Герасимов Николай Семенович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Герасимов Николай Семёнович

Н.С.Герасимов

Родился 6 Декабря 1911 года в городе Симбирске, в семье рабочего. Окончил 10 классов. Работал ткачом на Ишеевской фабрике. Окончил Ульяновский аэроклуб и курсы инструкторов. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков имени Осоавиахима в городе Борисоглебске. Служил командиром звена в 56-й истребительной авиабригаде Киевского военного округа.

Участник национально - революционной войны в Испании с 10 Июня по 26 Октября 1938 года. Командир звена, эскадрильи И-16, Старший лейтенант Н. С. Герасимов совершил 80 боевых вылетов. Проведя 38 воздушных боёв, лично сбил 3 самолёта противника  ( по другим данным - 2 лично и 4 в группе ). Был ранен.

22 Февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1939 году участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халкин - Гол. В воздушных боях лично сбил 2 истребителя противника.

Участвовал в походе Советских войск в Западную Украину и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

В годы Великой Отечественной войны Н. С. Герасимов был лётчиком - инспектором ЛИ ВВС, командовал 512-м истребительным авиаполком, а затем 256-й истребительной авиадивизии. Всего за 5 войн совершил около 500 боевых вылетов, сбил 16 самолётов лично и 10 в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1954 года - Полковник Н. С. Герасимов в запасе. Умер 29 Июня 1960 года. Похоронен в городе Жданов Донецкой области  ( Украина ).

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Кутузова 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями, монгольским орденом "За воинскую доблесть". Именем Героя названа улица в городе Ульяновск.

*     *     *

Он родился 6 Декабря 1911 года в Симбирске  ( Ульяновске )  в семье рабочего. Окончил 10 классов. Работал ткачом на Языковской и Ишеевской фабриках. Окончил Ульяновский аэроклуб и курсы старших инструкторов аэроклуба. С 1934 года стал служить в Красной Армии. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году. В звании Лейтенанта командовал звеном в 56-й ИАБ Киевского военного округа.

Свою боевую деятельность Николай Герасимов начал в небе Испании, сражаясь в качестве лётчика - добровольца. Был командиром звена, а затем командиром эскадрильи истребителей И-16.

По официальным данным за период с 10 Июня по 26 Октября 1938 года Старший лейтенант Н. С. Герасимов совершил 80 боевых вылетов с общим налётом 102 часа. Проведя 38 воздушных боёв, лично сбил 3 самолёта: 1 Ме-109 и 2 Fiat CR-32  ( по другим данным - 2 лично и 4 в группе ). 29 Июля 1938 года в воздушном бою над Валенсией был тяжело ранен в правую руку. В другом бою его машина была серьёзно повреждена  ( в ней насчитали более 80 пробоин ), но пилот сумел дотянуть до аэродрома.

22 Февраля 1939 года Николаю Герасимову было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 114.

Н.С.Герасимов

2 Июня 1939 года в составе группы лётчиков, имевших боевой опыт, он прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско - японском конфликте у реки Халхин - Гол.   Вспоминает лётчик - истребитель П. Д. Егоров:

"Майор Н. С. Герасимов  ( он был при командире полка инструктором воздушного боя ), войдя в наш круг, как - то сказал: "Если вас в первых 5 боях не собьют, тогда сами всё поймёте. Мой вам совет: в бою не оставаться одному, а если так случится, ищи второго, чтобы в трудную минуту можно было придти на помощь друг другу".

В одном из боёв Герасимов лично сбил истребитель противника и едва не погиб, потеряв сознание на большой высоте от недостатка кислорода. Спас положение Борис Смирнов - подлетев к самолёту товарища, он дал несколько длинных очередей и, тем самым, привёл его в чувство.

Впоследствии Генерал - майор авиации Б. А. Смирнов так описал этот эпизод в своей книге "Небо моей молодости":

"К вечеру к нам прилетел Николай Герасимов. Некоторое время для пользы общего дела он был прикомандирован к полку Майора В. М. Забалуева, всё время находился там, передавая опыт молодым лётчикам, а иногда заглядывал к нам. В нашей группе у него было много друзей.

Моя большая дружба с Герасимовым началась после одного очень тяжёлого воздушного боя, в котором нам пришлось быть вместе. Пожалуй, тот бой был самым необычным из всех в моей практике.

...Первыми заметили противника мой однофамилец Андрей Смирнов и Смоляков, но в бой нам вступать было невыгодно - самураи имели небольшое преимущество в высоте. Мы готовились к отражению атаки, однако и японцы не спешили с ней, а продолжали набирать высоту. То же самое пришлось делать нам. Так началось своеобразное соревнование, кто раньше займет исходное положение для начала атаки.

Наконец нам удалось поравняться с самураями. 6500 метров по прибору и 700 метров превышения над уровнем моря - итого 7200 !   На такой высоте до этого не было ни одного воздушного боя. Кислородное голодание уже несколько минут давало себя знать. Появилось лёгкое головокружение, от минусовой температуры застыло всё тело, разрежённость воздуха заметно ограничила маневренность самолёта. Нельзя было терять ни одной секунды.

И-153 в небе Монголии.
И-153 в небе Монголии, 1939 год.

Первая атака получилась удачной. Кому-то из наших удалось дать хорошую прицельную очередь. Японский самолёт загорелся, лётчик был вынужден воспользоваться парашютом, и тут же к его раскрытому куполу устремились два других самурая. Кажется, потерпевший был их командиром. Это обстоятельство сразу облегчило нашу задачу, к тому же Герасимов вскоре сбил ещё одного, но сам вдруг стал проваливаться вниз. Меня это обеспокоило. Не тот человек Николай, чтобы без причин уходить из боя, а его "Чайка" продолжала спиралью терять высоту. Я поспешил пристроиться к нему вплотную. Герасимов сидел в кабине как-то неуклюже, его голова склонилась набок. Неужели ранен ?   Хотелось крикнуть, может быть, очнётся, но разве услышит !

И тут неожиданно пришла мысль: ведь выстрелы хорошо слышны даже при работающем моторе. Я подстроился ещё ближе и дал длинную очередь из всех 4-х пулемётов. Николай поднял голову и вывел самолёт в нормальное положение.

Я смотрел на Герасимова, всё ещё не понимая, что произошло, и ждал, что он будет делать дальше. Николай осмотрелся в надежде увидеть остальных товарищей, но возвращаться к месту боя не было смысла, мы потеряли слишком много высоты.

На пути к аэродрому в спокойной обстановке причина происшествия стала понемногу проясняться. Николай чувствовал себя бодро, даже улыбнулся. Просто сказалось кислородное голодание, в результате чего произошла временная потеря сознания.

Герасимов произвёл посадку первым. Прислонившись к фюзеляжу самолёта, он медленно расчёсывал волосы, держа в другой руке маленькое зеркальце, а когда я подошёл к нему, он, не глядя на меня, вдруг произнёс слова, которые я не ожидал услышать:

- Что же, дружище, не помогал мне в трудные минуты ?

- Что мог, то сделал, - ответил я, стараясь сдержать обиду.

Герасимов быстро оглянулся в мою сторону и протянул мне круглое зеркальце.

- Извини, пожалуйста, я обращался не к тебе, а к моему второму пилоту.

На обратной стороне зеркала была наклеена фотография улыбающегося мальчугана.

- Сын, - пояснил Герасимов. - В Испании и здесь летаем вместе.

Положив зеркало в нагрудный карман гимнастёрки, Николай обнял меня и задумчиво сказал:

- Спасибо. Я услышал твои пулемёты...

Спустя много лет на встрече ветеранов в Военно - Воздушной академии ко мне подошёл Старший лейтенант. Он назвал меня по имени и отчеству и передал привет от своей матери. Я, конечно, не узнал в этом статном молодом лётчике того самого мальчугана, фотографию которого видел в Монголии. Николая Герасимова уже не было в живых, но его желание исполнилось: сын стал летать самостоятельно и, кажется, тоже не расставался в полетах с фотографией отца..."

Всего в небе Монголии Н. С. Герасимов лично сбил 2 японских истребителя Ки-27  ( один из них - 22.06.1939 )

За участие в боях у реки Халхин - Гол, Николай Герасимов был награждён орденами Красного Знамени  ( 29.08.1939 )  и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени  ( 18.08.1939 ).

Участвовал в походе Советских войск в Западную Украину и и Западную Белоруссию. Был советником командира авиабригады.

Во время Советско - Финляндской войны был заместителем командующего ВВС 7-й армии.

В годы Великой Отечественной войны был сначала лётчиком - инспектором Лётной Инспекции ВВС. Затем в составе 28-го ИАП воевал под Москвой, где сбил 9 немецких самолётов.

В Сентябре 1941 года сформировал 512-й ИАП, осенью 1941 года прикрывавшего действия 38-й армии. В частности, лётчики его полка в начале Октября успешно штурмовали скопления самолётов противника на аэродроме близ Полтавы. При этом наиболее эффективными были удары эскадрилий во главе с командиром Лейтенантом И. П. Моторным и военкомом Лейтенантом Г. Я. Кузнецовым.

Подполковник Н. С. Герасимов командовал полком до Сентября 1942 года. В боях за Сталинград был ранен.

За мужество и героизм, проявленные лётчиками полка в Сталинградской битве, 512-й ИАП был преобразован в 53-й Гвардейский ИАП и получил почётное наименование "Сталинградский".

28 Мая 1943 года ему присвоено воинское звание Полковник.

С Июня 1943 года исполнял обязанности заместителя командира дивизии, а с 25 Декабря 1943 года по Ноябрь 1944 года командовал 256-й истребительной авиационной Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией. Участвовал в Курской битве, в освобождении Украины.

Н.С.Герасимов

Полковник Н. С. Герасимов пьзовался огромным уважением своих подчинённых. Вспоминает Генерал - майор авиации А. В. Ворожейкин:

"7 Ноября 1943 года... Этот праздник Великого Октября - особенный. Впервые, на третьем году войны он проходил под гордым гимном побед Советской Армии. Наш полк уничтожил 311 фашистских самолётов. За это время мы потеряли около 40 машин и более 20 лётчиков...

Душой вечера был наш комдив - Николай Герасимов. И конечно, не потому, что был он старше всех по званию, и даже не потому, что прекрасно играл на бояне и пел. В боевом коллективе, чтобы так естественно, проникновенно завладеть сердцами лётчиков, нужно ещё и другое, более важное - быть самому настоящим бойцом и настоящим человеком. И не на один бой, не на один месяц или год, а постоянно. Именно таким и был наш комдив".

В конце войны Полковник Н. С. Герасимов был отозван с фронта и направлен на Дальний Восток.

Всего, участвуя в 5 войнах и военных конфликтах, совершил около 500 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Ла-5, сбил 26 самолётов противника  ( 16 лично и 10 в составе группы ). В боях получил 10 ранений.

За боевые отличия был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени  ( 8.04.1944 ), Отечественной войны 1-й степени   ( 5.11.1942 ), Красной Звезды, несколькими медалями, в том числе "За оборону Сталинграда"  ( 22.12.1942 ), "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ).

После окончания войны продолжал служить в авиации. За безупречную службу был награждён орденами Ленина и Красной Звезды.

В 1954 году вышел в отставку в звании Полковника. Проживал на Украине, в городе Жданове  ( ныне Мариуполь )  Донецкой области. Умер 29 Июня 1960 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz