КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Трубаченко Василий Петрович |
Родился 3 апреля 1912 года в селе Алексеевка, ныне посёлок Хвалынского района Саратовской области, в семье рабочего. В том же году семья переехала в город Вольск. После смерти отца в 1920 - 1925 годах воспитывался в детдоме. В 1925 - 1929 годах работал экспедитором на почте, учеником продавца в магазине, учеником бондаря на заводе. Окончил Вольский кооперативный техникум. В 1929 - 1932 годах учился в школе ФЗУ и работал на цементно - шиферном заводе "Большевик" слесарем - инструментальщиком. В мае 1932 года поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу ВВС, по окончании которой учился в Энгельсской школе военных лётчиков. С декабря 1934 года был младшим лётчиком 19-й эскадрильи, а с июля 1938 года - командиром звена 22-го истребительного авиаполка Забайкальского военного округа. С 23 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин - Гол. Командир эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. П. Трубаченко произвёл 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 8 самолётов противника. Лётчики его эскадрильи уничтожили на аэродромах много самолётов и зенитных орудий. 29 августа 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с противником, удостоен звания Героя Советского Союза. После боёв в Монголии служил инспектором по технике пилотирования авиабригады. В марте 1941 года назначен заместителем командира 182-го истребительного авиационного полка, в составе которого сражался с немецко - фашистскими захватчиками на Юго - Западном и Южном фронтах. 16 сентября 1941 года капитан В. П. Трубаченко погиб в воздушном бою в районе города Красноперекопск Крымской области. Похоронен в Симферополе. Награждён орденом Ленина и монгольским орденом "За воинскую доблесть". Ремонтно - механический цех Вольского цементного завода "Большевик", а также средняя школа № 4 и одна из улиц Вольска названы именем Героя. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. В конце июня 1939 года лейтенант В. П. Трубаченко был назначен командиром эскадрильи 22-го истребительного авиаполка. Едва он прибыл на аэродром, как поступило приказание на вылет. Первое знакомство с лётчиками состоялось в воздухе. Построив эскадрилью в клин звеньев, Трубаченко занял место ведущего. До этого ему приходилось не раз возглавлять группы истребителей, но тогда он был командиром звена, а сейчас - эскадрильи. Это накладывало на него особую ответственность. Эскадрилья держала курс на Баян - Цаган. Здесь японцы навели переправу. Со стороны Маньчжурии по дорогам и верблюжьим тропам к ней веером стягивались войска. В ожидании переправы стояли автомашины, танки, броневики, артиллерийские батареи, повозки с боеприпасами, кавалерийские эскадроны. Враг спешил расширить плацдарм, захваченный на западном берегу реки в ночь на 3 июля. Одновременно ударом из района горы Баян - Цаган в южном направлении японцы предприняли попытку захватить нашу единственную переправу и отрезать советско - монгольские части, оборонявшие плацдарм на восточном берегу реки, а затем уничтожить их. В воздухе появились чёрные шапки разрывов - открыли огонь зенитные орудия, прикрывавшие переправу. Применив противозенитный маневр, Трубаченко увёл эскадрилью на юго - восток в сторону солнца, а затем с высоты спикировал на понтонный мост. За ним следовали остальные лётчики. Пули и 20-мм снаряды прошили мост по всей его длине. Многие понтоны начали тонуть. На берегу загорелось несколько автомашин. Японцы бросились прочь от переправы. Конница в панике мяла пехоту, лошади, тянувшие артиллерийские орудия, порвав постромки, носились по песчаным буграм... Трубаченко всё это видел. Он повёл эскадрилью на 2-й заход. На этот раз в качестве цели он наметил колонну автомашин и танков. Лётчики поливали огнём самураев с высоты бреющего полёта. Запылали десятки машин. Густой дым затянул долину реки. Задание было выполнено, и Трубаченко, собрав эскадрилью, решил возвращаться на свой аэродром. Но в это время он заметил на востоке до 30 японских истребителей. Хотя японцы шли со стороны солнца, внезапной атаки у них не получилось. Наши лётчики вовремя обнаружили противника, успели набрать выбору и развернуться в его сторону. В завязавшемся бою эскадрилья Трубаченко сбила 3 истребителя И-97. Одного из них свалил на землю командир эскадрильи, другого - комиссар эскадрильи Арсений Ворожейкин, а последнего послал к земле молодой, но смелый и напористый лётчик Дмитрий Медведев. Горючее было на исходе, и надо было возвращаться на аэродром. Отбиваясь от наседавших японцев, лётчики тянули на свою территорию. Однако силы были неравные и противнику наверняка удалось бы нанести группе Трубаченко урон, если бы на помощь не подоспела эскадрилья во главе с майором Григорием Кравченко. На свой аэродром вернулись без потерь. После этого вылета лётчики по - иному стали воспринимать некоторую замкнутость и неразговорчивость Трубаченко. Они поняли, что их командир - волевой и решительный лётчик, человек дела. Все восхищались, как мастерски сразил он снайперской очередью ведущего японской группы, как, подставляя свою машину буквально под дула вражеских пулемётов, выручал из беды товарищей. Вспоминает участник тех боёв дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин: "Небольшого роста, крепкий, с быстрыми, цепкими глазами... Мне известно было о Трубаченко лишь то, что он закончил школу лётчиков 4 года назад и принимал участие в майских воздушных боях. По своему воинскому званию он был равен большинству лётчиков эскадрильи... И по возрасту Трубаченко тоже примерно наш ровесник. Я внимательно к нему приглядывался. На его круглом, веснушчатом лице появилась озабоченность, когда он быстрым взглядом окинул небо. - Когда думаете представиться личному составу ? - спросил я. - Приказ о назначении есть. Вечером прибудет командир полка, он меня всем и покажет. А пока расскажи мне о лётчиках. Но сделать этого я не успел: поступило приказание на вылет. Трубаченко, не снимавший шлема, бросился к своей машине. Знакомство с лётчиками эскадрильи он начал в воздушном бою... Ещё раньше я заметил, что он не любит делиться своими впечатлениями о бое. После той воздушной схватки, в которой впервые ему довелось познакомиться с лётчиками эскадрильи и, так сказать, показать новым подчинённым себя, проводя разбор, он дал только общую оценку нашим действиям, сделал несколько замечаний о тактике противника. Всем интересно было услышать, а что сам командир испытал в бою ? Что вынес, что запомнил ?.. Не тут - то было ! Бросившаяся мне в глаза при первом знакомстве оживлённость, разговорчивость, хозяйская дотошность Трубаченко была вызвана, видимо, значительностью самого момента: Лейтенант принимал под своё командование эскадрилью. А вообще - то он держался несколько замкнуто. Деловито, в динамичном стиле проводя тот первый разбор, он довольно настороженно прислушивался к репликам, которыми обмениваются лётчики". В начале августа Трубаченко получил задачу разведать японский аэродром. Вылетели в паре с комиссаром Арсением Ворожейкиным. Шли на высоте 5000 метров. Линию фронта пересекли вдоль русла реки Хайластын - Гол. Японские зенитчики открыли по самолётам огонь с большим опозданием. Лётчики прошли над озером Узур - Нур, над монастырем Джин - Джин - Сумэ, потом свернули на север. Трубаченко издалека заметил вражеский аэродром. В лучах заходящего солнца блестели японские самолёты. Вдруг из - за рваной пепельной тучи вывалились 6 вражеских истребителей. При такой ситуации Трубаченко следовало, избегая встречи с превосходящим по численности противником, уйти в сторону или развернуться и поспешить на свой аэродром. Но комэск дал полный газ и с небольшим снижением вырвался вперед. Тем временем японские лётчики разделились на 2 группы. Одна из них начала снижаться, чтобы не дать возможности нашим лётчикам уйти из - под атаки пикированием, другая устремилась в атаку сверху. Японцы быстро приближались. Уже видны были красные круги на крыльях и фюзеляже. А Трубаченко мчался по прямой на полной скорости. По его машине японцы открыли огонь, но пули прошли мимо. Василий успел вовремя бросить свою машину в крутое пике, потом над самой землей выровнял её и пошёл на бреющем в сторону своего аэродрома. Японцы не решились повторить маневр, связанный с перегрузкой, и отстали. - Зачем же так рисковать, Василий Петрович ? - укоризненно заметил Ворожейкин после посадки. - Мне нужно было сосчитать количество самолётов на аэродроме, - спокойно ответил Трубаченко. - Теперь ясно: не менее 70... Рассказывает А. В. Ворожейкин: "Осмотрительность командира была безупречной. Трубаченко вовремя заметил появление противника. И когда это произошло, он, следуя хрестоматийным требованиям тактики, должен был немедленно прекратить выполнение задания, возвратиться. Командир поступил иначе: он продолжал разведку при наведённых на него японских пулемётах, рискуя оказаться сбитым над вражеской землёй. Почему ? Здесь огромную роль играла не только выучка лётчика, но и нечто большее - характер советского воздушного бойца, натура, для которой долг перед Родиной важнее жизни. После этого вылета я как - то заново осмыслил мнимую замкнутость, неразговорчивость Трубаченко. В манере несколько непривычной проявлял себя волевой, решительный человек, человек дела, который не любит, просто не умеет расходовать свою внутреннюю энергию на болтовню. Его скромная деловитость, рабочая сосредоточенность внушали уважение". Налёт на вражеский аэродром был произведён на следующий день. В нём участвовал весь полк, в том числе и пушечная эскадрилья Василия Трубаченко. Вот как рассказывает об этой операции её участник А. В. Ворожейкин: "Наше появление с юга, под прикрытием солнца, было для японцев полной неожиданностью. Только после первых пулемётно - пушечных очередей они поняли, в чём дело... Каждый И-16 имел в запасе около 3000 патронов. А если учесть, что наша эскадрилья была вооружена пушками, то по силе огня штурмующая группа почти в 10 раз превосходила огонь такой же группы японских истребителей. На аэродроме началась паника: одни бежали со стоянок сломя голову, другие падали на месте. И лишь очень немногие копошились возле самолётов, рассчитывая взлететь. Трассы пуль, перекрещиваясь в воздухе и обгоняя друг друга, создавали впечатление, будто на аэродром обрушился огненный ливень. Держась правее Василия Петровича, я выбрал какой - то большой двухмоторный, очевидно, транспортный самолёт и, дав по нему на пикировании 3 длинные очереди, пошёл боевым разворотом на следующий заход. Зенитных разрывов не было, взлетать японцы, кажется, не собирались. Несколько вражеских самолётов, в том числе и двухмоторный, уже пылали. И-16 замкнули гигантский накренённый к земле круг, который нижней своей частью поливал вражеские самолёты огнём, в то время как другая группа, поднятая кверху, как будто набиралась сил для нового натиска. Василий Петрович бросил самолёт в новое пикирование, направляя его в центр стоянки, но неожиданно круто и резко довернул влево; я сразу же от него отстал. Такой маневр случайным быть не мог. В голове тревожно мелькнуло: "Уж не задела ли его в этой суматохе какая - нибудь шальная пуля ?" Вглядываясь, увидел, как от дальнего фланга стоянки, куда, видно, ещё не достал огонь штурмующих, пошёл на взлёт один И-97. Я понял, что командиру, разогнавшему на пикировании большую скорость, трудно будет прицелиться по взлетающему, возможно, он и совсем не успеет этого сделать... Немного убрав газ, сдерживая этим скорость, постарался занять позицию, удобную для атаки на случай, если взлетающий не будет сбит. Как раз в тот момент, когда истребитель противника оторвался от земли, Трубаченко оказался строго сзади и дал по нему короткую очередь: Не имея достаточной скорости, И-97 рухнул вниз. Очевидно, японский лётчик был убит. Короткая очередь Трубаченко походила на выстрел профессионального охотника: навскидку, когда бьёшь птицу на лету. После этого никто из японских лётчиков взлетать уже не пытался. В клубах чёрного дыма внизу вскидывались ослепительно жёлтые языки бушевавшего пламени - это взрывались бензиновые баки японских истребителей. Над лётным полем и стоянкой дымы вытягивались кверху спокойными столбами, предвещавшими хорошую погоду. Сделав 3 захода, мы пошли домой". 29 августа 1939 года старшему лейтенанту Трубаченко Василию Петровичу было присвоено Звание Героя Советского Союза. В представлении говорится кратко: "Храбрый воздушный боец. Участвовал в 15 воздушных боях, лично сбил 5 японских истребителей". Но всё это, лишь за первые 2 месяца боёв. Всего же за время боевых действий на Халхин - Голе Василий Трубаченко сделал 120 боевых вылетов. Он провёл 50 воздушных боёв и сбил 8 вражеских самолётов, не считая многих вылетов на штурмовку наземных объектов. Постановлением Малого Народного Хурала МНР от 10 августа 1939 года награждён орденом "За воинскую доблесть" ( другие источники указывают на "Боевого Красного Знамени 1-й степени" ). После разгрома японцев В. П. Трубаченко учился в Военно - Воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале Великий Отечественной войны, получив звание капитана, убыл на фронт и был назначен заместителем командира 182-го истребительного авиационного полка. В воздушных боях уничтожил ещё 3 вражеских самолёта. 19 сентября 1941 года погиб в неравном воздушном бою защищая Одессу, в районе города Красноперекопска. Похоронен в Симферополе ( Крымская область ). В 1965 году Василий Петрович Трубаченко навечно зачислен в списки ремонтно - механического цеха Вольского цементного завода. Этот цех назван его именем. Имя героя носит также одна из улиц города Вольска, школа № 4 и ремонтно - механический цех цементного завода, где установлена мемориальная доска. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |