КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился 18 Июля 1913 ( по другим данным 1909 ) года в селе Черкассы Саракташского района Оренбургской области. В Красной Армии Илья Базаров стал служить с 11 ноября 1931 года. В звании старшины служил лётчиком 17-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. Участник национально - революционной войны испанского народа с 20 Августа 1937 года по 24 Марта 1938 года. Был пилотом и командиром звена истребителей И-16. Вспоминает Герой Советского Союза А. И. Гусев, автор известной книги - "Гневное небо Испании": "Невысокого роста, щупленький, он выглядел моложе своих лет, казался подростком. Всегда спокойный, даже несколько медлительный, Илья и в самом горячем споре не повышал голоса. Другое дело было в воздухе. В нём будто просыпался другой человек. Он вёл бой энергично, грамотно, инициативно и хитро, был надёжным товарищем. Он одним из первых принимал участие в том воздушном бою, когда мы, несмотря на опытность и увертливость хитрого противника, всё-таки сбили самолёт - разведчик. Правда, и доставалось ему тоже частенько. Не раз привозил он больше других пробоин в фюзеляже своего самолёта. Однако самообладание, спокойствие и юмор не оставляли его никогда. На разборах он первым подтрунивал над своей незадачливостью, но говорил об этом спокойно, сам додумывался до причин той или иной ошибки, видел пути её устранения. Анализ своих действий он вёл чрезвычайно чётко, не упрямился и не горячился, когда его критиковали другие. Со стороны в этих случаях могло показаться, будто речь идёт не о нём, даже мало его касается. Но за этим кажущимся спокойствием скрывалась большая сила воли, упорство и умение в острых ситуациях держать свои нервишки в ежовых рукавицах. И после боя, когда другие, распалённые победой и миновавшей опасностью, не в силах сдержаться, экспансивно рассказывали о перипетиях схватки и остывали не скоро, Илъя, не торопясь, вылезал из кабины самолёта и внимательно слушал сбивчивые рассказы и, будто исподволь, вставлял свои дельные замечания..." В одном из боёв Базаров был подбит огнём с земли, и при вынужденной посадке получил травмы. Всего совершил около 35 боевых вылетов, участвовал в 12 воздушных боях. 23 Августа 1937 года в районе Бельчите в составе четвёрки сбил 1 самолёт - разведчик. После возвращения из Испании служил в Белорусском военном округе, а затем в Прибалтийском военном округе. В Мае 1941 года был назначен заместителем командира эскадрильи 241-го ШАП. С Июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне на Северо - Западном фронте. В Сентябре 1941 года стал командиром эскадрильи 573-го ИАП ПВО, воевал под Воронежем и Борисоглебском. В Апреле 1942 года был назначен на должность адъютанта эскадрильи 116-го ИАП. Летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. С Сентября 1943 года снова стал командовать эскадрильей сначала в 8-м ИАК, а затем, с Октября того же года в 263-м ИАП. Участвовал в боях на Степном и Северо - Кавказском фронте. В дальнейшем, за нарушения воинской дисциплины был понижен в должности и, в Декабре 1944 года назначен командиром звена 484-го ИАП. Участвовал в боях за Прибалтику и Курляндию. Закончил войну командиром звена. За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Красного Знамени ( ??.09.1944), медалями "За боевые заслуги" ( 3.11.1944 ) и "За победу над Германией" ( 9.05.1945 ). В Июле 1945 года уволился в запас в звании Майора. По состоянию на конец 1945 года проживал в посёлке Симеиз Ялтинского района ( Крым ). |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |