КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Смирнов Александр Иванович |
Родился 24 февраля 1920 года в селе Малеево Высокинического
района Московской области ( ныне Жуковский район Калужской области ), в
семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества.
С сентября 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую
военную авиационную школу лётчиков. Служил в Забайкальском военном округе. Участник боёв на реке Халхин - Гол с мая по сентябрь 1939 года,
в составе 22-го ИАП. Выполнил 112 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, сбил
3 японских самолёта лично и 6 в группе. Награждён орденом Ленина. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов в составе
25-го ИАП, выполнил 28 боевых вылетов, побед не имел. С 1940 года был инструктором в Качинском военном авиационном училище. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. До 1943 года
сражался в составе 126-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный
авиационный корпус, Войска ПВО страны ), в должности заместителя командира и
командира эскадрильи. 4 сентября 1942 года был тяжело ранен в бою под Сталинградом.
После излечения исполнял обязанности инспектора по технике пилотирования 317-й
истребительной авиационной дивизии ( 1-я Воздушная истребительная армия,
Северный фронт ПВО ). К маю 1945 года капитан А. И. Смирнов совершил 330 боевых вылетов.
Проведя 119 воздушных боёв, сбил 8 самолётов лично и 13 - в группе. После войны продолжал службу в ВВС СССР. С 1975 года полковник
А. И. Смирнов - в запасе. Жил в Москве. Умер 31 июля 2009 года. Похоронен на
Троекуровском кладбище. 27 марта 1996 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в
в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Российской Федерации. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ),
Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды; медалями: "За
оборону Сталинграда", "За оборону Москвы". ...126-й истребительный авиационный полк только вчера прибыл под Сталинград в район боёв. А сегодня у командира эскадрильи капитана А. И. Смирнова уже 6-й вылет. И каждый вылет - сражение. Час назад, над Гумраком 23-летний комэска схватился с парой "Мессеров". Смелый и стремительный обманный маневр - и он на хвосте у фашистского истребителя. Длинная прицельная очередь. Охваченный пламенем, Me-109, разваливаясь, врезается в лесопосадку. Утром истребители сопровождали группу Ил-2, которые наносили бомбово - штурмовой удар по танковой колонне противника. Когда "летающие танки" пересекали Волгу, Смирнов в стороне, над переправой, увидел девятку вражеских "Юнкерсов". Капитану страстно захотелось немедленно ударить по Ju-87, но дисциплина удерживала - нельзя оставить без охраны группу "Ильюшиных". И как же обрадовался, когда в наушниках услышал голос командира полка: - "Сокол-3", над переправой "Юнкерсы", ударьте по ним. - Вас понял, - ответил Смирнов и отвалил влево с ведомым, приказав заместителю сопровождать "Илы". "Юнкерсы" сначала не заметили наших. Истребители вихрем ворвались в середину вражеской стаи. С первой атаки Смирнов прошил из пушки головную машину. Фашистский самолёт задымил, отвернул в сторону и врезался в воду. Следующего фашистского пикировщика сбил ведомый. На помощь "Юнкерсам" примчалась пара Mе-109. И закружилась карусель ! Смирнов вертелся чёртом, но и фашисты не уступали. На крутом вираже капитан вдруг почувствовал обжигающий удар по правой ноге. В горячке схватки Александр не успел даже подумать о ранении. Маневрируя в клубах дыма от горящего нефтехранилища, он дотянулся до ведущего "Мессера". Вписал его в перекрестие прицела и нажал на гашетку. Прогремела короткая очередь. Но другой "Мессер" успел на доли секунды опередить его. Пуля пробила ему руку. Громадным усилием воли лётчик удержал самолёт на атакующем курсе. Какие-то мгновения самолёты неслись по одной прямой. Потом вновь вошли в крутой вираж, стремясь поразить друг друга. Очереди прогрохотали почти одновременно. "Мессер", а за ним и самолёт Смирнова пошли к земле. "Мессер" объятый пламенем, а краснозвёздная машина просто в нарастающем пикировании. Не помнит Смирнов, как ему с двумя ранами удалось вывести машину в горизонтальный полёт, открыть "фонарь" и выброситься на парашюте. Очнулся на госпитальной койке... В Сталинградском небе за несколько дней Смирнов сбил 4 фашистских самолёта. А начиналась лётная биография Александра Смирнова так. Было это задолго до Великой Отечественной. В один из дней в приёмную военного комиссара Кировского района Москвы пришёл совсем молоденький, худощавый, но высокий не по годам паренёк. - Прошу направить в Испанию, - сказал он смущённо, - хочу бить фашистов. Комиссар посмотрел на юношу, улыбнулся: - К сожалению, не могу. Военкомат не занимается этим, - погасил улыбку, помолчал, - вот если бы вы были лётчиком... Да, лётчики там очень нужны. - Опять помолчал: - Да и не только там. Военком думал, что молодой человек повернётся, но он не уходил. - А где можно быстро научиться летать ? - Где быстро, не знаю, - ответил военком, - вот где вообще обучают летать, подскажу. Идите в аэроклуб. Наутро заявление комсомольца уже рассматривал начальник Кировского аэроклуба Осоавиахима. К заявлению было приложено и ходатайство райкома ВЛКСМ. Аэроклуб Смирнов окончил с отличием. Закончено на отлично и Борисоглебское авиационное училище. Его спросили, где бы молодой лейтенант хотел служить. Не задумываясь, лётчик ответил: - Прошу направить туда, где труднее, где больше всего необходим. Так он оказался в Забайкалье, на затерянном среди заснеженных сопок аэродроме. Трудно пришлось авиаторам, особенно молодым, в условиях дальневосточных 50-градусных морозов, в необжитом ещё в те времена крае. Тяжёлые погодные условия долго не давали возможности летать. Выпускали сразу на боевом И-16. В первый день выруливают на старт те, в ком более всего уверены. Среди них и лейтенант А. Смирнов. Первые взлёты и посадки, пилотаж в зоне. Полк быстро восстановил боевую готовность. И это оказалось, как нельзя, кстати. В мае 1939 года в степях у реки Халхин - Гол вспыхнули боевые действия. Японские захватчики бросили в бой свои лучшие войска, в том числе и отборные авиационные части. Первого самурая комсомолец А. И. Смирнов сбил через месяц после начала боёв - 7 июля, а к концу операции в лётной книжке лётчика 22-го истребительного авиационного полка числилось 3 уничтоженных лично неприятельских самолётов и 6 в составе группы. [ По данным М. Ю. Быкова - 1 лично и 11 в группе. ] Учил лейтенанта неотразимым соколиным ударам сам командир полка прославленный лётчик - истребитель, ставший в небе Халхин - Гола дважды Героем Советского Союза, Григорий Пантелеевич Кравченко, учили и другие мастера воздушного боя - Борис Смирнов, Сергей Грицевец. В ноябре 1939 года участники сражений на Халхин - Голе прибыли в Москву. Через несколько дней в Кремле, вручая орден Ленина Александру Смирнову ( Указ от 18 ноября 1939 года ), Михаил Иванович Калинин несколько дольше задержал его руку в своей. Всесоюзный староста, очевидно, был удивлён молодостью лётчика. В Великую Отечественную в боях с фашистами Смирнов умножил счёт своих побед в грозном военном небе. Заместитель командира эскадрильи 126-го истребительного авиационного полка ВВС 21-й армии старший лейтенант А. И. Смирнов уже к 9 июля 1941 года выполнил 23 боевых вылета, совершил 15 штурмовок наземных войск, в 7 воздушных боях сбил 1 самолёт врага лично и 2 - в группе. 9 августа 1941 года награждён орденом Красного Знамени. В составе 126-го истребительного авиационного полка, входившего в 6-й истребительный авиационный корпус Войск ПВО страны, Александру Смирнову довелось отражать массированные налёты немецкой авиации на Москву летом и осенью 1941 года. В частности, вёл он воздушный бой и в день легендарного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, не допустив к Москве немецкие бомбардировщики. 126-й ИАП, в тот пеpиод, базиpовался на аэpодpоме HИИ ВВС. Командовал им майоp Василий Михайлович Hайденко. Полк летал на амеpиканских самолётах "Кеpтис" Р-40, вначале типа "Томагаук", потом - "Киттихаук". Пеpевооpужение на "замоpскую" технику пpоизводилось в сентябpе 1941 года на аэpодpоме Каднивов близ Вологды, в составе 27-го запасного авиаполка. 126-й авиаполк стал пеpвым в ВВС стpаны, освоившим амеpиканские машины. Дело это было непpостым - пpи эксплуатации Р-40 лётчики и техники обнаpужили немало pазличных дефектов и вскоpе машина стала вызывать у всех недовеpие. Особенно сильно оно укоpенилось в сознании людей после того, как на "Томагауке" в самой пpостой ситуации, не в бою, а после взлёта из - за отказа матеpиальной части погиб Геpой Советского Союза Степан Ридный. Однако остpая нехватка авиационной техники заставляла использовать любые самолёты. Поэтому, несмотpя на многочисленные дефекты и неполадки в машинах, 12 октября 1941 года полк пpиступил к выполнению боевых заданий командования. Действуя на Западном и Калининском фронтах лишь за месяц боёв его пилоты совершили 665 боевых вылетов и сбили 17 самолётов противника. К весне 1942 года многие лётчики 126-го ИАП одеpжали по 10 и более воздушных побед. Так, командиp полка майоp В. М. Hайденко и Александp Иванович Смиpнов сбили лично и в гpупповых боях по 16 вpажеских самолётов, Пётp Hикифоpович Белясник, Hиколай Фёдоpович Аpсенин и Иван Пpокофьевич Левша - по 14, Hиколай Степанович Самохвалов - 12, Семён Федотович Левин - 9. ...Война продолжалась. Полк продолжал прикрывать Москву и крупные города Центрального промышленного района СССР. Однако, когда в августе 1942 года возникла критическая ситуация под Сталинградом, полк был переброшен туда. К февралю 1943 года командир эскадрильи 126-го ИАП капитан А. И. Смирнов совершил 286 боевых вылетов, провёл 77 воздушных боёв, сбил 7 самолётов лично и 13 - в группе. За эти подвиги был представлен командованием ко второму ордену Ленина, но получил второй орден Красного Знамени ( Указ от 22 февраля 1943 года ). Но на этом боевая деятельность Александра Смирнова не закончилась. Согласно наградного листа от 26 ноября 1944 года, инспектор по технике пилотирования 317-й истребительной авиационной дивизии ( 1-я Воздушная истребительная армия, Северный фронт ПВО ) капитан А. И. Смирнов совершил 286 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника - 56, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков противника - 140, на прикрытие наземных войск на поле боя - 90 вылетов. Проведя 119 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника лично и 13 в составе группы. [ По данным М. Ю. Быкова на его счету числится 6 личных и 14 групповых побед. ] Несколько странно, что в этом наградном листе число воздушных боёв и лично сбитых самолётов ( 119 и 8 соответственно ) - увеличилось, а число боевых вылетов осталось прежним - 286 ( по состоянию на февраль 1943 года... ) Приказом по частям Центрального фронта ПВО от 21 февраля 1945 года капитан А. И. Смирнов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. К 9 мая 1945 года Александр Иванович Смирнов совершил 426 боевых вылетов ( с учётом Монголии и Финляндии ). Проведя около 150 воздушных боёв, сбил 30 японских и немецких самолётов ( 11 лично и 19 в составе группы ). После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС СССР. С 1975 года полковник А. И. Смирнов - в запасе. Благодаря помощи членов Московского клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Славы 3-х степеней было найдено нереализованное фронтовое представление А. И. Смирнова к званию Героя. Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов полковнику в отставке Смирнову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда". После выхода "на гражданку", бывалый воздушный боец жил в Москве, работал в правлении Московского клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Славы 3-х степеней. Являлся членом Совета ветеранов 6-го ИАК ПВО. Его часто можно было видеть в гостях у школьников московской средней школы № 834. Воспитанник Ленинского комсомола выступал перед юной сменой с рассказами о былых сражениях, о друзьях - товарищах, с которыми в молодые комсомольские годы крыло к крылу ходил в дерзкие стремительные атаки на врага. Умер 31 июля 2009 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище ( участок 14 ). Список известных побед капитана
А. И. Смирнова в ВОВ:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |