Волков Николай Степанович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Волков Николай Степанович

Волков Николай Степанович

Родился 29 ноября 1923 года в селе Верхняя Хава в Верхне - Хавском районе Воронежской области. Окончил 8 классов в 1940 году, Руставскую военную авиационную школу пилотов в 1944 году.

Участник Великой Отечественной войны с апреля 1945 года. Служил в составе 17-го истребительного авиационного полка  ( 190-я ИАД, 3-й Белорусский фронте ). Совершил 15 боевых вылетов. Участник войны с Японией на Забайкальском фронте.

После окончания боевых действия на Дальнем Востоке, продолжал служить в составе 17-го и 236-го ИАП в качестве командира звена.

Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 - 1953 годов. Будучи старшим лётчиком 17-го ИАП капитан Н. С. Волков выполнил 148 боевых вылетов, в 81 воздушном бою сбил лично 7 самолётов США и 2 подбил  ( ещё 1 победа не получила официального подтверждения ).

После возвращения в СССР был с повышением переведён в 18-й Гвардейский ИАП на должность командира эскадрильи. В составе 18-го Гвардейского ИАП прослужил до 1958 года, затем получил назначение в 352-й Отдельный разведывательный ИАП, на должность заместителя командира полка по лётной подготовке. Закончил службу в 1960 году в звании подполковника. Военный лётчик 1-го класса.

После увольнения из ВВС жил и работал в городе Воронеже. Умер 6 января 2002 года..

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Красной Звезды  ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

Лётчик 3-й эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка А. Н. Николаев вспоминает:

"Мой ведущий Николай Волков стрелял довольно часто в бою, но он страдал одной ошибкой - открывал огонь с большой дистанции. На этой почве у нас с ним были постоянные стычки, доходящие иногда до ругани.

Если бы он не торопился, то, вероятно, побед мог бы иметь не меньше, чем командир звена капитан Н. Г. Докашенко. Наша пара была хорошо слётана, и очень редко бывало, что на "точку" мы приходили по одному".

10 сентября 1951 года сошлись в бою лётчики 64-го ИАК и 4-го ИАКР, и состоялось 2 сражения в течение дня. Первое сражение, в котором участвовали все полки 303-й и 324-й ИАД, состоялось утром в районе Сюкусен - Хакусен - Дзюнсен. Лётчики 324-й ИАД атаковали боевые порядки штурмовиков F-80, а прикрывавшие их "Сейбры" атаковали летчики 303-й ИАД.

Сражение проходило в период с 11 часов 25 минут и до 12 часов дня. Сначала в 11 часов 35 минут в районе Хакусен 26 экипажей 17-го полка провели 10-минутный бой с большой группой F-86, в котором старший лейтенант Н. С. Волков сбил один "Сейбр" без своих потерь.

11 сентября 1951 года группа из 24 МиГ-15 под командованием майора Г. И. Пулова была направлена на отражение бомбардировочного удара 12 В-29, прикрытых большими силами истребительной авиации. В завязавшемся воздушном бою были сбиты 3 F-84  ( 2 - капитаном М. С. Пономарёвым и 1 - старшим лейтенантом Н. С. Волковым ), ещё 1 F-84 подбил майор Г. И. Пулов.

2 октября 1951 года, во второй половине дня, в период с 15:00 по 16:00 командование 5-го ВФ США предприняло налёт на наземные цели в районе Ансю. На отражение этого налёта были подняты группы "МиГов" всех 3-х полков 303-й ИАД. На этот раз повезло встретить противника лётчикам 3-й эскадрильм 17-го ИАП, которые в составе общей группы из 24 машин совершали перехват противника в районе Ансю. Они первыми обнаружили 8 самолётов противника, которые опознали как F-80, и пошли в атаку на эту группу. Но, как выясняется из исследования историка Д. Зампини, эта группа состояла из 2-х самолётов - разведчиков RF-80 из состава 15-й ТРАЭ, которых сопровождали 6 "Тандерджетов" из состава 182-й АЭ 136-го ИБАКР.

В ходе атаки этой восьмёрки "крестов2 пара старшего лейтенанта Н. С. Волкова с ведомым старшим лейтенантом А. Н. Николаевым так резко пошла на них в атаку, что американцы пришли в замешательство, и при выходе из-под атаки пары Волкова столкнулись в воздухе 2 самолёта противника, произошёл сильный взрыв, и пара Волкова чудом избежала столкновения с обломками взорвавшихся самолётов. Как сейчас известно, столкнулись в воздухе RF-80 с № 45-8472, который пилотировал Брюс Свиней, и F-84Е с № 50-1166, который пилотировал Адам Уайснивск. При этом взрыве Брюс Свиней погиб, а Адам Уайснивск чудом спасся и был вывезен вертолётом.

Группа лётчиков 3-й АЭ 17-го ИАП.

11 января 1952 года 17-й ИАП провёл 2 воздушных боя. В первом вылете группа в составе 20 экипажей под командованием подполковника Н. И. Масленникова сражалась с 24 F-86. Старший лейтенант Н. Г. Волков сбил в этом бою 2 F-86, но на фотоплёнке результатов стрельбы не оказалось. Это получилось потому, что старший лаборант части старший сержант Дроздов при подготовке к полёту опломбировал кассету фотопулемёта С-13, в котором вместо положенных 3,5 метров пленки оказалось всего 40 сантиметров. В результате этого в воздушном бою не было зафиксировано сбитие 2-х самолётов F-86 старшим лейтенантом Н. Г. Волковым, и ему засчитали только 1 сбитый самолёт. 23 января старший сержант Дроздов был отстранён от должности, а майору Н. В. Сутягину было обращено внимание на слабый контроль за работой фотолаборантов, поскольку это входило в его должностные обязанности.

Один из тяжёлых боёв заключительного периода командировки 17-й ИАП провёл 23 января. В этот день подполковник Н. И. Масленников повёл группу из 20 МиГ-15 на перехват истребителей противника и провёл воздушный бой с 20 F-86. Было сбито 2 "Сейбра" и ещё 3 - подбито. Самолёты сбили капитан М. С. Пономарёв и старший лейтенант Н. Г. Волков. Но и у нас в воздушном бою было подбито 3 самолёта. В этом тяжёлом бою лётчики 17-го ИАП сражались с пилотами из 16-й авиаэскадрильи 51-го истребительного авиакрыла. Американцы отрицают потери своих "Сейбров" в этом бою, но зато сами заявили о 2-х сбитых в этот день "МиГах", - так повреждённые МиГ-15 оказывались на счетах американских пилотов как "достоверно сбитые". Возможно, и у 16-й АЭ в этот день есть повреждённые "Сейбры", которые числятся у нас как "достоверно сбитые", - на войне такие казусы бывали часто !

25 января полк в сокращённом составе - группой из 14 МиГ-15 - выполнил 2 боевых вылета и провёл 2 воздушных боя. В первом вылете в 9:20 старший лейтенант Быков сбил один F-86. В этом вылете вернулись с боевого задания капитан Н. Г. Волков со своим ведущим капитаном А. Н. Николаевым по причине ухудшения состояния здоровья ведущего - капитана Н. Г. Волкова.

Во 2-м вылете во второй половине дня капитаном Н. Г. Волковым был сбит ещё один "Сейбр", а капитану Н. Г. Докашенко удалось подбить другой "Сейбр". Но и самолёт МиГ-15 старшего лейтенанта Хрисанова был сбит в воздушном бою.

11 сентября 1951 года начались бои со штурмовой авиацией и частями ИБА 5-го ВФ США, которые пытались прорваться к транспортным артериям в районе Ансю. В этот день было 2 налёта авиации США в район "Аллеи "МиГов". Первый предприняла ИБА, в котором участвовали более 80 самолётов противника. На его отражение вылетели лётчики 17-го ИАП, которых вёл командир полка майор Г. И. Пулов.

Н.С.Волков вернулся из вылета.

Группа капитана М. Н. Щербакова в составе 8 МиГ-15 севернее Тецузян на высоте 7000 метров на встречных курсах ниже на 200 - 300 метров встретила группу F-84, шедших в боевом порядке "кильватер звеньев" на дистанции 500 - 600 метров. Самолёты противника, обнаружив наши истребители, правым разворотом со снижением ушли под нашу группу, одновременно 4 F-86 с задней полусферы пытались атаковать пару капитана В. А. Благова.

Благов левым боевым разворотом вышел из-под удара "Сейбров", после чего F-86 полупереворотом ушли в южном направлении. Звено старшего лейтенанта Н. Г. Докашенко, находясь справа от звена капитана Щербакова, вышло вперед и на правом развороте со снижением стало заходить в хвост звену F-84. Звено Щербакова осталось вверху прикрывать атаку звена Докашенко. Пилоты "Тандерджетов", заметив наши самолёты, встали в правый вираж. При сближении Докашенко с одним из "крестов" пилот F-84 увеличил угловое вращение. Докашенко вышел из правого боевого разворота и перешёл в атаку. Произведя 3 атаки без ведения огня, Докашенко так и не смог поймать противника в прицел и затем из-за недостатка горючего вышел из боя и последовал на свой аэродром.

Пара старшего лейтенанта Н. С. Волкова левым разворотом со снижением пыталась занять исходное положение для атаки. "Тандерджеты" резким маневром выходили на встречные курсы. Волков выполнил левый переворот, после чего пошёл на сближение с F-84 с задней полусферы. Сблизившись на дистанцию 500 - 600 метров, он произвёл длинную очередь, после которой "Тандерджет" перевернулся на спину и ушёл под пару Волкова. Волков левым боевым разворотом вышел из атаки и наблюдал падение самолёта F-84 в сопку на траверзе острова Симбито.

В начале января 1952 года в небе над Ансю произошли ожесточённые бои между лётчиками 324-й и 303-й ИАД с жаждущими побед лётчиками 51-го ИАКР. Первая стычка пилотов 51-го крыла с "МиГами" произошла 1 января и закончилась гибелью одного из американских пилотов. А вот 3 января под удар "МиГа" попал ведущий ас 4-го ИАКР капитан Джеймс Джабара, который был подбит в бою и с трудом дотянул до базы в Сувоне на своём подбитом F-86А с № 49-1318. Он был подбит в послеобеденном сражении 20 "МиГов" 17-го полка с 30 F-86 4-го ИАПК, и подбил его старший лейтенант Н. С. Волков - это была его самая громкая победа !

МиГ-15 капитана Н.С.Волкова. 1952 г.

23 января 1952 года лётчики 303-й дивизии совершили 2 боевых вылета и участвовали в одном сражении, которое состоялось утром в 10:17 - 10:27 в районе Ансю. В нём отличились лётчики 17-го ИАП, в котором 20 экипажей полка под командованием подполковника Б. В. Масленникова дрались с 20 F-86. В этом бою командир 2-й АЭ полка майор М. С. Пономарёв и старший лейтенант Н. С. Волков сбили 2 "Сейбра". Бой был очень упорным и напряжённым, о чём говорит тот факт, что были повреждены 3 самолёта полка. Однако все они благополучно вернулись на свой аэродром и были восстановлены.

25 января 1952 года в 15:29 - 15:50 группа из 14 "Мигов" 17-го полка под командованием подполковника Б. В. Масленникова вступили в бой с большой группой F-86, состоящей из 42 машин. В этом неравном бою старший лейтенант Н. С. Волков всё же сбил один "Сейбр"   [ F-86А с № 48-251 из состава 334-й АЭ, пилот которого, Фил Колеман, дотянув до Кимпо, разбился при посадке, - самолёт списан, лётчик получил ранения и отправлен в госпиталь. ], а капитан Н. Г. Докашенко повредил другой, но и полк не избежал потери. В 15:29 в районе 8 км юго - западнее Хакусен ведении воздушного боя с самолётами противника быд сбит "МиГ"старшего лейтенанта Р. В. Хрисанова   ( произвёл катапультирование и благополучно приземлился ).

( Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год. )



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz