КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Колесников Константин Ильич |
Родился 21 Мая 1908 года в селе Воpонеж, ныне посёлок городского типа Шосткинского pайона Сумской области ( по другим данным - в селе Младеновка Рыльского района Курской области ), в семье железнодоpожника. Окончив школу ФЗУ в Бpянске, Константин Колесников pаботал слесаpем в железнодорожном депо станции Брянск. С 1927 года в рядах Красной Аpмии. Окончил Ленингpадскую военно - теоpетическую школу в 1928 году и Боpисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в 1930 году. Служил лётчиком, командиром звена. С 1935 года в звании Капитана командовал отрядом в 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. Избирался членом ЦИК СССР. С Ноября 1936 по 12 Мая 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Имел псевдоним "Костя". Был командиром отряда, командиром 1-й эскадрильи истребителей И-16, командиром группы. Он пpевосходно воевал и стаpался использовать каждый воздушный бой для совеpшенствования тактики своих пилотов. Вспоминает Пpокопий Семёнович Акуленко: "Замечательным лётчиком и человеком был наш комэск Константин Ильич Колесников. Опытный, волевой и бесстрашный командир, он в начале 1930-х годов удостоился высокого доверия народа - был избран членом ЦИК СССР. Мне посчастливилось служить под его началом ещё до испанских событий - в 107-й авиационной эскадрилье одного из авиасоединений, учиться у Константина Ильича лётному мастерству, быть у него ведомым. С ним вместе летали мы и в небе Испании. Я имел возможность убедиться, что и воздушным бойцом был наш комэск первоклассным. Если он вёл эскадрилью в бой, то всегда атаковал врага первым и никогда не сворачивал с курса. Так было и в бою над Толедо. Наши 9 И-16 встретились с 15 "Юнкерсами", шедшими на бомбежку под прикрытием 12 истребителей - "Хейнкелей" и "Фиатов". - Атаковать ! - просигналил Колесников и по своему обыкновению первым ринулся на фашистов. Атака комэска была успешной: "Юнкерс", дымя, пошёл к земле. В этом неравном бою наши 3 звена сбили 2 бомбардировщика и 3 истребителя. Константин Ильич превосходно воевал и старался использовать каждый воздушный бой для совершенствования тактики нашей эскадрильи. Серьёзно занимался он вопросами построения самолётов в бою, взаимодействия, сопровождения бомбардировщиков. Все мы многим обязаны этому замечательному командиру - воспитателю, удостоенному за свои боевые дела в Испании звания Героя Советского Союза. Каждый из нас, его воспитанников, не раз вспоминал Константина Ильича в годы Великой Отечественной войны. Как пригодилось бы там его великолепное мастерство ! Но, увы, наш командир и друг остался навеки лежать в земле Испании..." ( Из книги - "Вместе с патриотами Испании" ) По состоянию на 9 Декабря 1936 года К. И. Колесников имел 1 сбитый "Хейнкель" и 1 "Юнкерс". Всего же, сбил лично 4 и в составе гpуппы не менее 3 самолётов пpотивника ( по другим данным сбил 12 самолётов: 4 лично и 8 в группе ), в том числе:
25 Ноября 1936 года погода была малопригодна для полётов. Но обе стороны использовали любую, даже малейшую возможность для нанесения авиаударов. В 14:30 большая группа республиканских самолётов ( 25 И-16 и 6 И-15 ) вылетели на перехват шедших к Мадриду 7 "Юнкерсов", 4 "Капрони" и 20 истребителей. Все "Капрони" и 3 "Юнкерса" при появлении наших истребителей сразу ушли, так и не сбросив бомб. Истребители прикрытия от боя уклонились. 4 "Юнкерса" сбросили бомбы неприцельно, и они большей частью упали на свои же войска. В последовавшем после этого бою немецкие бомбардировщики Ju-52 ещё раз показали свою высокую живучесть, а И-16 - слабость вооружения. В дневнике боевых действий появилась скупая запись: "Звено истребителей лётчика Колесникова 12 раз атаковало звено "Юнкерсов", в результате чего сбит 1 самолёт". 6 Декабря 1936 года произошёл воздушный бой, который Константин Колесников описал так: "В 11:30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид против появившихся "Юнкерсов". Это был 3-й вызов по счёту. Прилетев к Мадриду ( "Юнкерсов" там не было ), заметили 2 группы "Хейнкелей" ( по 7 самолётов каждая ), круживших с левым кругом на высоте 3000 метров над Каса-дель-Кампо. Моя высота была 2000 метров, и я принял решение зайти им в хвост со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятёркой ( остальные самолёты остались в районе Посуэло ) я набрал 3100 метров, вышел в хвост последней семёрки и пошёл на сближение. "Хейнкели" нас заметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 метров; вся семёрка сразу же заметалась, расстроив свой парадный строй, но было уже поздно, вся пятёрка наших самолётов, ведя огонь, прошла буквально через строй, чуть не задевая друг за друга. В этот раз было сбито 2 "Хейнкеля". В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не 2, а 3 и повреждён 1 истребитель противника. Победы одержали К. Колесников, И. Кравченко и П. Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в этот список ещё и Я. Околелова. Видимо, на его счету повреждённый самолёт. Иван Лакеев получил в этом бою лёгкое ранение, но смог благополучно сесть на аэродром. 16 Декабря 1936 года в 13:30 у Мадрида начался воздушный бой. Все республиканские истребители, которым удалось подняться в воздух ( 22 И-16 и 14 И-15 ), смогли перехватить 2 группы бомбардировщиков по 10 и 20 машин, прикрытых 25 истребителями. В результате противник недосчитался 4 Не-51 и 1 Fiat CR-32. 2 "Хейнкеля" упали в нейтральной зоне около Мадрида, остальные, как сказано в документах, "возле Мадрида". Был подбит и 1 "Юнкерс". Загоревшись, он совершил посадку на своей территории. Из сброшенных бомбардировщиками бомб только 3 упали на республиканской территории, остальные весьма точно накрыли свои войска, причинив им, по показаниям перебежчиков, существенные потери. Республиканцы потерь не понесли, хотя командир 1.J/88 капитан Вернер Пальм ( Werner Palm ) претендует на победу над И-16. А пилоты И-16 заявили о сбитии звеном Денисова 1 "Юнкерса" ( в составе Путивко и Черных ) и 4 "Хейнкелей" ( 2 - Колесников и по 1 - Денисов и Дубков ). Пилоты И-15 считают, что сбили 2 самолёта. 2 Января 1937 года К. И. Колесников был награждён орденом Красного Знамени. На следующий день, 3 Января 1937 года, была плохая погода. И-15 на боевые задания не летали. И-16 сделали 3 вылета на перехват. В первом из них встречи не было, но 2-й и 3-й вылеты сопровождались воздушными боями. Первый бой в своих отчётах описал Константин Колесников: "В 14:00, прилетев по вызову наблюдательного пункта в район Посуэло, увидел уже уходивших на свою территорию "Капрони"; догонять их не было никакого смысла. Походив 15 минут и не видя противника, уже решил идти домой, как вдруг заметил звено "Хейнкелей", ходивших над местом сброшенных с "Капрони" бомб; "Хейнкели" летали на одинаковой с нами высоте, то есть - 2000 метров. Принял решение дать им бой; я летел во главе звена, а сзади меня на дистанции 200 - 300 метров летело второе звено. Пошёл на сближение лоб в лоб. Когда дистанция была примерно 200 - 250 метров - открыл огонь. Противник не выдержал дальнейшего сближения и сделал резкий разворот влево с намерением не принимать боя и уйти; этим маневром они помешали мне вести огонь им в лоб, но зато подставили свой хвост; веером резко снижаясь и всё время делая змейку, самолёты противника стали уходить на свою территорию. Догнать их особого труда не составило. Мы преследовали их до самой земли, все время обстреливая; в результате 2 "Хейнкеля" загорелись, а 3-й налетел на бугор. Все звено было уничтожено". На самом деле, это оказались не "Хейнкели", a Romeo Ro.37bis, из которых националисты признали потерю одного самолёта с бортовым номером "12 М 114". Экипаж - Луис Мунос Кабаллеро ( Luis Munoz Caballero ) и Антонио Гримальди Саука ( Antonio Grimaldi Sauca ) погиб. Вторым звеном, участвовавшим в бою, было звено Александра Тарасова, на него и были записаны победы. Всего в этом вылете участвовало 15 И-16. 12 Мая 1937 года К. И. Колесников погиб в авиационной катастрофе, похоронен в Альбасете. В журнале боевых действий ( в день катастрофы, либо на следующий день ) записано так: "При перелёте с аэродрома Арчена на аэродром Аликанте погиб командир эскадрильи Колесников. При подходе к аэродрому при левом развороте его И-16 задел консолью левой плоскости за дерево, отчего самолёт потерял скорость и врезался в бугор". Первоначально причина гибели командира группы ( эскадрильи ) И-16 К. И. Колесникова классифицировалась как ошибка пилота - никто не хотел верить тому, что может подвести новый самолёт. Однако, когда за этой катастрофой последовал ряд других, причины которых были одни и те же - полностью или частично отваливались в полёте крылья, вину лётчика в случившемся подвергли сомнению: "После катастрофы найден конец левой плоскости, по виду и излому аналогичный с отвалившимся концом плоскости у лётчика Лесникова". Скорее всего и на самолёте Колесникова во время разворота отвалилась левая консоль ( или её часть ), после чего самолёт и врезался в бугор. 4 Июля 1937 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Константину Ильичу Колесникову посмеpтно было пpисвоено звание Геpоя Советского Союза с нагpаждением оpденом Ленина. Ранее он был также награждён орденом Красного Знамени ( 2.01.1937 ). |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |