Виктор Рахов - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Рахов Виктор Георгиевич

В.Г.Рахов

Он родился 1 Января 1914 года в Саратове, в семье ночного сторожа. Окончил Расловскую единую трудовую школу 1-й ступени, 5-й класс 19-й школы - семилетки в Саратове и школу фабрично - заводского ученичества при заводе комбайнов в 1931 году. Потом работал слесарем - инструментальщиком. Занимался в кружке планеристов. В Июле 1932 года поступил в Саратовскую лётную школу Осоавиахима. С 1932 года в рядах Красной Армии. В Октябре 1932 года по комсомольской путёвке зачислен курсантом 1-й военной авиашколы лётчиков им. тов. Мясникова в Каче.

С Марта 1933 года служил младшим лётчиком в 118-й отдельной авиационной эскадрилье, базировавшейся в Люберцах. Скоро зарекомендовал себя опытным и надёжным пилотом. Ему был доверено участвовать в эскорте самолётов с членами турецкой авиационной делегации и министром авиации Франции Пьером Котом во время их визита в СССР.

С Марта 1936 года служил в НИИ ВВС РККА. Был старшим лётчиком, а затем командиром звена полка боевого применения НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях самолётов: АИР-14  ( УТ-1 ), И-15бис  ( с мотором М-25В ), И-16.

В конце 1937 года Рахову предлагали выехать в Китай для оказания интернациональной помощи китайскому народу, но он отказался. Лётчик - истребитель А. Н. Ровнин в своих воспоминаниях  ( опубликованы в сборнике "Я дрался с самураями. От Халхин - Гола до Порт - Артура"   Сост. А. Кошелев. - М.: Яуза, Эксмо, 2005. стр. 167. ), пишет:

"В конце 1937 года нас, большую группу лётчиков, подняли по тревоге и повезли в Генштаб, где отобрали документы и в каком - то подвале переодели в штатское. Мы решили было, что нас собираются отправить в Испанию. Но на инструктаже в Кремле, который проводил лично Михаил Иванович Калинин, нам объявили, что международная ситуация осложнилась, возник новый очаг напряженности, поэтому нам предстоит лететь не на запад, а на восток - в Китай, помогать братскому китайскому народу в его борьбе против японских оккупантов. Помню, Калинин предупредил: если кого - то из вас собьют, то в плену, как бы вас ни пытали, ни в коем случае не признавайтесь, что служили в Красной Армии и состояли в партии; врите, что работали в гражданской авиации, что вас уволили и вы поехали в Китай на заработки, что вы вообще не согласны с советской властью - а уж Родина вас не забудет, непременно вытащит из плена и вернёт домой.

Когда Калинин предложил задавать вопросы, первым поднялся мой сослуживец Виктор Рахов и смущённо попросил оставить его в Москве, поскольку он всего 2 дня как женился. Калинин, улыбнувшись, согласился. Нет никаких оснований подозревать Виктора в малодушии - впоследствии он стал Героем Советского Союза. После Рахова самоотвод по разным причинам взяли ещё несколько человек. В результате из нашего НИИ в Китай отправились лишь мы с моим близким другом Григорием Кравченко ( впоследствии дважды Героем ), остальных лётчиков набрали в строевых частях".

А вот что рассказывает Генерал - Майор авиации Б. А. Смирнов:

"После возвращения из Испании мне часто приходилось летать с Раховым в составе краснокрылой пилотажной пятёрки, которая была создана Анатолием Серовым и демонстрировала групповой высший пилотаж в дни авиационных праздников в Тушине, и на парадах над Красной площадью в Москве. Виктор Рахов летал не хуже Кравченко, а может быть, и лучше, но держался скромнее. До монгольских событий ему не довелось принимать участие в боях ни в Испании, ни в Китае. Это, по - моему, обычно и удерживало его от высказывания собственных взглядов в спорах, возникавших иногда в кругу "испанцев" или "китайцев".

Рахов неоднократно участвовал в воздушных парадах над Красной площадью и Тушинским аэродромом. Постоянное общение с выдающимися лётчиками Коккинаки, Серовым, Супруном, совместная работа с Кравченко и Стефановским, встречи с Чкаловым помогли ему в совершенстве овладеть приёмами воздушного боя и высшим пилотажем. За высокие показатели в лётно - тактической подготовке и выполнение специальных заданий командования Старший лейтенант В. Г. Рахов неоднократно награждался ценными подарками и денежными премиями.

В конце Мая 1939 года Рахов был направлен в Монголию в составе группы Смушкевича.

Участвовал в боях у реки Халхин - Гол. Был командиром звена 22-го ИАП. Совершил 68 боевых вылетов, сбил 8 самолётов лично и 6 в группе. Был награждён монгольским орденом "За воинскую доблесть" ( 10.08.1939 г. ).

12 Июня Рахов совершил первый боевой вылет, в котором сбил японский истребитель Ki-27. 14 Июня сбил ещё один Ki-27. Был сам сбит в этом бою, и двое суток пешком добирался до своего аэродрома.

25 Июля вместе с Майором Г. П. Кравченко и старшим лейтенантом В. Ф. Скобарихиным уничтожил вражеский аэростат, корректировавший артиллерийский огонь по переправам через Халхин - Гол. На обратном пути лётчики заметили японский воздушный разведчик, который на небольшой высоте летел в сторону линии фронта. Условным знаком Кравченко отдал Рахову приказ: "Сбить !". Тот отделился от строя и пошёл на сближение с противником. Бортовой стрелок разведчика занервничал и открыл огонь со слишком большого расстояния. Сманеврировав, Рахов приблизился к вражескому самолёту и с короткой дистанции расстрелял его. Тот загорелся и упал возле переднего края.

28 Июля была получена информация, свидетельствующая о том, что утром японское командование намерено дать решительный бой в воздухе, а группу самолётов противника возглавит Фукида Такэо - известный японский ас, считавшийся, по мнению многих, непобедимым "королем воздуха".

Кравченко получил приказ не только одержать победу в предстоящих завтра боях, но и по возможности сбить Такэо. Задача была не из лёгких. Обсуждали эту проблему все лётчики сообща. Непосредственно для атаки Такэо было выделено одно звено, остальные лётчики должны были "работать" на него, связывая боем японцев. Кравченко знал Рахова ещё с 1932 года. Поэтому именно ему он поручил "пригласить Такэо в гости".

29 Июня весь полк поднялся в воздух. Скоро на фоне неба показались и японские самолёты. Их было больше, но советские истребители имели преимущество в высоте.

Группы сошлись на встречных курсах. Звено Рахова атаковало самолёт, шедший головным, и сразу же отрезало его от ведомых. Однако затем в течение довольно долгого времени ситуация была неопределённой. Несколько раз Рахов пытался подойти к японскому асу на дистанцию прицельного огня, но тот ловко выводил свою машину из - под удара, в свою очередь стремясь сесть на хвост советскому "ястребку". Тогда советский лётчик пошёл на хитрость: сознательно предоставил японцу такую возможность, выдав её за нечаянную оплошность.

Замысел удался - "король" тут же воспользовался явной "ошибкой" своего противника и пошёл в атаку. Задача Рахова теперь состояла в том, чтобы, используя преимущество И-16 в скорости, держать его на почтительном расстоянии и избежать поражения огнём. Наши пилоты уже знали "почерк" японского аса - тот предпочитал подходить на очень малые расстояния, расстреливая противника наверняка. Рахов, якобы спасаясь, выжимая из самолёта максимум скорости, на самом деле оттягивал японца в направлении своего аэродрома.

Разрыв между самолётами постепенно увеличился. Расстояние было уже достаточным, чтобы, сделав разворот, выйти в лобовую атаку. Что и сделал Рахов. Японец, несколько опешив от такого "финта", ушёл вверх. Это позволило советскому лётчику после резкого маневра оказаться у него на хвосте. Тот, заметив опасность, стал бросать машину в опасные виражи. Он пытался уйти в сторону линии фронта, но из - за несколько меньшей, чем у И-16, скорости это было неосуществимо. Кроме того, путь преграждали самолёты эскадрильи Скобарихина. Никто из ведомых не смог прийти ему на помощь - все японцы были грамотно втянуты в воздушный бой.

Бой длился более получаса - противники были мастерами своего дела, никто не хотел уступать. Уже заканчивался бензин, но "действовать по первому варианту" - сажать свой самолёт - японец категорически не хотел. Рахову пришлось рискнуть и открыть огонь на поражение: в какой - то момент "ястребок" повис в 100 метрах от хвоста японца - и вражеский самолёт загорелся. Пилот выбросился с парашютом. На допросе он попросил пригласить лётчика, который его сбил. Когда в юрту вошёл Рахов, японец вначале поклонился в его сторону, а затем, подумав, заявил, что это - обман с целью его унизить. Его не мог сбить мальчишка !

Воздушные схватки продолжались по всей полосе фронта и во второй половине дня. Самолёты 22-го ИАП ещё не раз подымались в воздух - в частности, для того, чтобы отразить атаку японцев на свой аэродром. При этом были сбиты 4 Ki-27 ( двое японцев попали в плен ) и потерян один И-15бис   [ По японским данным 29.07.1939 года были сбиты: Майор Харада Фумио ( Harada Fumio ); 1-й лейтенант Дайтоку Наюки ( Daitoku Naoyuki ); Лейтенант Шоичи Сузуки ( Shoichi Suzuki ), имевший 17 побед; Кани Саджи ( Kani Saiji ), имевший 9 побед. Сузуки и Саджи погибли, а Фумио и Наюки попали в плен. Видимо, Рахов сбил Фумио. Тот пытался покончить с собой, но был схвачен. После допроса и встречи с Раховым, Фумио и раненого Наюки под охраной отправили в госпиталь. После оказания медицинской помощи их снова вызвали на допрос, во время которого они смогли захватить оружие и покончить с собой ].

20 Августа, спасая Лейтенанта В. П. Трубаченко, Рахов таранил японский истребитель Ki-27, после чего сумел благополучно приземлиться на своём аэродроме.

27 Августа, в своём последнем бою, проходившем в районе Ремизовских высот, Рахов одержал ещё 2 личных победы. По возвращении домой самолёты были обстреляны с земли. Рахова ранило в живот.

29 Августа 1939 года он умер от ран в Читинском госпитале. Похоронен в Чите, в районе Девичьих Горок. Вспоминает Генерал - Майор авиации Б. А. Смирнов:

"Погиб мой самый близкий товарищ Виктор Рахов. С командного пункта на Хамар - Дабе увидели, как на небольшой высоте самолёт И-16 перелетел Халхин - Гол и сразу пошёл на вынужденную. Полковник И. А. Лакеев тут же поехал на "эмке" к самолёту. В кабине И-16, в полубессознательном состоянии сидел тяжело раненный Рахов. Лакеев немедленно отправил его в госпиталь. Операция не помогла. Наутро Виктор Рахов скончался.

Погиб он от случайной пули. Не было воздушного боя, не рвались зенитные снаряды, Рахов летел на малой высоте над противником, и вдруг всего лишь одна японская пуля, возможно, из солдатского карабина, пробила самолёт снизу. Напрягая последние силы, Рахов всё - таки сел, вырвал у смерти ещё несколько часов.

Думая о нём в те дни, я вспоминал городок, где мы 3 года вместе служили, вспоминал, как вместе участвовали в воздушных парадах над Красной площадью, сидели за одним столом в Кремлевском дворце, в Георгиевском зале, на праздничных приёмах. Виктор летал виртуозно. Однажды я предложил Анатолию Серову сделать полёт всей нашей пятёркой, связав самолёты между собой тонкой бечёвкой. Серов приказал раньше проверить этот вариант мне и Рахову вдвоём. И мы с Виктором выполнили этот полёт, не порвав в воздухе шпагат, а потом такой же полёт повторили всей пятёркой. И вот на всём этом поставила точку одна случайная пуля".

29 Августа 1939 года Рахову Виктору Георгиевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Но узнать об этом он не успел.

Именем Героя были названы улицы в Чите, Казани и Саратове. Приказом наркома обороны СССР от 5.01.1940 года № 3 его имя было присвоено 57-й истребительной авиабригаде Московского военного округа.

*     *     *

Полную версию статьи о В. Г. Рахове читайте на сайте О. А. Шушакова:




Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz