В боях над Курской дугой - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

В боях над Курской дугой.

В.И.Бобров.

В Июне 1963 года вместе с группой участников исторического сражения за Белгород я побывал в Прохоровском районе. По пути к месту танкового сражения мы завернули на небольшой хуток Грушки, особенно памятный для меня. Здесь 20 лет тому назад базировался наш 27-й авиационный истребительный полк.

Выехав из Александровского, машины свернули на просёлочную дорогу. Шёл тёплый летний дождь, щедро орошая земли совхоза "Прохоровский". Из окна машины виднелись вновь отстроенные дома. До боли знакомые места. Вот сохранившееся белое здание, в котором размещалась столовая лётчиков, а чуть поодаль - ночной санаторий.

Вспомнилось мне лето 1943 года, дни горячей подготовки к сражению на Курской дуге. 27-й истребительный полк приземлился на полевом аэродроме. Он вошёл в состав 205-й авиационной дивизии 5-го авиакорпуса 2-й воздушной армии.

Наш полк был укомплектован преимущественно молодыми лётчиками, обученными летать на новых машинах по ускоренной программе. Время было военное, приходилось торопиться.

Вспоминаю своих боевых товарищей. Вот лётчик Михаил Лусто. По-особому любил он свой самолёт, даже называл его на "Вы". Бывало в течение дня не отходит от машины. Первой его наградой была медаль "За боевые заслуги". Он стал Героем Советского Союза, после войны окончил Военно - Воздушную академию и ещё долго продолжал служить в армии.

Валентин Карлов - Герой Советского Союза, неутомимый воздушный боец. Помню, на аэродроме в Грушках дадим ракету на взлёт другому звену, а Валентин запускает мотор своего самолёта. Спрашиваю у него: "Зачем ?", - а он отвечает - "Может быть, я понадоблюсь в воздухе". Валентин Карлов также продолжил службу в армии.

Иван Шпак - любимец полка, беспредельно смелый человек. Был, однако, у него вначале один изъян: не любил изучать район боевых действий по карте. "Я и так собью фашиста, - заявлял он, - пусть только попадётся - пойду на таран". Много работал с ним командир эскадрильи старший лейтенант Чепинога. Даст ему по карте курс, а сам спрашивает, какие пункты слева или справа. Частенько молодой лётчик оказывался в затруднительном положении.

"Берите ракетницу, - приказывал командир эскадрильи, - идите дежурить на аэродром". Лётчик чуть не плачет, рвётся в бой, но приказ есть приказ. Такой метод воспитания постепенно излечивал беспечность Шпака.

Период относительного затишья мы использовали для воспитания у молодых лётчиков необходимых боевых и волевых качеств. После 2-х лет войны им было у кого учиться, с кого брать пример. В распоряжении молодых лётчиков был богатый опыт старших товарищей, прошедших суровую школу воздушных сражений под Москвой и Ленинградом, на Волге и Кавказе.

Вскоре в полк прибыл командующий 2-й Воздушной армией Генерал С. А. Красовский. Помню, стоял знойный полдень. Осмотрев аэродром, Генерал приказал доложить о состоянии и готовности части. Он вникал во все подробности. Не ускользнула от его внимания и повышенная готовность полка. Все самолёты несли боевое дежурство: одна эскадрилья находилась в готовности номер один, вторая - в готовности номер два.

- Почему держите повышенную готовность ? - спросил он.

- Часто появляются вражеские разведчики, - доложил я.

- Правильно делаете, - одобрил командующий. - Обстановка следующая, - продолжал он. - Немцы проиграли сражение у Волги, теперь они попытаются взять реванш здесь, на Курской дуге. Надо сорвать попытку гитлеровцев вернуть себе стратегическую инициативу. Вы на своём участке не должны пропустить в тыл ни одного разведчика врага. Это позволит командованию Красной Армии скрытно произвести сосредоточение войск.

Командующий армией побывал в эскадрильях, побеседовал с лётчиками, авиатехниками, девушками - оружейницами. Он рассказал, что наши войска, в том числе и авиация, пополняются новой техникой. Мы уже заметили это: появились истребители Ла-5 и бомбардировщики Ту-2, значительно превосходившие однотипные самолёты противника. На вооружение поступали новые противотанковые бомбы.

- Ваша боевая задача, - сказал в заключение Генерал, - борьба с разведчиками противника.

Эту ответственную задачу лётчики полка решили успешно. С 10 Мая по 5 Июля 1943 года, то есть до начала немецкого наступления на Курской дуге, полк сбил 23 немецких самолёта - разведчика. Им не удалось проникнуть в тыл советских войск.

Так проходили дни, о которых в сводках Советского Информбюро говорилось, что на фронтах Великой Отечественной войны шли бои местного значения. Для нас это были дни решающей подготовки к предстоящему сражению. В этот период в войсках много внимания уделялось использованию маскировочных средств и созданию ложных аэродромов.

Широко применяли мы и такую военную хитрость. У самой линии фронта создавали аэродромы - засады. На них садились дежурные звенья. Самолёты хорошо маскировались. Когда в районе такого аэродрома проходил в воздухе вражеский разведчик, из засады поднимались наши истребители и шли навстречу самолётам, взлетевшим с основного аэродрома. Всякий раз фашисты попадали в своеобразные "клещи", вырваться из которых было невозможно.

Немцы несли очень большие потери и вскоре перестали посылать своих разведчиков без истребителей прикрытия. Но и это им не помогло. То там, то здесь на полях и склонах холмов под Белгородом дымились догорающие останки сбитых фашистских самолётов.

Помимо вражеских разведчиков, бывали у нас встречи и с "птицами" поважнее. Но и в этих случаях наши молодые лётчики проявляли свою боевую выучку, лётное мастерство и бесстрашие.

Надолго останется в памяти один воздушный бой. 14 Мая 1943 года вечером на подходе к аэродрому показалось 9 бомбардировщиков Ju-87. Не окажись наши лётчики в это время в повышенной боевой готовности, аэродром в Грушках был бы перепахан бомбами и надолго вышел бы из строя. Но одно звено наших истребителей барражировало в воздухе и получило приказание перехватить вражеских бомбардировщиков. Оно обрушило на врага внезапный удар. Боевой порядок немецких машин дрогнул, все "Юнкерсы" сбросили бомбы в беспорядке за пределами аэродрома.

Воспользовавшись замешательством врага, в воздух взлетело ещё одно звено нашего полка. В это время с земли мы заметили группу вражеских истребителей Ме-109, спешивших на помощь своим бомбардировщикам. Я приказал начальнику штаба наводить с земли лётчиков на цель, а сам поднялся в воздух. Завязался ожесточённый воздушный бой, перешедший затем в беспощадное преследование фашистских самолётов. Огневые удары наших истребителей были весьма точными. Ни одному из 9 Ju-87 не удалось уйти или хотя бы дотянуть до линии фронта, все они нашли гибель на советской земле. Отличились в бою летчики Задирака, Карлов, Бекашонок, Чепинога, Кармин. Каждый из них сбил по самолёту противника. Ещё один вражеский самолёт прибавился и к моему боевому счету.

В бою 14 Мая наши потери составили только 2 самолёта, что свидетельствовало о боевой зрелости молодых лётчиков. Особенно же велик был моральный выигрыш. Воздушный бой показал наше решающее превосходство не только в технике, но и в мастерстве, умении, силе духа. Потеряв все 9 бомбардировщиков, фашисты не рисковали больше летать на наш аэродром, предпочитая обходить его стороной.

Вспоминая этот замечательный бой, особо следует сказать о таком признанном мастере атак, как лётчик Н. Д. Гулаев. Метким огнём он сбил 2-х фашистских бомбардировщиков, а когда иссякли боеприпасы, таранил 3-й самолёт. Свою израненную машину он посадил в расположении 52-й стрелковой дивизии и сам остался невредим. Высокое лётное мастерство помогло ему сохранить жизнь для будущих боёв.

Гулаева на грузовой автомашине привезли в авиационный полк пехотинцы. Он был в хорошем настроении и доложил, что готов к выполнению очередного боевого задания. О своём воздушном таране он не обмолвился ни словом. Узнали мы об этом из письма командования одного из полков 52-й дивизии, в расположении которого сел Гулаев. Наблюдавшие воздушный бой из окопов солдаты и офицеры описали его во всех подробностях и дали самую высокую оценку замечательному подвигу советского лётчика.

Утром перед полётами собрались на митинг наши лётчики. В своих коротких взволнованных выступлениях они поклялись Родине сражаться так же самоотверженно, как их боевой товарищ.

"На моём месте каждый из вас поступил бы точно так же", - сказал Гулаев.

После этого митинга он сразу же поднялся в воздух на другом самолёте и участвовал в бою. За всё время пребывания на Курской дуге Николай Гулаев сбил в воздушных боях больше 10 самолётов противника. Прославился он и на других фронтах Великой Отечественной войны. Достойным венцом его заслуг перед Родиной явилось присвоение звания дважды Героя Советского Союза.

В ходе кровопролитной войны на фронтовых дорогах мы иногда теряли боевых друзей. Мне хочется рассказать о последнем бое Ивана Шпака. В составе группы истребителей он вылетел на боевое задание и вскоре заметил в воздухе вражеский бомбардировщик Ju-88. Шпак, отвалил от группы, атаковал врага и поджёг его. Фашистский самолёт резко потянул к земле, перевернулся в воздухе и врезался в ветряную мельницу близ деревни Свинопогореловка. Сбив вражеский самолёт, Иван Шпак направил машину к своему аэродрому и на подходе к нему начал делать "горку", чтобы сообщить на землю о своей победе  ( у него по каким-то причинам отказала рация ). В это время неожиданно его атаковал немецкий истребитель FW-190... Иван Шпак был похоронен со всеми почестями в центре села.

...Хорошо запомнилась мне ночь 5 Июля 1943 года, ясная и тихая. Чёрное небо усеяли яркие звезды. Ничто, казалось, не напоминало о войне. Но вот на востоке небо слегка порозовело, и воздух сотрясла артиллерийская канонада, которая слилась с гулом сотен моторов. Упреждающий удар со страшной силой обрушился на противника. Особенно чувствительными были наши удары по вражеским аэродромам, где штурмовики и бомбардировщики сожгли и повредили 60 немецких самолётов.

Наша авиация в целом прочно удерживала господство в воздухе. Мы, истребители, прикрывали бомбардировщиков и штурмовиков. Полк, которым я командовал, 5 Июля 1943 года произвёл 88 боевых вылетов, сбил 19 самолётов противника.

Отвага и геройство наших лётчиков сливались с массовым героизмом советских воинов на земле. Этот героизм помог нам выстоять на Курской дуге, а затем перейти в наступление. За месяц ожесточённых боёв, с 5 Июля по 5 Августа, наш полк сбил 88 самолётов врага и был переименован в 129-й Гвардейский. Многие лётчики получили правительственные награды.

...С тех пор прошло 20 лет. С волнением шёл я по священной Белгородской земле, где кипели жаркие бои, встречался и беседовал с людьми, которые помогали нам в трудное время завоевать победу над врагом. Я благодарил их и призывал новое поколение молодёжи идти дорогой отцов и матерей, своим самоотверженным трудом прославлять Родину.

( Из материалов сборника - "2-я Воздушная армия в боях за Родину".  Монино, 1965 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz