КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Hайденко Василий Михайлович |
Василий Hайденко pодился 7 декабpя 1915 года в гоpоде Кpивой Рог, ныне Днепpопетpовская области Украины, в семье рабочего. Его детские годы прошли в большой дружной и трудолюбивой родительской семье. Вскоре Найденки переехали из родного Кривого Рога в Пятихатки, куда перевели на работу отца. Тут Василий окончил 7 классов и школу фабрично-заводского обучения, начал свою трудовую деятельность на железной дороге. Ещё учась в фабзавуче, Василий ощущал большую тягу к живописи. Его художественные способности не остались незамеченными. В 1933 году, по настоятельному совету одного из односельчан, Василий подал заявление в Киевский художественный институт и успешно выдержал вступительные экзамены. Он мало верил в успех, помня о своём недостаточном общем образовании. И был несказанно рад, узнав о зачислении его студентом 1-го курса. Но окончить институт Василию Найденко не пришлось. В 1934 году по спецнабору он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Одесскую военную авиационную школу пилотов. И стал он не художником, а военным лётчиком. Но Василий не сетовал на судьбу. Он полюбил новую профессию и отдался ей целиком. После окончания в 1936 году авиационной школы, Найденко в течение года совершенствовал своё лётное мастерство в одной из авиационных частей. Свою боевую деятельность пилот 107-й истребительной авиационной эскадрильи Белорусского военного округа старшина В. М. Найденко начал сражаясь с японскими захватчиками в небе Китая. Там молодой лётчик налетал на И-16 около 120 часов (в том числе - 50 боевых), провёл 27 воздушных боёв. По официальным данным (наградной лист на присвоение звания ГСС), сбил лично 3 и в составе группы 6 самолётов противника [По данным Быкова имел только 6 групповых побед.], за что был награждён орденом Красного Знамени. Летом 1939 года Найденко снова встретился в небе с японскими лётчиками: в период боевых действий на pеке Халхин-Гол, в составе 22-го истребительного авиаполка водил против японских самураев эскадрилью истребителей. Высокий моральный дух, прекрасная техника пилотирования - всё это позволяло ему из воздушных боёв победителями. Найденко выполнил 79 боевых вылетов, сбил в воздушных боях лично 2 и в составе группы 9 самолётов противника, а его эскадрилья - 19 самолётов. [По данным Быкова имел 1 личную и 6 групповых побед.] На груди Василия засияли второй орден Красного Знамени и боевой орден Монгольской Народной Республики. Не успел капитан В. М. Найденко подвести итог боевым действиям на востоке, началась новая война у северо-западных наших границ. В условиях суровой зимы, при отсутствии стационарных аэродромов (взлетали с ледяного покрова финских озёр) днём и ночью водил командир эскадрильи 25-го истребительного авиаполка Василий Найденко своих лётчиков на штурмовку наземных войск и техники врага, сопровождал наши бомбардировщики. В ходе Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов количество сбитых Василием самолётов возросло ещё на 4 (все в составе группы). К началу Великой Отечественной войны за плечами командира 126-го истребительного авиационного полка капитана В. М. Найденко лежали уже 3 войны. Он был достаточно опытным, закалённым в боях лётчиком, талантливым воспитателем молодых пилотов. С первого дня Великой Отечественной войны лётчики 126-го истребительного авиационного полка участвуют в боевых действиях. Они громили немецких захватчиков в небе и на земле Белоруссии и под Москвой, охранял небо столицы. На полк капитана Найденко была возложена особо почётная и ответственная задача - воздушная охрана центра Москвы - Кремля и района правительственных зданий. Личный состав полка выполнял её неутомимо, с высоким чувством долга. Один из эпизодов участия Василия Hайденко в период летних воздушных сражений, нашёл отражение в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Там, на странице 33, есть следующее сообщение: "15 августа 1941 года шестёрка МиГ-3 из состава 126-го ИАП под командованием капитана В. М. Найденко на подступах к Гомелю перехватила 12 бомбардировщиков Ю-88, сопровождаемых 9 истребителями Ме-109. В воздушном бою уничтожено 4 самолёта противника. С нашей стороны потерь нет". Неоценимую помощь оказали лётчики 126-го авиаполка нашим наземным войскам, оборонявшим осенью 1941 года подступы к Туле. Только за сентябрь-ноябрь 1941 года они совершили 1232 боевых вылета, провели 47 воздушных боёв и сбили 36 самолётов противника. 126-й истребительный авиационный полк одним из первых в Советских ВВС получил американские истребители Р-40 "Томагаук" и, после короткого переучивания, уже 12 октября 1941 года, приступил на них к боевым операциям. Действуя на Западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. Лишь за месяц боёв его лётчики совершили 665 боевых вылетов и уничтожили 17 вражеских самолётов. Старший лейтенант С. Г. Ридный летая на "Томагауке" получил звание Героя Советского Союза (на нём же и погиб, в авиакатастрофе, имея на счету 21 воздушную победу). Командир 126-го ИАП майор В. М. Найденко ставит боевую задачу лётчикам. Зима 1941 года. Потом - бои под Сталинградом, в которых 126-й ИАП участвовал с августа 1942 года. С первых дней прибытия на Волгу лётчики полка вынуждены были совершать по 8-10 боевых вылетов в день и вести жестокие бои с численно превосходящими силами противника. Так, 24 августа 1942 года, прикрывая наши наземные войска, группа из 34 самолётов под командованием Найденко вступила в бой с 80 вражескими самолётами, сбила 17 из них и обратила в бегство остальных. Все наши машины благополучно возвратились на свой аэродром. 5 сентября 1942 года командование Сталинградского фронта поставило перед Военно-Воздушными Силами особо важное боевое задание, выполнение которого было возложено на 126-й ИАП майора В. М. Найденко. ...В небе ни облачка. Солнце быстро поднималоськ зениту. Звено за звеном плавно взлетели краснозвёздные истребители. Первым поднялся в воздух боевой командир. Приняв боевой порядок и сделав круг над аэродромом, 36 машин легли на курс. Когда под плоскостями самолётов показались Волга и Сталинград, зоркий глаз Василия Найденко обнаружил идущую навстречу в несколько раз превосходящую числом группу истребителей противника. - За мной, в атаку! - скомандовал по радио командир полка и повёл своих лётчиков на врагов. Завязался ожесточённый бой. В воздухе кружилось свыше 100 самолётов. Грохот пушечно-пулемётных очередей слился с рёвом моторов, особенно на виражах. Одна за другой вражеские машины, накренившись на одну из плоскостей или же перейдя в крутое пике, уходили вниз, оставляя за собой чёрную полосу дыма. Управляя боем и следя за действиями своих соколов, Найденко личным примером увлекал их на разгром врага. Вот он устремился за одним из "Мессеров", настиг его и пронзил короткой очередью. Сделав резкий разворот, он оказался в хвосте второго фашиста, устремившегося за советским истребителем. Ещё одна очередь с предельной дистанции - и "Мессер" задрал нос, а затем, свалившись на правую плоскость, врезался в землю. Но вот пушечно-пулемётной очередью вражеского истребителя сильно повреждён и самолёт Найденко. Он стал неуправляем. Раздумывать было некогда, и Василий Михайлович принял решение оставить машину. Но не так просто было сделать это в момент штопора. Огромным усилием Найденко отделился от кабины лишь на высоте 300 метров. Когда парашют раскрылся и можно было осмотреть место приземления, отважный лётчик понял всю опасность, угрожавшую ему. Левая нога раздроблена крупнокалиберными пулями; два "Мессера" пикировали на парашют, ведя бешеный огонь. Под ним была Волга, спланировать на берег из-за малой высоты не было возможности. И Василий опустился на воду. Раненая нога мешала плыть, он с трудом удерживался на поверхности, а фашисты продолжали расстреливать егo на воде. На помощь мужественному лётчику пришел баркас Волжской флотилии, подобравший Найденко в момент, когда силы уже изменяли ему. На берегу Василию была оказана первая медицинская помощь, а через некоторое время он уже лежал на операционном столе в полевом госпитале, где ему пришлось ампутировать ногу... За время участия в Великой Отечественной войне командир 126-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны) майор В. М. Найденко выполнил 186 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 и в группе 13 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майор Найденко Василий Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 915). Долго пробыл Найденко в госпитале. Его преследовала неотвязная мысль. Неужели он больше не сядет в боевую машину? Только за год войны он сбил 18 самолётов противника. А всего за время службы в авиации совершил 550 боевых вылетов, провёл свыше 150 воздушных боёв, сбил лично и вместе с другими лётчиками около 40 самолётов противника. Нет, ещё не всё потеряно, он ещё послужит Родине! После излечения Василий Михайлович снова вернулся в строй. В должности заместителя командира авиационного соединения ПВО он продолжал участвовать в разгроме фашистских полчищ. Отгремела война. Многие тысячи советских воинов вернулись к мирному труду. Но В. М. Найденко, несмотря на увечье, длительное время оставался в кадрах Советской Армии. Только в 1953 году полковник В. М. Hайденко вышел в запас. Ветеран скончался 13 января 1969 года. Похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Ново-Волковском кладбище (Коммунистическая площадка № 2). Нагpаждён оpденами: Ленина, Кpасного Знамени (тpижды), Кpасной Звезды; медалями. Список известных побед майора В. М.
Найденко в Великой Отечественной войне:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |