КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Хлусович Иван Михайлович |
Родился 19 марта 1911 года в деревне Голубовичи Красненского района Смоленской области. Окончил 4 класса в деревне Голубовичи. С июня 1926 по июль 1928 года учился в школе ФЗУ при фабрике "Шерсть-сукно", затем до октября 1929 года на вечернем ускоренном рабфаке при этой же фабрике, затем до января 1930 года на дневном рабфаке при текстильном институте в Москве. С января 1930 по май 1932 года работал запасным подмастерьем и слесарем на Краснохолмской фабрике № 13. С мая 1932 года в рядах Красной Армии, призван Красненским РВК ( Красненский район Львовской области Украинской ССР ), направлен в 11-ю школу военных пилотов в Луганске. Окончив её в декабре 1933 года, служил в 107-й истребительной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. 14 апреля 1936 года присвоено звание лейтенанта. С 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был командиром звена И-16. Совершил около 140 боевых вылетов ( имел 174 часа боевого налёта ), провёл 25 воздушных боёв. Награждён орденами Ленина ( 2.03.1938 г. ) и Красного Знамени ( 22.10.1937 г. ), 19 февраля 1938 года присвоено звание капитана. С 15 июля по 16 сентября 1939 года в качестве командира эскадрильи 56-го ИАП участвовал в боях с японцами над Халхин - Голом. С мая 1940 года по июнь 1941 года учился в Академии командно - штурманского состава. С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По август 1941 года был заместителем командира 129-го ИАП, воевал на Западном фронте. Затем, по октябрь 1941 года был заместителем командира 180-го ИАП на Калининском фронте. Хороший лётчик, дисциплинированный командир и остроумный собеседник, Хлусович пользовался всеобщим расположением в любом авиационном коллективе. 180-й ИАП не представлял исключения из этого правила. 5 сентября 1941 года командование части представило заместителя командира 180-го ИАП ( 46-я АД ) капитана И. М. Хлусовича к очередной награде. В представлении указывается: "С начала боевых действий до 1.09.1941 г. командовал 3-й эскадрильей 180-го ИАП, за этот период времени показал себя смелым, отважным, знающим своё дело командиром. Произвёл 45 вылетов, налетав 42 часа. Участвовал в 3-х воздушных боях. В составе звена сбил один Ю-88 в районе Рославль. Эскадрилья за этот период имеет 711 боевых вылетов, налетав 629 часов. Провела 49 воздушных боёв, в которых сбила 17 самолётов противника. Своих потерь не имеет. За этот период времени эскадрилья имеет 2 небоевые потери: поломка материальной части при посадках на аэродроме. За личную боевую работу, за умение вести разгром врага с малыми потерями и успех в работе с эскадрильей - достоин представления к правительственной награде". Приказом по войскам Западного фронта № 0283/н от 6 ноября 1941 года капитан Хлусович Иван Михайлович награждён орденом Красного Знамени. Группа лётчиков 180-го ИАП на фоне МиГ-3. Осень 1941 года. Примером мужества и находчивости Хлусовича может случить эпизод начального периода войны, когда он приземлился на аэродроме, уже занятом противником. Не растерявшись, Иван Михайлович сумел отбиться от врага и улететь. Известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов так описывает этот эпизод в своей книге "На взлёте": "13 сентября 1941 года самолёты полка перебазировались на новый аэродром, расположенный на окраине Калинина... Командир полка капитан А. П. Сергеев покинул место прежнего базирования последним, только в середине дня. Ведомыми у него были капитан Хлусович и лейтенант Власов. Над Старицей группа встретила немецкие истребители и вступила в бой. Противнику, имевшему большое численное преимущество, удалось сбить самолёт Бориса Власова и повредить машину командира полка. Тем не менее Сергеев и Хлусович оторвались от врага и произвели посадку на окраине Калинина. Сергеев сразу же вылез из кабины, а Хлусович несколько задержался. Осмотревшись, они заметили, что на аэродроме никого нет. Это показалось им странным и они решили улететь. Пока Сергеев проверял колесо своего самолёта, к ним вплотную подкатил грузовик. Из его кузова выпрыгнули... немецкие солдаты. Они мигом набросились на Сергеева, тот даже не успел вытащить пистолет. Хлусович поспешил запустить мотор. Это удалось не сразу. Пока он возился с насосом, подбежал немецкий офицер. Размахивая пистолетом, он на ломаном русском языке несколько раз прокричал - "Вылазь". Хлусович не торопился выполнять команду немца. Тогда тот, ступив одной ногой на плоскость, потянулся к кабине. Но Хлусович выхватил из кобуры свой ТТ и с размаху ударил противника по голове. Немец свалился, уронив свой пистолет в кабину самолёта. В ту же секунду запустился мотор. Истребитель рванулся с места и пошёл на взлёт. Вслед ему прогремели автоматные очереди, однако было поздно - он улетел. А командир полка погиб..." После трагической гибели капитана А. П. Сергеева, командиром 180-го ИАП был назначен Иван Михайлович Хлусович ( официально вступил в должность 14 октября 1941 года ). Несмотря на новые обязанности он продолжал много летать. Вспоминает А. Ф. Семёнов: "Однажды в конце 1941 года в полк поступило очередное задание на разведку, а погода стояла совсем нелётная. Сплошная облачность низко нависла над землёй. Временами валил снег. Видимость - меньше дистанции разбега самолёта. Посылать на задание любого лётчика было крайне опасно - он мог разбиться. Но приказ нужно было выполнять и Хлусович решил лететь сам. Едва оторвавшись от земли, самолёт моментально исчез в серой пелене. Каждый понимал, что при таких погодных условиях малейшая ошибка в пилотировании грозит катастрофой. Однако Хлусович вернулся назад благополучно, собрав нужные сведения о противнике. Этот тяжёлый боевой вылет ещё более укрепил авторитет нашего командира полка. В авиации, пожалуй, как нигде, важен личный пример командира, его профессиональная выучка..." С октября 1941 года по декабрь 1943 года, командуя 180-м ИАП, И. М. Хлусович участвовал в боях под Москвой, на Калининском, Юго - Западном и Центральном фронтах. В 1942 году получил звание майора. Защищал Сталинград, затем участвовал в Курском сражении. Под его командованием полк заслужил Гвардейское звание. Приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 от 22 ноября 1942 года 180-й истребительный авиаполк был преобразован в 30-й Гвардейский ИАП. Большая доля заслуги в этом была и его командира - Ивана Михайловича Хлусовича, сбившего в воздушных боях лично и в составе группы 12 вражеских самолётов. 22 июля 1943 года ему присвоили звание Гвардии подполковника. Дневник полка, который вёл один из его ветеранов капитан Владимир Андреевич Гайворонский, даёт представление о боевом пути части. Вот одна из выдержек: 6.05.1943 года. В районе Орла проведено 5 групповых воздушных боёв. В результате сбиты 3 ФВ-190 и 1 Ме-109. Самолёты сбили: командир полка майор Хлусович - Ме-109, командир звена гвардии лейтенант Горголюк - ФВ-190, гвардии младший лейтенант Мамонов - ФВ-190, гвардии сержант Ефименко - ФВ-190. В воздушном бою погиб младший лейтенант Александров". 31 июля 1943 года командование части представило командира 30-го Гвардейского ИАП Гвардии подполковника И. М. Хлусовича к очередной награде. В представлении указывается: "За время пребывания в составе 1-й Гвардейской Сталинградской ИАД тов. Хлусович проявил себя дисциплинированным и исполнительным командиром. В руководстве боевой работой полка показал хорошие образцы мужества и отваги. Летает на самолётах типа: И-16, "Харрикейн", "Киттихаук" и "Аэрокобра". Отличный лётчик - истребитель и командир. 30-й Гвардейский ИАП за время пребывания на Центральном фронте с мая по июль 1943 года произвёл 719 боевых самолёто - вылетов, в воздушных боях с противником сбито 63 самолёта разных типов, свои потери за этот период составили - 16 человек лётного состава". Приказом по частям 16-й Воздушной армии № 53/н от 9 августа 1943 года Гвардии подполковник Хлусович Иван Михайлович награждён орденом Александра Невского. С декабря 1943 года по май 1944 года Гвардии подполковник И. М. Хлусович на 1-м Украинском фронте командовал 10-й Гвардейской ИАД, участвовал в Проскуровско - Черновицкой операции. 4 февраля 1944 года получил звание полковника. С мая по сентябрь 1944 года был в резерве офицерского состава ВВС. С сентября 1944 года до конца войны был командиром 3-й ИАД вошедшей в состав ВВС Войска Польского. Об этой страничке его деятельности стоит остановиться подробнее. 3-я польская истребительная авиационная дивизия, вооружённая самолётами Як-9, начала создаваться в сентябре 1944 года. Её костяк составили 3 полка советских ВВС: 248-й ИАП ( стал 9-м польским ), 246-й ИАП ( стал 10-м польским ) и 832-й ИАП ( стал 11-м польским ). Все эти полки уже обладали боевым опытом. Истребитель Як-9 из состава 3-й ИАД Войска Польского. Весна 1945 года. Пополнив полки личным составом и техникой, в октябре 1944 года её перебросили в Харьковский Военный Округ, где пилоты приступили к выполнению плана учебно - боевой подготовки со средним налётом по 19 часов на пилота. В отличии от большинства советских истребительных полков того времени, перешедших уже на 40-самолётный штат, части 3-й ИАД на момент отправки в состав Войска Польского ( февраль 1945 года ) имели по 32 - 35 машин. Позднее они получили ещё по 3 - 6 истребителей Як-3, предназначенных для звена управления и наиболее опытных пилотов. Лётный состав полков был подготовлен к ведению боевых действий днём в простых, а 40 лётчиков - и в сложных метеоусловиях, большая часть лётного состава дивизии ( до 75% ) обладала боевым опытом. 3-я ИАД, вместе с двумя другими "польскими" дивизиями, вошла в состав 1-го смешанного авиационного корпуса. Его возглавил бывший командир 9-й Гвардейской ШАД генерал - майор авиации Ф. А. Агальцов, ставший впоследствии Маршалом авиации и заместителем Главкома ВВС СССР. К боевым действиям лётчики 3-й польской ИАД приступили с 24 апреля 1945 года совместно с пилотами истребительного полка "Варшава", уже достаточно хорошо знакомыми с обстановкой на фронте. За 1,5 недели боёв лётчики дивизии сбили 5 штурмовиков FW-190F-8 и 2 разведчика - Hs-126 и Fi-156. Вскоре после окончания боёв за Берлин дивизия получила почётное наименование "Бранденбургской" и была награждена Польским крестом "Грюнвальда" 3-го класса. За участие в Великой Отечественной войне И. М. Хлусович был награждён орденами: Красного Знамени ( 06.11.1941 ), Александра Невского ( 9.08.1943 ), Красной Звезды ( 20.01.1942 ); медалями "За победу над Германией" ( 9.05.1945 ), "За взятие Берлина" ( 9.06.1945 ), польским орденом "Возрождение Польши 4-го класса" ( 4.06.1945 ), польскими медалями "За победу и независимость" ( 26.10.1945 ), "За Одер, Нейсу и Балтику" ( 26.10.1945 ). После окончания войны генерал - майор авиации И. М. Хлусович продолжил службу в ВВС на различных командных должностях. Окончил военную академию имени Ворошилова в ноябре 1954 года. За безупречную службу награждён орденом Красной Звезды ( 6.11.1947 ), медалями "За боевые заслуги" ( 6.05.1946 ), "30 лет СА и ВМФ" ( 22.02.1948 ), "За безупречную службу 1-й степени" ( 31.01.1958 ), "40 лет ВС СССР" ( 22.02.1958 ), польскими орденами "Золотой Крест Заслуги" ( 23.02.1946 ), "Крест Грюнвальдда 3-го класса" ( 1.10.1946 ). 15 мая 1958 года вышел в отставку. Проживал в Львове ( Украина ). Умер 12 июля 2001 года. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |