КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился в 1909 году. В Красной Армии с 1930 года. Окончил 6-месячные курсы командиров звеньев в 1934 году ( в 1-й Краснознамённой школе пилотов им. Мясникова в Каче ). В звании Лейтенанта командова звеном 109-й истребительной авиационной эскадрильи 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. "Самолёт "противника" шёл мне навстречу. Когда между нами осталось 500 - 600 метров, "противник" решил уклониться от боя. Он сделал вираж влево, я немедленно повернул вправо и зашёл ему в хвост. Трижды он пытался уйти с помощью разворота. Я упорно шёл на сближение. Наконец, мне удалось подлететь к нему на расстояние в 50 метров и в упор "расстрелять" машину из пулемётов. По оценке "посредников" я выполнил задание на "отлично". Этот эпизод произошёл на учении несколько лет назад, когда я был ещё молодым лётчиком. Но он часто вспоминается мне, при обучении пилотов воздушной стрельбе..." ( Из газеты "Правда", 8 Декабря 1938 года. ) С 20 Октября 1936 года по 26 Марта 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Летая на истребителе И-15, защищал небо Мадрида. Имел псевдоним "Артемио". 2 - 3 Февраля 1937 года 5 И-15 вылетели на разведку дорог в районе Рода - Бурго. В полёте заметили 3 вражеских истребителя, летевших от Севильи к своему аэродрому Антекера. Е. Ерлыкин описывал этот вылет так: "Мне показалось, что это "Фиаты" и я решил их догнать и атаковать. Если бы я сразу узнал "Хейнкелей" то определённо бы отказался их преследовать, так как скорость "Хейнкеля" значительно больше, чем И-15". Что произошло дальше, рассказал Виктор Матюнин: "Мы дрались над их аэродромом, мы полетели на разведку пятёркой в Малаге, залетели в глубину километров на 30. Там шли 3 новеньких "Хейнкеля". Мы стали гнаться за ними. Они бой не принимают. Мы ушли вглубь, завязали с ними бой. Один там был смелый, нахальный лётчик. Когда мы метров на 500 сблизились, дали очереди по нему, он сразу сделал переворот и к нам бросился. Здорово дрался, долго его гоняли. Кончили бой, все эти 3 "Хейнкеля" мы уничтожили. У нас ничего не было. У одного испанца был пробит цилиндр и он прилетел нормально". По словам Емельяна Кондрата, драться с "нахальным" немецким асом, которого им всё же удалось сбить, пришлось ему и Матюнину. Артемьев схватился один на один с другим вражеским пилотом и сумел зажечь его самолёт. Третьего противника взял на себя испанец, но на лобовой атаке его И-15 был серьёзно повреждён ( пробито 2 цилиндра мотора ) и он вынужден был выйти из боя, после этой атаки ушёл из боя и его противник. Подводя итог бою, Кондрат также говорит, что были сбиты все 3 истребителя противника. Несколько расходятся воспоминания Евгения Ерлыкина. Он уточняет, что бой начался на высоте 6500 метров и считает, что лично сбил один "Хейнкель", но и его самолёт был повреждён. Второго истребителя сбили коллективно, третий загорелся, но сумел сесть на своём аэродроме. С республиканской стороны потерь не было, за исключением повреждения моторов на двух истребителях и обширного срыва полотна на двух других. В иностранных источниках не удалось найти упоминания об этом бое, поэтому идентифицировать самолёты противника и их пилотов не представляется возможным. Иван Копец, Георгий Захаров, Николай Артемьев ( слева направо ) на аэродроме Алкала. По данным на 9 Декабря 1936 года имел на счету 1 сбитый "Хейнкель" и 0,5 сбитых "Фиата". Его окончательный итог составил 3 победы ( 2 лично и 1 в паре ).
Награждён двумя орденами Красного Знамени ( оба в 1937 году ), причём второй орден имел № 64. После возвращения из Испании продолжал служить в Киевском военном округе. В 1938 году получил звание Майора. 9 Января 1940 года возглавил вновь сформированный 147-й истребительный авиационный полк, во главе которого участвовавший в Советско - Финляндской войне. По некоторым данным, непродолжительное время, до Апреля 1940 года командовал 55-м ИАП в Одесском военном округе. Летом 1940 года из-за появления в нетрезвом виде на аэродроме полка был понижен в должности, назначен помощником командира 145-го ИАП. Сведения о его дальнейшей судьбе противоречивы. По одним источникам, во время Великой Отечественной войны был командиром 196-го ИАП, в 1942 году участвовал в обороне Ленинграда. Маршал авиации И. И. Пстыго, вспоминая о своей службе в должности командира смешанного авиаотряда на Дальнем Востоке ( в начале 1950-х годов ), пишет о том, что его заместителем был Полковник Н. С. Артемьев. По другим сведениям Майор Н. С. Артемьев в годы войны был начальником штаба 147-го ИАП, воевал в Заполярье. Летал на И-153 и И-16. Погиб в 1942 году и был похоронен в районе Мурмаши Кольского района Мурманской области... |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |