КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Воздушная война в Испании |
"Над всей Испанией безоблачное небо..." Эта безобидная фраза, произнесённая в радиоэфире летом 1936 года, стала сигналом к началу Гражданской войны в Испании, в которую вскоре оказались втянуты и Германия, и Италия, и Советский Союз. Именно в испанском небе приняли боевое крещение многие будущие асы Второй Мировой войны, здесь прошли испытания новых типов самолётов, здесь впервые была опробована новая тактика воздушного боя. Однако до недавнего времени информация о боевом применении советской авиации в Испании оставалась весьма скудной, разрозненной и неполной. Книга С. В. Абросова ( издана в 2008 году издательством "ЯУЗА - ЭКСМО" в Москве ) стала первой отечественной работой, в которой собран, обобщён и проанализирован огромный фактический материал, архивные сведения и мемуарная литература по истории воздушной войны 1936 - 1939 гг. Это - подробная и точная, буквально по дням и часам, хроника воздушных сражений в пылающем небе Испании. УЧЁТ ВОЗДУШНЫХ ПОБЕДСудя по архивным документам, можно сделать вывод, что во время участия советских лётчиков в боевых действиях в Испании какой-то единой и общепризнанной методики учёта воздушных побед не существовало. В течение первого периода войны ( Ноябрь - Декабрь 1936 года ) предпринималась попытка разделить воздушные победы на "личные" и "одержанные в паре", при этом самолёт противника, сбитый в паре, считался 1/2 от сбитого лично и не фиксировался отдельно. То есть если у пилота по состоянию на 9 Декабря 1936 года на счету значился 1 сбитый "Фиат", то это совсем не означало, что самолёт сбит лично, вполне возможно, что это 2 "Фиата", сбитых с кем-то из других лётчиков в паре. Начальник ВВС РККА Я. Алкснис был сторонником данной системы учёта. В начале 1937 года, беседуя с вернувшимся из Испании Н. Шмельковым и узнав о количестве сбитых им самолётов противника - 4 лично и 2 в паре, Алкснис сказал, что Шмельков стал, по западной терминологии, асом, так как имеет на своем боевом счету 5 сбитых самолётов. Такая система учёта, видимо, впервые применялась в Испании и просуществовала недолго - до начала 1937 года. В начале 1937 года, по мере увеличения республиканских ВВС, были сформированы эскадрильи И-15 с испанским и смешанным составом. С появлением испанских и американских лётчиков в правительственной авиации в ВВС стала внедряться система учёта воздушных побед, применявшаяся пилотами стран Антанты на Западном фронте в годы Первой Мировой войны. Самолёт, сбитый в группе, записывался каждому участнику. Причём не ясно, пополнялся личный счёт целой победой или дробным числом. Несмотря на имеющиеся свидетельства в пользу деления побед, упоминания о дробных боевых счетах воевавших в тот период пилотов И-15 носят исключительный характер, чаще встречаются целые цифры побед. Эта система не применялась в эскадрилье И-16, состоявшей только из советских лётчиков. В журнале боевых действий в большинстве случаев победы записывались за конкретными пилотами или звеньями. Однако победы в составе звена требовали либо прибавлять к личному счету по 1/3 победы, либо применять какой-то другой метод учёта сбитых самолётов противника. В результате эксперимент с дробями было решено не продолжать, но и не заниматься уравниловкой - не смешивать парные и звеньевые победы в одну категорию групповых. Примерно с лета 1937 года большинство одержанных советскими истребителями побед в небе Испании подразделялось на 3 категории: личные, парой и звеном ( иногда встречаются также сбитые "четвёркой" и "группой" ). Скорее всего, имевшиеся у пилотов дробные победы 1936 года были переведены в новую систему, так как упоминания о "дробях" автору больше не встречались. Исключение составила последняя группа советских истребителей, руководимая С. Грицевцом, в которой практиковалась запись побед на эскадрилью. Как подтверждались победы советских пилотов, точно неизвестно, вероятно, это был некий компромисс между заявлениями лётчиков и докладами наземных войск. В архивных документах сохранился доклад одного из авиационных советников, который вкратце отметил: "Наиболее сложным оказался вопрос учёта результатов воздушного боя. Если подводить итог по заявлениям лётчиков, то подчас получались баснословные цифры. Да это и естественно: один и тот же падающий самолёт противника мог быть засечён несколькими; не каждый падающий самолёт мог оказаться сбитым и не каждый упавший самолёт - действительно упал на землю ( наблюдение сверху скрадывает высоту ). Наблюдение с земли не всегда давало результат из-за большого удаления. Если наблюдение было организовано самой авиацией, оно ещё давало известный результат. Если же оно осуществлялось наземными войсками, то базировать на этих сведениях вывод о результатах боя было невозможно". У лётчиков - истребителей противника также единой системы учёта не было. Так, немцы и испанцы вели индивидуальный учёт, а итальянцы все победы считали групповыми ( тем не менее в иностранных источниках часто встречаются индивидуальные победы итальянских лётчиков ). На каких именно критериях основывались системы подтверждения побед противоборствующими сторонами, автору неизвестно. Тем не менее при проверке соответствия заявленных побед реальным потерям обнаруживаются подчас значительные несоответствия, что говорит о существенных недостатках всех использовавшихся в Испании методов подтверждения побед. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |