Он твёрдо ответил, что машина была с жёлтый полосой на фюзеляже и плоскостях. Я же дрался с самолётами, раскрашенными чёрно - белыми полосами, и сказал об этом всем присутствующим: - Если привезёте "Сейбр" с жёлтой полосой - значит это ваш самолёт, а если с чёрно - белыми полосами - значит мой. Тогда же сгоряча я добавил: - За всё ваше враньё, наглость и обман Бог вас накажет... Спустя пару дней на аэродром Андунь привезли "Сейбр". Он был с чёрно - белыми полосами. После этого всем стало понятно, кто именно сбил этот самолёт. Я не стал кричать и добиваться, чтобы этот "Сейбр" записали на меня. Я был вполне доволен тем, что вывел на чистую воду обманщиков. После этого случая авторитет некоторых лётчиков 176-го ГвИАП упал в глазах многих офицеров". Обиду на "несправедливое решение командования дивизии" Евгений Георгиевич Пепеляев ещё многие годы держал в себе. Однако тщательный анализ событий того дня, сделанный на основе советских и американских данных, который провёл аргентинский историк Диего Зампини, расставил все точки над "i". По его версии, полковник Пепеляев в том бою действительно и достоверно сбил самолёт капитана Билла Гаррета. Когда же американский пилот пытался найти место для вынужденной посадки, он просил своих коллег прикрыть его от возможных атак "МиГов". На просьбу откликнулся его ведущий 1-й лейтенант Артур О'Коннор и прикрывал Гаррета до момента приземления. На беду для О'Коннора своими маневрами над севшим самолётом капитана Гаррета он привлёк внимание четвёрки "МиГов", которую возглавлял капитан Шеберстов, и попал под их атаку. Артур О'Коннор на своём повреждённом F-86E № 50-671, которому капитан Шеберстов пробил топливные баки, смог благополучно долететь до своей территории и, когда в баках закончилось топливо, покинул самолёт на парашюте и через несколько часов спокойно добрался до своей базы в Сувоне. Таким образом полковником Пепеляевым был сбит F-86 капитана Билла Гаррета, а капитаном Шеберстовым был сбит самолёт ведущего этой пары 1-го лейтенанта Артура О'Коннора. Но, так как этот факт долгое время был неизвестен ни командованию корпуса, ни лётчикам, участвовавшим в этом бою, то все были уверены, что тогда был сбит только один "Сейбр", который засчитали капитану Шеберстову, что и вызвало обиду у Евгения Пепеляева. Сейчас можно констатировать, что правы были лётчики обоих наших полков, просто они не знали, что вели бой с разными самолётами 336-й FIS... По возвращении в Союз, С. Ф. Вишняков продолжил службу в ВВС. Вскоре стал генерал - майором авиации. А в 1955 году - погиб, когда учил летать на МиГ-15 болгарских лётчиков. Обратимся вновь к воспоминаниям Е. Г. Пепеляева: "Человек я неверующий и не злопамятный, правда, суеверный, а слова мои о Божьей каре, высказанные в 1951 году при разборке принадлежности сбитого и севшего на берегу залива "Сейбра", исполнились. Прошло немногим более года, и во время ночных полётов над аэродромом Орешково, что под Калугой, в воздухе столкнулись два самолёта. При этом погибли подполковник Шеберстов и майор Лазукин на спарке УТИ МиГ-15 и полковник Д. Титоренко на истребителе МиГ-15. Полковник Чупрыкин был уволен из армии как руководитель полётов, допустивший эту катастрофу. Через пару лет после афёры с припиской "Сейбра" погиб и бывший командир 176-го Гвардейского ИАП генерал - майор авиации С. Ф. Вишняков. Он разбился на спарке УТИ МиГ-15 во время учебно - тренировочных полётов ночью". За время своей боевой работы Сергей Фёдорович Вишняков уничтожил не менее 17 самолётов противника лично и в группе с товарищами. Комментарий к победам С. Ф. Вишнякова в небе Кореи:1) 11 мая 1951 года 6 МиГ-15 176-го ГвИАП атаковала на встречных курсах пару F-68A из 336-й АЭ 4-го ИАКр. В ходе боя подполковником С. Ф. Вишняковым был тяжело повреждён "Сейбр" №49-1089 Морриса Питтса, с трудом дотянувший до базы в Кимпо и списаный затем в утиль. В список официальных побед Вишнякова этот "Сейбр", вполне естественно, не попал. 2) 20 июня 1951 года у острова Симбито разгорелось большое воздушное сражение. Китайские Ил-10 наносили бомбово - штурмовой удар по РЛС на острове и прикрывали высадку десанта. На перехват вылетели F-51 "Мустанг" ( до 24 машин ), палубные F4U "Корсары", позже подтянулись F-86A "Сейбры". На выручку пришли 18 МиГ- 15 из 176-го ГвИАП. По результатам боя нашими пилотами было заявлено 4 "Ф-51". Американцы признали потерю только 2-х "Мустангов" ( их сбили капитан Шеберстов и капитан Гесь ), но... ВМС США признали потерю и 3-х "Корсаров", 2 из которых на счету у Подполковника С. Ф. Вишнякова и лейтенанта Головачёва. Свои потери составили 1 МиГ-15 капитана Скидана ( его сбил лейтенант Р. Холлей на F-86A, из 336-й АЭ ), который катапульировался. 3) 8 июля 1951 года в 13 часов 35 минут, в районе Сенсена произошёл воздушный бой лётчиков 176-го Гвардейского ИАП в составе 21 экипажа под общим командованием командира полка подполковника С. Ф. Вишнякова с группой из 24 F-86. Разбив общую группу на 3 отдельные подгруппы, Вишняков дал команду атаковать каждой из них свою восьмёрку "Сейбров" и сам своей десяткой атаковал первую восьмёрку. На высоте 11 500 метров Вишняков удачно атаковал звено "Сейбров" и сбил один F-86, который стал беспорядочно падать. Американцы потерю не признают. 4) 1 декабря 1951 года. 16 "МиГов" 176-го ГвИАП под командой подполковника С. Ф. Вишнякова атаковали 16 "Gloster Meteor Mk.8" из 77-й АЭ Королевских ВВС Австралии. По результатам боя лётчиками полка заявлено 9 побед, в том числе 1 - Вишнякову, без собственных потерь. Австралийцы утверждают, что пострадало 4 машины - 3 сбито ( сержант Армитт погиб, Драммонд и Томсон попали в плен ) и 1 повреждена. Входит ли победа Вишнякова в число "признанных", вопрос сложный. 5) 2 декабря 1951 года. 18 "МиГов" полка перехватили 16 F-86A в районе Пхеньяна. Пилотами полка заявлено 3 победы, в том числе 1 - Вишняковым. Американцы потерь не признают. 6) 5 декабря 1951 года в ходе боя со штурмовиками в районе Дзюнсен сбил F-84E "Тандерджет" №49-2415, пилот которого погиб. 7) 8 декабря 1951 года на счёт подполковника С. Ф. Вишнякова записан F-86. Американцы потери свои в этот день никак не комментируют. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |