Звонарев Николай Иванович - советский военный летчик-истребитель - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Звонарёв Николай Иванович

Н.И.Звонарёв

Лётчик - истребитель Николай Звонарев всю свою жизнь посвятил испытанию новых типов самолётов и авиационного вооружения. В середине 1930-х годов служил в авиационной эскадрилье особого назначения, которая была тесно связана с деятельностью НИИ ВВС РККА. Лётчики эскадрильи испытывали новые самолёты и авиационные приборы в сложных условиях полётов. Постановлением ЦИК СССР от 25 Мая 1936 года за выдающиеся личные успехи по овладению новой боевой техникой Н. И. Звонарёв был награждён первым орденом - Красного Знамени.

Летом 1939 года участвовал в боевых испытаниях новейшего авиационного оружия - реактивных снарядов РС-82. По некоторым источникам за период с 19 Августа по 16 Сентября 1939 года совершил 85 боевых вылетов, провёл 14 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника  ( 2 лично и 5 в группе ).

В дальнейшем продолжал вести испытательную работу. Кавалер 12-ти орденов и медалей, Полковник Н. И. Звонарёв выйдя в отставку жил в Липецке.

*     *     *

С рассвета 20 Августа 1939 года далекий гул авиационной и артиллерийской подготовки приглушённо доходил до одного из полевых аэродромов, где ожидала приказа на вылет особая группа истребителей под командованием лётчика - испытателя Капитана Николая Ивановича Звонарёва. Это были не совсем обычные тупоносые И-16 - "Ишачки", как любовно называли их лётчики. Под крыльями каждого истребителя виднелись 6 серебристых, похожих на хищных щук боевых ракет. Таких самолётов - ракетоносцев тогда не имела ни одна авиация в мире !

Почти 3 часа грохотали орудия, рвались авиационные бомбы, дрожала земля. В 9 утра гул артиллерийских разрывов несколько притих.

"Перенесли огонь в глубину, - догадался Звонарёв - Сейчас наши танки и пехота пойдут в атаку !"

А команды на вылет всё нет. Над аэродромом в белесом мареве время от времени пролетают советские самолёты, идущие бомбить врага.

Только около 17 часов, когда советские танки и пехота совместно с конницей Монгольской Народно - революционной армии далеко продвинулись вперед, охватывая с флангов вражескую группировку, над аэродромом взвилась сигнальная ракета.

Нарастающим грохотом обвала обрушился на аэродром гул мощных авиационных моторов. Oт ветра, поднятого винтами, пошли волны по начавшей желтеть траве. Один за другим стремительно взлетали 5 истребителей. Убирая шасси, они быстро набирали высоту.

Когда стрелка высотомера замерла около отметки 2000 метров, Звонарёв огляделся по сторонам. Справа летел Старший лейтенант Семён Пименов, чуть дальше старательно выдерживал дистанцию и интервал Лейтенант Владимир Федосов, слева вели свои машины Лейтенанты Иван Михайленко и Тимофей Ткаченко.

Внизу под крыльями проплыла тёмная змейка Халхин - Гола, дальше виднелись изрытые и дымящиеся после авиационной и артиллерийской подготовки песчаные барханы восточного берега реки. Справа серебряными блюдцами сверкнули озера Узур - Нур и Яньху. Вдруг эскадрилья серебристых "Чаек", прикрывающая сверху особую группу, стремительно рванулась вперед.

"Видимо, заметили японцев !" - насторожился Звонарёв. Через несколько секунд он увидел на востоке маленькие тёмные точки. Они летели несколькими группами на высоте 3000 - 4000 метров. Их было около 40, не меньше. Японцы !

Звонарёв стал набирать высоту и прильнул к прицелу. На чёрное перекрестие медленно наплывал серебристый моноплан со стойками неубирающихся шасси.

"До противника около 2 километров !" - прикинул Звонарёв и нажал кнопку пускового устройства. Тёмные трассы ракет с 5 истребителей прочертили небо. Мимоходом бросив взгляд па циферблат часов, Звонарёв отметил время первого боевого ракетного залпа: 17 часов 20 минут !

Стараясь занять удобную позицию для повторного ракетного удара, Капитан со своей группой нырнул в облака и разрывов своих ракет не заметил. Когда в лицо снова ударили солнечные лучи, Звонарёв увидел, как японские самолёты круто развернулись и, не приняв боя, стали уходить на юго - восток, в сторону Маньчжурии.

Через час после посадки на аэродром позвонил старый сослуживец и товарищ, командир 22-го истребительного полка Майор Г. П. Кравченко:

- Поздравляю, Николай, с первым успехом !   Земля показала 3 сбитых японских истребителя. Записали тебе. Больше никто не стрелял !

- Впервые в истории авиации ракетное оружие принесло успех в воздушном бою, - говорил вечером 20 Августа Капитан Звонарёв, выступая перед лётчиками и техническим составом особой истребительной группы.

Определённый интерес представляет отчёт о первом воздушном бое с применением РС-82, составленный ведущим инженером по испытанию нового оружия Андреем Ивановичем Поповичем:

"В момент прибытия группы к линии фронта в бой ввязалась наша истребительная авиация, поднятая с другого аэродрома, и возможность ведения стрельбы по группам противника была исключена. Участие в бою более 100 самолётов  ( с обеих сторон )  и большая динамичность боя привели к тому, что группа не смогла сохранить строй и "вползла" в бой двумя подгруппами.

Группа из 3-х самолётов, не находя применения для РС, с истребителями других подразделений вышла из боя без стрельбы РС. Подразделение их 2-х самолётов   ( Звонарёв и Федосов ), в общей свалке обнаружила в стороне звено И-97, по которому и дала залп 12-ю снарядами, но, не успев понаблюдать за результатами своей стрельбы, подверглась атаке сверху другими И-97. После короткого боя им удалось оторваться от противника, при этом самолёт Звонарева получил 9 пулевых пробоин, а Федосова - 14. По данным НП командира войсковой части, их залпом было сбито 3 вражеских истребителя..."

Николай Звонарёв занимался испытаниями боевых ракет с 1935 года. Много творческого труда было вложено в разработку этого нового вида авиационного вооружения. Ещё ранней весной 1920 года в холодной и голодной Москве два энтузиаста - Н. И. Тихомиров и В. Л. Артемьев начали проводить первые опыты с боевыми ракетами. Вскоре стало ясно, что применяемый дымный порох не может обеспечить стабильного полёта. Новый, бездымный порох, получивший название пироскилинотротилового, был получен с помощью специалистов - химиков С. А. Серикова и О. Г. Филиппова.

Первая советская ракета с толстостенными шашками из пироксилинотротилового пороха была запущена 3 Марта 1928 года. В начале 1930-х годов к работе над ракетным оружием подключились талантливые военные инженеры Г. Э. Лангемак и Б. С. Петропавловский.

Прежде всего новое оружие решено было использовать в авиации. Самолёты нуждались в усилении вооружения, а пушки того времени практически нельзя было использовать из - за тяжести и большой отдачи. Уже в 1931 году лётчик - испытатель С. И. Мухин успешно произвел первые боевые стрельбы ракетами с самолёта. Затем лётчик В. К. Коккинаки стрелял ракетами с биплана Р-5.

Испытания опытных реактивных снарядов продолжились осенью 1936 года на истребителе И-5. Их проводили Капитаны Звонарёв и Попович. Управление ВВС уделяло этой работе самое пристальное внимание. Уже в Марте 1937 года они были вызваны для доклада о ходе испытаний к Начальнику ВВС. Результатом их разговора с Я. И. Алкснисом было резкое увеличение объёмов работ по данной тематике. Однако, из - за задержки с поставкой пороха, проведение войсковых испытаний РС-82 и принятие их на вооружение всё же задержалось до конца 1937 года. В 1938 году были приняты на вооружение штурмовиков и бомбардировщиков и более мощные, 132-миллиметровые снаряды.

Весной 1939 года для ознакомления с новым авиационным оружием несколько десятков лучших лётчиков - истребителей советских ВВС были собраны на одном из полигонов под Москвой. Первые стрельбы ракетами провёл там начальник сборов Капитан Звонарёв.

Когда японские агрессоры спровоцировали военные действия на границах Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин - Гол, решено было послать туда несколько истребителей И-16, вооружённых кроме пулемётов ещё и 82-миллиметровыми реактивными снарядами - по 6 на каждой машине. Командование этой особой группой и было доверено Звонарёву. 27-летний Капитан уже около 8 лет летал па самолётах самых различных типов - от допотопного учебного биплана "Авро" до новейшего для того времени истребителя И-153 "Чайка". Сын царицынского котельщика, 20-летним юношей он окончил Одесскую школу военных лётчиков. После 2-х лет службы в строевых частях способный и трудолюбивый лётчик был направлен в эскадрилью особого назначения, где проводились испытания новых видов авиационного вооружения. Здесь - то и пришлось Николаю Ивановичу впервые встретиться с боевыми ракетами.

Звонарёв лично и очень тщательно выбирал лётчиков для особой группы. Самым старшим по возрасту среди них был Семён Пименов, одногодок своего командира, сын крестьянина - бедняка из Подмосковья. В авиационное училище он ушёл после 2-х лет работы на одном из московских заводов. В его аттестации отмечалось: "Летает с 1933 года. Летает уверенно, любит лётное дело. Дисциплинирован". На 2 года моложе был Иван Михайленко - крестьянский сын с Киевщины. Окончив 3 курса рабфака, он добровольно ушёл в школу военных лётчиков. За 2 года он стал командиром истребительного звена. Украинцем был и 22-летний Тимофей Ткаченко. Несмотря на молодость, он стал отличным истребителем, отличавшимся исключительной меткостью при стрельбе в воздухе. Владимиру Федосову 21 год исполнился в поезде, по дороге на Дальний Восток. Глядя на его совсем юное лицо, трудно было поверить, что это опытный лётчик - истребитель, с редким по остроте зрением и отличнейшей реакцией.

На второй день нашего наступления, 21 Августа, противник ударами с воздуха неоднократно пытался приостановить продвижение советско - монгольских войск. Для отражения атак японских бомбардировщиков с раннего утра была поднята группа истребителей - ракетоносцев. Как всегда, их прикрывали обычные истребители И-16 и "Чайки".

Когда под крылом самолёта Звонарёва проплыли изрытые окопами склоны высоты Хамар - Даба, Капитан увидел, как около сверкающей в лучах солнца ленты Халхин - Гола поднимаются темные фонтаны высоких разрывов.

"Японцы пытаются бомбить наши переправы через реку !" - понял Звонарёв и стремительно повёл свои истребители на перехват вражеских самолётов. Следом повернули и истребители прикрытия.

Заметив большую группу советских самолётов, японские бомбардировщики развернулись и стали уходить на маньчжурскую территорию. Звонарёв сдвинул сектор газа вперёд до предела. Японские самолёты стали медленно увеличиваться в размерах. Вот уже ясно различимы их двойные кили. Звонарёв, глядя в прицел, шептал про себя: "Осталось 2000, 1800, 1600, 1400, 1200... Пора !"   Нажата кнопка запуска ракет. Дымные трассы потянулись и от летевших рядом истребителей. Тёмные бутоны разрывов медленно распустились среди строя двухмоторных японских бомбардировщиков. Два из них, оставляя дымный шлейф, стали падать на землю. Радостными и взволнованными возвращались лётчики на свой аэродром. Передышка на земле была короткой. Через два часа последовал короткий приказ: "В воздух !"

На этот раз встреча с вражескими самолётами произошла в районе озера Яньху. В короткой ожесточённой схватке с японскими истребителями И-97 пятёрка Капитана Звонарёва сбила один из них ракетами.

Группа первых советских истребителей - ракетоносцев участвовала во многих воздушных боях над рекой Халхин - Гол. Последний бой был 15 Сентября.

Перед отлётом из Монгольской Народной Республики Капитан Звонарёв получил документ, в котором удостоверялось: "За период военных действий в МНР группой лётчиков под командованием Капитана Звонарёва сбито самолётов противника: истребителей И-97 - 10, бомбардировщиков- 2, лёгких бомбардировщиков - 1. Итого 13 самолётов".

Звонарёв аккуратно сложил бумажку и спрятал её в карман. А ведь это был исторический документ - он удостоверял, что ракетное оружие авиации впервые было создано и успешно применено в боях советскими людьми !

13 сбитых вражеских самолётов !  По масштабам воздушных боёв на Халхин - Голе это сравнительно немного. Ведь там было уничтожено более 600 японских истребителей, разведчиков и бомбардировщиков. Однако это был первый успех нового реактивного оружия.

[ По данным сборника "Испытатели НИИ ВВС" ( Москва, Воениздат, 1990 год, автор В. К. Муравъёв ), группа Звонарёва совершила 35 боевых вылетов и сбила 17 вражеских самолётов - 14 истребителей И-97, 2 бомбардировщика СБ-96 и 1 бомбардировщик ЛБ-97. Один из СБ-96, 23 Августа своими РС на мелкие куски развалил Виктор Рахов, принявший участие в боевом вылете в составе этой группы ].

Японское авиационное командование, как свидетельствуют архивные документы и опубликованные спустя много лет после событий исследования, так и не догадалось о новом оружии, применённом советскими самолётами. Тайна была сохранена !

За успешное испытание реактивных снарядов в воздушных боях над Халхин - Голом Звонарёв был награждён орденом Красного Знамени и монгольским орденом Сухэ - Батора, ему досрочно присвоили звание Майора. Боевых наград были удостоены все лётчики его особой группы.

[ 25 Августа погиб экипаж командира 150-го СБП Майора Михаила Бурмистрова. Майор 22 раза лично водил свой полк в боевые вылеты. Согласно официальным данным, его самолёт был сбит японской зениткой. Однако есть версия, что бомбардировщик Бурмистрова сбил по ошибке Лейтенант В. Федосов из экспериментальной группы И-16, вооружённых реактивными снарядами.

Командир группы "ракетоносцев" Капитан Н. Звонарёв рассказывал, что 25 Августа он повёл своих подчинённых в атаку на шедшие со стороны Манчжурии двухмоторные бомбардировщики, которые он принял за японские СБ-97  ( советское название бомбардировщиков Ки-21 ). Только подойдя на огневую дистанцию, он разглядел, что на крыльях светло - серых машин не круги, а звёзды. В последний момент Звонарёв резко отвернул, и ведомые повторили его маневр, но Лейтенант В. Федосов успел перед этим дать залп двумя ракетами, одна из которых взорвалась рядом с головным бомбардировщиком. СБ некоторое время летел прежним курсом, однако на подлёте к Халхин - Голу вдруг сорвался в пике и врезался в землю. Штурман успел выпрыгнуть с парашютом, Майор М. Бурмистров и стрелок - радист Шарохин погибли. Очевидно, лётчик был ранен и потерял сознание, из - за чего неуправляемая машина круто пошла вниз.

Мы никогда не узнаем, была ли причиной этому ракета, выпущенная Федосовым, или же Майор получил ранение ещё раньше, при обстреле самолёта японскими зенитками. Как бы то ни было, Федосова решили не наказывать, а гибель самолёта Бурмистрова списали на зенитный огонь. Правда, драматический эпизод 25 Августа вспомнили осенью, при награждении лётчиков из группы "ракетоносцев". Всем им присвоили ордена Красного знамени, а Федосову вручили лишь медаль "За отвагу" ]

В годы Великой Отечественной войны Николай Звонарёв не раз встречался в воздушных боях уже с немецкими самолётами, сбил несколько из них, сам сажал "на брюхо" свой подбитый МиГ-3... Потом вместе с группой лётчиков - испытателей был отозван с фронта для испытаний новых самолётов. Уволившись из армии, много лет работал мастером на Липецком металлургическом заводе. Заместитель командира истребительного полка Семён Пименов погиб в Сентябре 1942 года под Воронежем. Капитан Иван Михайленко был сбит в воздушном бою в Августе 1943 года. Погибли также Володя Федосов и Тимофей Ткаченко...

Реактивные снаряды, успешно опробованные нашими лётчиками летом 1939 года в небе Монголии, нашли широкое применение в годы Великой Отечественной войны.



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz