КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Он родился 21.01.1904 года на хуторе Ивановка Верхнеднепровского района Днепропетровской области в семье крестьянина. С 1910 года Тимофей Куцевалов жил с родителями в деревне Орловка Исилькульского района Омской области, учился в сельской школе, пас скот и батрачил у местных кулаков. С 1918 года работал посыльным в Омском железнодорожном депо, а затем чернорабочим на мельнице станции Куломзино Омской железной дороги. Позднее он писал в своей автобиографии: "До 1907 года мой отец, Куцевалов Фёдор, работал по найму конюхом, мать занималась домашним хозяйством. В 1907 году при перевозке хозяйственных грузов он был убит лошадьми. Без кормильца осталось 6 детей. До Мая 1918 года я жил в Орловке, где работал в сельском хозяйстве, пас скот, принадлежащий крестьянам деревни, а в зимнее время с 1914 года до 1918 года учился в сельской школе. Старшая сестра Юлия в 1924 году умерла на станции Исилькуль. Старшие братья: Филипп погиб под Сталинградом в период Великой Отечественной войны, Лев работает на станции Исилькуль главным бухгалтером "Заготзерно". Мать, Лукерья Демьянова Куцевалова, живёт в Исилькуле. Она находится на полном иждивении. Брат Александр трудился чернорабочим на железной дороге на той же станции Исилькуль. Но вскоре он погиб во время работы - на железной дороге его сбил поезд. После выезда из Орловки с 1918 по 1920 год я работал рассыльным в депо станции Омск и на мукомольной мельнице Колокольникова на станции Куломзино. В 1921 году переехал в город Грозный". В 1921 - 1925 годах он был рабочим на нефтяных промыслах в городе Грозном, работал подручным слесаря на конном дворе, а после окончания школы ФЗУ - слесарем. С 1926 года в Красной Армии. В 1927 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу ВВС, а в 1928 году - 1-ю военную школу лётчиков им. тов. Мясникова в Каче. В 1931 году был назначен командиром звена. Затем командовал эскадрильей, отдельным авиаотрядом. В 1938 году Майор Т. Куцевалов был назначен командиром 22-го ИАП, а в Апреле 1939 года - командиром 23-й смешанной авиабригады ( 22-й ИАП и 38-й СБАП ) Забайкальского военного округа. С Мая 1939 года участвовал в боях на реке Халхин - Гол. 21.05.1939 года на усиление группировки советских ВВС в Монголии была переброшена 23-я смешанная авиабригада. Генерал - Лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов вспоминает: "57-й особый корпус имел авиацию, которую можно охарактеризовать по боеспособности просто как разваленную авиацию... которая, безусловно, выглядела небоеспособной". 27.05.1939 года состоялся первый воздушный бой лётчиков 22-го ИАП, только что прилетевших из Забайкалья. Рано утром 1-я авиаэскадрилья в составе 8 самолётов И-16 вылетела с основного аэродрома базирования полка у Тамсаг - Булака к передовой линии фронта в район реки Халхин - Гол. Она имела задание находиться в засаде на аэродроме подскока и в случае появления противника взлететь и уничтожить его. Повел эскадрилью исполняющий обязанности командира авиабригады Майор Т. Куцевалов. Перед вылетом он провёл инструктаж, на котором, в частности, категорически запретил перелетать государственную границу в случае преследования противника. Японских самолётов в воздухе не встретили. Пролетев над линией фронта параллельно реке Халхин - Гол, Куцевалов развернул эскадрилью в обратном направлении. Вскоре самолёты сели недалеко от линии фронта, у высохшего озерка. Здесь уже стоял бензозаправщик и стартер для запуска авиадвигателей. Едва лётчики дозаправили самолёты, как появились 3 японских истребителя И-97. Летели они на высоте около 2500 метров. Куцевалов дал команду: - В воздух ! На машине у самого Куцевалова не запускался мотор, но другие самолёты по мере готовности, один за другим, поднимались в небо, преследуя японцев до реки Халхин - Гол. Истребители эскадрильи следовали по одному, по два к линии фронта. Там на высоте около 2000 метров они встретились с двумя звеньями истребителей противника, которые шли в строю и имели превосходство в высоте. Вскоре 4 И-16 один за другим вышли из боя из - за отказа двигателей. Остальные продолжали драться. Бой окончился не в нашу пользу. Были сбиты и погибли 3 лётчика. Лейтенант Пьянков был ранен и совершил вынужденную посадку. Японцы потерь не имели. Ошибки, допущенные в первом бою, командиры, к сожалению, не разобрали с лётным составом, соответствующие выводы не сделали. Поэтому те же недостатки трагически повторились и на следующий день. Рано утром поступил приказ привести в боевую готовность 20 самолётов И-15, но после взлёта первого звена вылет отменили. Три лётчика, первыми направившиеся в район действий наземных войск, не вернулись. В этот же день по утверждённому плану вылетели 10 И-15 и 10 И-16. Не встретив противника, они произвели посадку на свой аэродром. Но тут же позвонил оперативный дежурный и передал приказ: - Немедленно вылететь двум эскадрильям в том же составе. - Эскадрилья И-15 к вылету ещё не готова, - доложил командир 22-го ИАП Майор Н. Глазыкин. Однако получил подтверждение приказа: - Вылетать эскадрилье И-16, не дожидаясь готовности И-15. И-16 противника не встретили и вернулись на аэродром, а эскадрилья И-15, оставшаяся без поддержки, встретила 18 японских истребителей и вступила с ними в бой. Из 10 лётчиков 4 погибли в бою, один пропал без вести, двое получили ранения: одному пришлось выпрыгнуть на парашюте с горящего самолёта, и он вернулся в часть через двое суток, а один прилетел на изрешечённом пулями самолёте. В Июле 1939 года Майор Т. Куцевалов был назначен командиром 56-го ИАП. Совершил 54 боевых вылета, провёл 19 воздушных боёв и 17 штурмовок, сбил 4 японских самолёта лично и 5 в группе. Был награждён орденом Красного Знамени ( 29.08.1939 ) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" ( 10.08.1939 ). С 7.09.1939 года Полковник Т. Куцевалов командовал ВВС 1-й армейской группы. В представлении Куцевалова к званию Герой Советского Союза указывалось: "Отважный и храбрый командир - лётчик. Своим личным примером всегда увлекал личный состав полка на решительное уничтожение противника в воздухе... Полк под его командованием нанёс огромные потери врагу, имея незначительные потери". 17.11.1939 года комбриг Куцевалов Тимофей Федорович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 178. В докладе об укомплектованности ВВС 1-й Армейской группы и ВВС ЗабВО о комбриге Куцевалове указано: "Имеет авторитет как руководитель и лётчик, много работает в частях, но не приобрел ещё полного опыта работы в роли командующего. Плохо сколочен штаб, жалуется на начальника штаба, на его безынициативность и нерасторопность, предъявляет претензии на Военный Совет 1 АГ, говоря, что его, как командующего и авиацию недооценивают, как - то: не дают квартир, билетов в театр в первый ряд, не выбирают в Президиум от авиации в торжественные дни. По этим вопросам собирается написать жалобу. Имеет крупный недостаток - скоропалительность в принятии решения в вопросе кадров, выдвижение на руководящие должности и также снижение в должности. Выдвинутый командир 32-й ИАБ не соответствует занимаемой должности. [ Примечание: В том же докладе о командире 32-й ИАБ Майоре Г. А. Иванове указано: "Боевого опыта и наград не имеет. Школу лётчиков не кончал. Летать научился в аэроклубе и в части. Окончил ВВА. Как командир ИАБ не авторитетен. Личный друг Куцевалова. Поэтому в течение 6 месяцев получил с должности ВРИД начальника штаба бригады два назначения, повышающих в должности ( командир АП, командир АБ ). Необходимо заменить" ]. Помощника командира 70-го ИАП Капитана Кузина демонстративно снял с должности и приказал назначить командиром звена 22-го ИАП за то, что тот явился на службу в коричневых сапогах. Недостаточная оперативно - тактическая подготовка. Необходима посылка на учёбу. В основном старательный, предприимчивый командир - руководитель. Имеет желание перевестись". 4.06.1940 года Т. Ф. Куцевалову было присвоено воинское звание Генерал - Майор авиации. В 1940 году был командующим ВВС Забайкальского, а в 1941 - Ленинградского военных округов. Участвовал в Великой Отечественной войне. 1.07.1941 года был назначен командующим ВВС Северо - Западного фронта. Вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков: "Чем ближе надвигался фронт на Ленинград, тем ожесточённее становились схватки в воздухе. Обстановка на юго - западе от Ленинграда всё больше и больше тревожила командование Северного фронта. Отсутствие своевременной и достаточной информации о положении дел на Северо - Западном фронте вынудило нас активизировать воздушную разведку на Даугавпилском направлении. 29 Июня лётчики донесли, что противник расширяет плацдармы в районе Даугавпилса, захватил новые плацдармы у Крустпилса и Плавиняса и сосредоточивает здесь крупные моторизованные и танковые силы, а авиация Северо - Западного фронта очень слабо прикрывает наши наземные войска. Мы попытались связаться с командованием ВВС Северо - Западного фронта, чтобы получить достоверную информацию, но все попытки оказались тщетными, так как никто толком не мог указать местонахождение командующего Генерала А. П. Ионова. В это время нам стало известно, что на аэродромы Старорусского аэроузла прибывают авиачасти Северо - Западного фронта. Можно было предположить, что где - то там находится со своим штабом и Генерал А. П. Ионов. Тогда я послал в Старую Руссу своего заместителя И. П. Журавлёва. Вскоре от него поступило сообщение. Оказалось, что Ионов смещён, а на его место назначен Генерал Т. Ф. Куцевалов. Иван Петрович передал, что новый командующий, по существу, очутился в положении военачальника без войск. Он принял авиацию фронта в весьма тяжёлом состоянии. К тому времени она потеряла все свои аэродромы, базы и склады, понесла очень значительные потери и почти лишилась управления. Ещё 28 Июня командующий Северо - Западным фронтом Ф. И. Кузнецов донёс в Ставку о тяжёлом положении своих войск и просил усилить их, особенно авиацией. Ставка выделила 1-й дальнебомбардировочный авиакорпус Генерала В. И. Изотова и приказала с его помощью выбить противника из Даугавпилса. Но Изотов не смог выполнить задание, так как его лётчики не получили истребительного сопровождения. Узнав о состоянии ВВС Северо - Западного фронта, я приказал Журавлёву задержаться в Старой Руссе и оттуда руководить действиями нашей авиации, привлекаемой для оказания помощи отступавшим войскам, главным образом на Даугавпилском направлении". Затем Генерал - Майор авиации Т. Ф. Куцевалов командовал ВВС Западного фронта. 29.10.1941 года ему было присвоено воинское звание Генерал - Лейтенант авиации. 10.05.1942 года на базе управления ВВС Западного фронта была сформирована 1-я Воздушная армия, которой в Мае - Июле 1942 года командовал Т. Ф. Куцевалов. По состоянию на 1.06.1942 года в её состав входили 201-я, 202-я, 203-я, 234-я, 235-я истребительные, 214-я, 224-я, 231-я, 232-я, 233-я штурмовые, 204-я бомбардировочная, 213-я ночная бомбардировочная и 215-я смешанная авиационные дивизии. С момента формирования 1-я Воздушная армия поддерживала наступление войск Западного фронта на Юхновском, Гжатском, Ржевском направлениях. Вспоминает Генерал - Майор авиации А. В. Ворожейкин: "Куцевалова я знал ещё по Халхин - Голу, где он командовал авиационным истребительным полком и считался хорошим командиром... Хорошо помнил я его и по разговору в Монголии уже после боёв. Я тогда был комиссаром истребительной эскадрильи на И-16, а меня решили перевести в полк, вооружённый новыми истребителями И-153. Во время беседы Куцевалов спросил меня: - Как вам нравятся новые истребители ? Я без всякой дипломатии ответил: - "Чайки" в авиации - шаг назад. И-16 намного лучше этой "этажерки". - Вы комиссар и так клевещете на новую советскую технику ! - вскричал Куцевалов. - Да вас за такую клевету надо отдать под суд ! - За правду под суд не отдают... Если бы не член Военного совета, присутствовавший при разговоре, мне бы несдобровать". В Августе 1942 года на базе ВВС Забайкальского фронта была сформирована 12-я Воздушная армия. Первоначально в её состав входили 30-я и 247-я БАД, 245-я и 246-я ИАД, 248-я ШАД. В Августе 1942 - Июне 1945 годов 12-й Воздушной армией командовал Генерал - Лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов. До Августа 1945 года армия выполняла задачи по охране дальневосточных воздушных рубежей СССР и готовила авиачасти для советско - германского фронта. В 1945 году Генерал - Лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов был назначен начальником Военно - Воздушного отдела Советской военной администрации в Германии, а затем был начальником Высших офицерских лётно - тактических курсов ВВС. Во время войны эти курсы находились в Подмосковье, в Люберцах, и назывались Высшей школой воздушного боя. Позднее курсы были переведены в Таганрог, а кроме лётчиков - истребителей учиться там стали бомбардировщики и штурмовики. Рассказывает А. В. Ворожейкин: "Работа комиссии началась с исчезновения начальника курсов вместе с председателем экзаменационной комиссии. Мы не знали, что предпринять. На "помощь" пришёл сам Генерал Блоков. Он ввалился в нашу комнату и, не устояв на ногах, бухнулся на ближнюю от двери кровать. Мы с тревогой подбежали к нему. Но он был элементарно пьян. - Начальнику курсов надо быть безрассудным, чтобы перед началом экзаменов так "угостить" председателя комиссии, - вступил в разговор Александров. - Куцевалов это сделал с целью. Хотел задобрить Блокова. - Но экзамены будем принимать, ставить оценки и писать акт мы, а не он. - Мы напишем, а он не подпишет... Я спросил: куда возил Куцевалов Блокова ? - На охоту, - сразу ответил Афоня. - Это его хобби. А напоил он вашего председателя не от щедрот душевных... - Но на этом Куцевалов может сгореть ! - Не сгорит. Он давнишний приятель маршала Жукова. - А Куцевалов бывает на занятиях ? - Я ни разу не видел. Совещание с преподавателями он как - то проводил, но... - Афанасий махнул рукой". В 1951 году Генерал - Лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1952 - 1955 годах он был командующим ВВС Уральского военного округа, в 1956 - 1958 годах - заместителем председателя ЦК ДОСААФ. С 1959 года - в отставке. Жил в Москве. Умер 6.01.1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Полную версию статьи о Т. Ф. Куцевалове читайте на сайте О. А. Шушакова. |
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |