Антонец Павел Андреевич - советский военный летчик в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Антонец Павел Андреевич

Антонец Павел Андреевич

Родился в 1910 году. Служил младшим лётчиком в 71-м истребительном авиационном отряде Московского военного округа. 25 мая 1936 года за успехи в боевой и политической подготовке награждён орденом "Знак Почёта". Получив звание лейтенанта, был назначен младшим лётчиком в 118-ю ИАЭ того же округа.

С октября 1936 года по 30 января 1937 года лейтенант П. А. Антонец участвовал в национально - революционной войне в Испании. Сражался Северном фронте, летая на И-15.

У многих лётчиков, попавших в непривычные климатические условия в Испании  ( большие перепады температуры и влажность ), начинало давать сбои сердце, нарушалась нервная система, повышалось кровяное давление. К тому же, в Испании были распространены многие инфекционные болезни. Вскоре Антонец тяжело заболел, и был досрочно отправлен на родину.

2 января 1937 года награждён орденом Красного Знамени, получил звание капитана.

Весной 1938 года был назначен командиром 2-й эскадрильи вновь сформированного 16-го ИАП Московского военного округа. Затем служил в 34-м ИАП, летом 1940 года был командиром эскадрильи 148-го ИАП, в составе которого принял участие в Советско - Финляндской войне.

В 1941 году ему присвоили звание майора, и к лету назначили командиром 236-го ИАП.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Весной и летом 1942 года воевал под Москвой, под Воронежем, в конце года на Сталинградском фронте, затем на Северо - Кавказском фронте. В ноябре 1942 году получил звание подполковника. Командовал полком до февраля 1943 года. Затем, был назначен на другую должность.

За период Великой Отечественой войны лично сбил 2 самолёта Ме-109, оба в период боёв за Сталинград. Награждён орденами и медалями.

После окончания войны продолжал служить в авиации. Уволился в запас в звании полковника.

*     *     *

Среди лучших разведчиков 201-й авиационной дивизии особенно выделялся jодполковник П. А. Антонец. На разведку Антонец летал на истребителях разных типов, в том числе и на трофейном Ме-109. Павел Андреевич участвовал в воздушных боях в небе Испании и Финляндии. Проявил он себя не только бесстрашным воздушным бойцом, но и умелым воспитателем подчинённых. Он, как никто другой, мастерски обучал лётчиков сложному искусству побеждать в воздушном бою и постоянно искать новые, лучшие приёмы боевого использования авиации.

Вечером 28 ноября 1942 года для удара по аэродрому Питомник была направлена группа штурмовиков 190-го штурмового авиаполка. Вёл её командир эскадрильи капитан Волчаренко. Восьмёрку истребителей прикрытия возглавил командир 236-го истребительного авиаполка майор П. А. Антонец. При подходе к аэродрому противника советские лётчики обнаружили 15 транспортных самолётов Ju-52 под прикрытием двух звеньев Ме-109, 10 "Юнкерсов" уже находились на земле под разгрузкой.

По команде ведущего штурмовой группы "Илы" произвели пуск реактивных снарядов и сбросили 24 бомбы, в результате чего сдетонировали только что доставленные на аэродром боеприпасы. Аэродром противника превратился в месиво.

После удара по аэродрому Волчаренко принял решение штурмовой группой атаковать неприземлившиеся транспортные самолёты противника. Сообщив ведущему истребителей прикрытия о своём решении, он вступил в бой. Это был первый воздушный бой штурмовиков как многоцелевых самолётов. Бронированные штурмовики врезались в огромный клубок "Юнкерсов". Капитан Волчаренко развернулся влево и на высоте 600 метров атаковал головной Ju-52. Немецкие лётчики заметили атаку Ил-2 и почти одновременно повернули в его сторону стволы 3-х пулемётов. Длинная пушечно - пулемётная очередь "Ила" полоснула "Юнкерс" и срезала носовую часть самолёта.

Взрывы бомб и снарядов на земле, натужный рёв моторов, беспрерывное мелькание самолётов и частая пушечно - пулемётная стрельба в воздухе в первый момент вызвали у вражеских зенитчиков некоторое замешательство. Однако они быстро пришли в себя и открыли яростный огонь по советским самолётам. Но оказалось достаточно одной атаки пары "Илов" по огневым позициям зенитных батарей, и стрельба с земли прекратилась.

Группа штурмовиков нанесла большой урон врагу на земле и в воздухе. Капитан Волчаренко сбил 2 и поджёг 3 Ju-52. Следуя примеру командира, лётчики Поляков, Забелин, Тавадзе и Ткачёв также сбили по 2 и группой - 4 транспортных самолёта, уничтожили 20 автомашин с боеприпасами.

Не дремали и лётчики - истребители. Приказав звену С. А. Белоусова продолжать прикрывать "Илы" от 8 "Мессершмиттов", майор П. А. Антонец во главе 4 Як-1 занял выгодную позицию и первым атаковал их. Настигнутые метким огнём командира полка и его помощника И. И. Нагорных, 2 Ме-109, объятые пламенем, упали на границе аэродрома. Это сбило спесь у немецких пилотов и определило перелом в ходе воздушного боя. Советские лётчики буквально замотали "Мессеров", и те не могли оказать помощь своим "Юнкерсам", с которыми спокойно расправлялись "Илы".

Утром 1 декабря 1942 года командир 236-го ИАП  ( 201-я ИАД, 2-й САК, 8-я Воздушная армия )  подполковник П. А. Антонец повёл на разведку 4 Як-1. Пара старшего лейтенанта М. В. Удалова прикрывала ведущего. Лётчики обнаружили на вражеских аэродромах свыше 60 транспортных самолётов. В районе этих аэродромов на высоте 1500 - 2000 метров ходили патрульные группы истребителей.

На одном лётном поле стояло 9 трёхмоторных и 10 одномоторных самолётов. 2 Ме-109 производили взлёт. Увидев взлетавших "Мессеров", Антонец круто развернулся в их сторону, промелькнул над зоной обстрела зенитной батареи и оказался в хвосте вражеских истребителей. Меткая очередь поразила ведомого "Мессера", и тот перевернулся вверх неубранными шасси и упал вблизи аэродрома. Второй Ме-109 на форсаже пытался развернуться в сторону зенитчиков. Старший лейтенант И. И. Нагорных устремился к нему и с короткой дистанции расстрелял беглеца. На обратном пути советские лётчики неожиданно встретили 20 транспортных самолётов в сопровождении 16 Ме-109, готовившихся к посадке на аэродроме Большая Россошка. На дивизионный КП были немедленно переданы ценные сведения. Данные разведки очень пригодились для нанесения незамедлительных штурмовых ударов по аэродромам противника.

В послевоенное время многие ветераны 10-й Гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени дивизии выросли в способных авиационных командиров. Среди них и полковник П. А. Антонец.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz