Гринев Николай Васильевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Гpинёв Hиколай Васильевич

Гpинёв Hиколай Васильевич

Родился 1 октября 1910 года в селе Молодовое, ныне Шаблыкинского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и индустриальный техникум в городе Константиновка Донецкой области. В 1926 - 1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в Горловке и кочегаром на химическом заводе в городе Константиновка, одновременно учился в индустриальном техникуме. После окончания техникума, в 1931 - 1933 годах, учился в Одесском индустриальном институте. В октябре 1933 года по комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков в городе Харькове. После окончания школы с сентября 1936 года служил старшим лётчиком и командиром звена в 21-й отдельной истребительной эскадрилье в Забайкалье.

С 23 мая по 16 сентября 1939 года помощник командиpа эскадpильи 22-го истребительного авиационного полка лейтенант Н. В. Гpинёв участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Совершил 157 боевых вылетов, пpовёл 25 воздушных боёв, сбил лично 4 и в гpуппе 6 вpажеских самолётов. Командуя pазведывательной эскадpильей, обнаpужил несколько аэpодpомов пpотивника и при штурмовке уничтожил на земле 4 самолёта.

17 ноябpя 1939 года за проявленный героизм и умелое командование эскадрильей удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1940 - 1941 годах учился на курсах усовершенствования при Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. С апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком.

До конца Великой Отечественной войны сражался на Калининском, Закавказском, Северо - Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах, был командиром 518-го истребительного авиационного полка, а с августа 1942 года по октябрь 1945 года - старшим инспектором - лётчиком по технике пилотирования Управления 5-й Воздушной армии. Ранен в 1942 году в районе Керчи.

К маю 1945 года имел на своём счету 27 воздушных побед  ( с учётом боёв в Монголии ). С 1945 года подполковник Н. В. Гpинёв - в отставке. Умер 28 апреля 1963 года в городе Сочи.

Hагpаждён оpденами: Ленина, Кpасного Знамени, Отечественной войны 1-й степени; медалями, орденом "За воинскую доблесть" МНР.

*     *     *

Николай Гринёв родился 1 октября 1910 года в селе Молодовое Шаблыкинского района Орловской области в семье крестьянина. Окончил семилетку. В 1926 - 1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в городе Горловка, а затем кочегаром на химическом заводе в Константиновке. Одновременно учился в индустриальном техникуме в городе Константиновка Донецкой области, который окончил в 1931 года. Затем, по 1933 год, учился в Одесском индустриальном институте.

С 1933 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке был направлен в 9-ю Роганскую военную школу лётчиков в городе Харькове, которую окончил в 1936 году.

Сразу же после училища Николай, попал в Забайкалье. Служил старшим лётчиком, а затем командиром звена 21-й отдельной истребительной эскадрильи. Вспоминает генерал - майор авиации А. В. Ворожейкин, служивший в этот период в одной эскадрилье с Гринёвым:

"Длинный, худощавый лейтенант в выгоревшем шлеме и в изрядно поношенном реглане. Реглан ему явно короток, отчего фигура лейтенанта кажется ещё более нескладной. Он очень тощ, и в своей истёртой кожанке чем-то смахивает на огородное пугало".

С первых же дней, как только начались бои на Халхин - Голе, Гринёв летал всегда ведущим группы. На его счету было несколько одержанных побед. В полку его знали и ценили. Общительный, весёлый, прямой по характеру, он пользовался уважением лётчиков. И совсем не случайно, когда во второй половине июля 1939 года Военным советом 1-й армейской группы принималось решение о формировании отдельной разведывательной истребительной эскадрильи, он был назначен её командиром.

Эта первая в наших ВВС истребительно - разведывательная часть предназначалась для профессиональной воздушной разведки. До сих пор такую работу выполняли обычные самолёты - истребители и бомбардировщики, которые нередко становились лёгкой добычей японских истребителей.

В разведывательную эскадрилью Гринёва были отобраны лучшие лётчики из 3 полков. Комиссаром эскадрильи стал лейтенант Арсений Ворожейкин - прекрасный лётчик, обладавший спокойным, уравновешенным характером.

Эскадрилья расположилась на полевом аэродроме в непосредственной близости от реки Халхин - Гол. Истребители И-16 разместились полукругом на расстоянии 100 - 200 метров друг от друга и находились в полной боевой готовности. Связь со штабом ВВС армейской группы была прямая и поддерживалась бесперебойно. Помимо выполнения чисто разведывательных задач эскадрилья использовалась также для перехвата вражеских самолётов и в качестве резерва командования.

Гринёв вместе с начальником штаба эскадрильи капитаном Василием Борзяком разработали подробный план воздушной разведки. Весь район разведки   ( 200 километров по фронту и 100 - в глубину )  был разделён на участки. Участки были закреплены за звеньями. Каждое звено должно было 2 - 3 раза в день просматривать с воздуха подопечную территорию. Под особым наблюдением находились железнодорожные станции Хайлар, Халун - Аршан, Хандагай и дороги, ведущие от них к фронту.

План был утверждён командованием и точно выполнялся. Лётчики добывали ценные сведения о передвижении японских войск, производстве инженерных работ, местах сосредоточения резервов и базирования японской авиации. О результатах разведки Гринёв дважды в сутки докладывал командованию ВВС армейской группы.

Н.В.Гринёв и Н.В.Овсянников. 1939 г.

Лётчикам эскадрильи Гринёва часто приходилось выполнять задачи при сильном противодействии со стороны противника, вступать в схватки с японскими истребителями. Так было, например, 20 августа - в первый день Халхингольской наступательной операции. До полудня эскадрилью держали в резерве, а затем подняли в воздух навстречу большой группе японских бомбардировщиков, приближавшихся к району боёв под прикрытием истребителей. Задача Гринёва и его лётчиков состояла в том, чтобы не допустить удара японских бомбардировщиков по наступавшим советско - монгольским войскам.

В плотном строю эскадрилья Гринёва шла навстречу колонне бомбардировщиков. Заметив опасность своим подопечным, японские истребители бросились наперерез нашим. Началась схватка. Замыкающее звено лейтенанта Анатолия Комосы было отрезано. Сам Гринёв вырвался из карусели и продолжал на полной скорости сближение с бомбардировщиками. Вместе с ним шли комиссар эскадрильи Арсений Ворожейкин и лётчик Игнатий Шинкаренко.

Положение неожиданно осложнилось: со стороны солнца на наших лётчиков свалилась новая группа японских истребителей. Враг настигал сзади и справа, намереваясь расстрелять в упор ведущее звено. Надо было принимать какое - то решение. Однако Гринёв, пренебрегая смертельной опасностью, не сворачивал с курса и, форсируя мотор, в порыве отчаянной и непреклонной решимости мчался на колонну бомбардировщиков. Втянув голову в плечи, прячась за бронеспинку от потянувшейся к его машине пулемётной трассы, Гринёв врезался в строй бомбовозов. Последовала короткая очередь по головному бомбардировщику. В воздухе раздался сильный взрыв, на землю посыпались бомбы.

Строй колонны японских бомбардировщиков был нарушен. От яростных атак наших истребителей они взрывались один за другим. Оставшиеся, побросав бомбы куда попало, повернули обратно и бросились наутёк. Преследуя их, Гринёв и Ворожейкин вогнали в сопку ещё один СБ-96.

Генерал - майор авиации А. В. Ворожейкин рассказывает:

"Я заметил японских истребителей, уже мчавшихся наперерез нашей эскадрилье. Началась лобовая атака. Самолёты, замыкавшие наш строй, были отрезаны. Чудом вырвавшись из возникшей карусели, мы с Гринёвым направились на бомбардировщики, но тут же со стороны солнца высыпало ещё с десяток японских истребителей. "Всё !   И нас скуют боем !"

Враг настигал сзади, сбоку, вот-вот начнёт расстреливать в упор !   А Гринёв, не сворачивая, шёл на бомбардировщики, и я, держась рядом, видел, как готовится он к встрече с японскими пулями: втянул голову в плечи, утопил своё длинное тело в кабине, прячась за бронеспинку... Весь устремился вперёд, сосредоточился, чтобы лучше прицелиться... Нет сомнения: он погибнет, но не свернёт с курса. Сколько настойчивости у этого человека !..

Что было делать в тот момент, когда Гринёв, презрев смерть, рвался навстречу вражеским бомбардировщикам ?   Не оставляя своего места, я шёл справа от командира, а сверху на нас валился десяток японских истребителей. Русский человек по природе упрям и за жизнь свою бьётся упорно. Но, коль случилось попасть в переплёт, где решается судьба других людей, он забывает себя, становится до предела смел, и ради спасения товарищей может не задумываясь отдать свою жизнь. Так поступал сейчас мой командир Гринёв. А я следовал за ним, в порыве отчаянной, непреклонной решимости...

Не теряя больше ни мгновения, я бросился в лоб на ближайшее звено... Короткое замешательство среди вражеских истребителей, на которое я, собственно, и рассчитывал, произошло: одни стали тут же разворачиваться, чтобы зайти в хвост мне, другие, напротив, уклонились от атаки. Я взглянул в ту сторону, где должен был находиться командир, и успел заметить только, как он нырнул под строй бомбардировщиков. В следующий момент в воздухе раздался сильный взрыв, вспыхнуло пламя, посыпались бомбы - это подорвался от пуль Гринёва ведущий японских бомбардировщиков, разметав весь строй и принудив подчинённых поспешно освободиться от опасного груза...

И-16 тип 10 из состава 22-го ИАП.

За какие-то секунды картина боя резко изменилась: разрушив свои боевые порядки, японские бомбовозы, неуклюжие, большие, спешили скорее развернуться, чтобы спастись бегством, но, зажатые юркими И-16, метались, как блудливые коровы в чужом огороде. Несколько таких махин, пачкая небо сизо - чёрным дымом, свалились на землю. Ещё 3 бомбардировщика взорвались, подобно пороховым бочкам, и разлетелись красно - пёстрыми брызгами... А японские истребители, как только численное превосходство перешло на нашу сторону, бросили своих подзащитных и - наутёк. Однако в лучшем положении они не оказались: И-16 догоняли их на прямой и уничтожали. Трассирующие пули молниями полосовали небо, фейерверками раскрашивали синеву падающие самолёты противника. Беспомощно и слабо качались в воздухе парашютисты. Наши бойцы и командиры на земле ликовали при виде такою потрясающего зрелища, кидали в воздух каски и пилотки. Разгром врага - полный".

В одном из разведывательных полётов 23 августа Гринёв обнаружил большую колонну автомашин с пехотой, двигавшуюся к фронту из Хайлара. Он немедленно доложил об этом командованию и получил приказ держать противника под постоянным наблюдением. К вечеру Гринёв вместе с комиссаром Ворожейкиным поднялся в воздух в 3-й раз и установил, что японские резервы сосредоточиваются восточнее Больших Песков. Командование выдвинуло на угрожаемый участок 80-й полк 57-й стрелковой дивизии и батальон 6-й танковой бригады. Утром следующего дня японцы перешли в наступление. Это были части 14-й пехотной бригады, переброшенные на Халхин - Гол из резерва Квантунской армии. Через 2 дня они были разгромлены.

После того как 24 августа советско - монгольские войска замкнули кольцо вокруг халхингольской группировки противника, японское командование попыталось использовать транспортные самолёты в целях переброски окружённым частям боеприпасов и продовольствия. Первым это обнаружил Гринёв. Командование поставило перед ним задачу сорвать воздушные перевозки противника.

Задачу эскадрилья выполнила блестяще. В течение 25 и 26 августа лётчиками эскадрильи было уничтожено несколько транспортных самолётов противника, один из них сжёг на земле Гринёв. После этого полёты японских транспортных самолётов прекратились.

Потеряв в воздушных боях большую часть своих новых самолётов, японское командование бросило в бой все самолёты, находившиеся в Маньчжурии, в том числе устаревших конструкций.

В начале сентября эскадрилья Гринёва встретила около 20 тихоходных бипланов, похожих на наши Р-5, снятые с вооружения несколько лет назад. Эти бипланы пытались бомбить части 8-й монгольской кавалерийской дивизии, занимавшие оборону вдоль границы в районе высоты Хулат - Улайн - Обо. Все японские самолёты стали лёгкой добычей эскадрильи Гринёва.

Разведывательная эскадрилья Гринёва внесла значительный вклад в разгром японцев. В воздушных боях её лётчики уничтожили более 20 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего.

Н.В.Гринёв

Сам лейтенант Н. В. Гринёв за время боёв на Халхин - Голе совершил 157 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, сбил 4 японских самолёта лично и 6 - в группе с товарищами. Штурмовыми действиями на аэродромах сжёг 4 вражеские машины. Был награждён орденом Красного Знамени  ( 29.08.1939 года )  и монгольским орденом "За воинскую доблесть"  ( 10.08.1939 года ).

В представлении лейтенанта Н. В. Гринёва к званию Героя Советского Союза указывалось:

"Лично сам сбил 4 истребителя... В бою показал себя как храбрый, бесстрашный лётчик. В последнее время командует разведывательной эскадрильей, где проявляет смелость, мужество и отвагу. Отыскал ряд аэродромов противника, сжёг на аэродроме противника 2 самолёта "Дуглас" и 2 лёгких бомбардировщика".

Отвага и смелость Гринёва в бою опирались на трезвый расчёт, знание обстановки, техники, своих сил и возможностей. В сочетании с высоким воинским мастерством это приносило ему неизменный успех.

17 ноября 1939 года Лейтенанту Гриневу Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 166.

В 1940 - 1941 годах учился на Курсах усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной инженерной академии им. Жуковского. С апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком.

Богатый боевой опыт, полученный в небе Монголии, в полной мере был использован Гринёвым в годы Великой Отечественной войны. Сотни молодых лётчиков учились у него искусству побеждать врага.

Он участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Воевал на Калининском, Закавказском, Северо - Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах. Был командиром 518-го истребительного авиационного полка. В 1942 году был ранен в районе города Керчь. С августа 1942 года по октябрь 1945 года был старшим инспектором - лётчиком по технике пилотирования Управления 5-й Воздушной армии.

Всего в 1939 - 1945 годах подполковник Н. В. Гринёв одержал лично и в составе группы 27 воздушных побед  ( возможно в это число входят и 4 самолёта, сожжёные на земле Монголии штурмовыми ударами ).

С октября 1945 года - в отставке. Жил в городе Сочи.


Возврат

Н а з а д

mk3260 kyocera


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz