КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Первым серьёзным испытанием для истребительной авиации Люфтваффе стала гражданская война в Испании. Она назревала уже давно. В Январе 1930 года король Испании Альфонсо XIII решил вернуться к альтернативной системе выборов. Однако власти не сумели удержать под контролем левое крыло социалистических республиканских партий, чьё влияние в стране быстро возрастало. В Апреле 1931 года на муниципальных выборах республиканцы победили с подавляющим большинством и король покинул страну. Премьер - министром временного правительства Испании стал Алкала Замора ( Alcala Zamora ). Правительство оказалось слабым и неспособным поддерживать порядок в стране. По всей Испании прокатилась волна погромов, во время которых сторонники республиканцев сжигали и грабили церкви и монастыри, сотни католических священников были распяты на дверях своих храмов. В Июне 1931 года был избран парламент, большинство в котором получили социалистические партии. Премьер - министром стал представитель левых партий Мануель Азана ( Manuel Azana ), а Замора, пытавшийся проводить умеренную центристскую политику, в Декабре 1931 года был избран президентом Испании. В Августе 1932 года генерал Хосе Санурио ( Jose Sanjurjo ) поднял военный мятеж, но он был без труда подавлен властями. На выборах в Ноябре 1933 года победу одержала консервативная католическая партия во главе с Хосе Мария Жил Роблесом ( Jose Maria Gil Robles ). В Октябре 1934 года левые социалисты вместе с каталонскими националистами и шахтёрами Астурии попытались свергнуть правое правительство. Попытка революции была жестоко подавлена властями, опирающимися на поддержку правых партий, а бывший премьер - министр Азана был отправлен в тюрьму. Надеясь, что в стране сформировались умеренные центристские силы, которые смогут прекратить противостояние между непримиримыми сторонниками левых и правых партий, президент Замора назначил на 18 Февраля 1936 года новые выборы в кортессы. Однако на них снова победил левый Народный фронт, получивший 267 мест из 351, и Азана снова стал премьер - министром. Ситуация в стране начала стремительно ухудшаться. 13 Июля 1936 года был убит бывший министр консервативного правительства и лидер правой оппозиции в парламенте Хосе Кальво Сотело ( Jose Calvo Sotelo ), которому за 2 дня до этого открыто угрожал один из левых депутатов. Это стало последней каплей, и 18 Июля 1936 года в 12-ти военных гарнизонах на территории Испании и в 5-ти гарнизонах в Марокко вспыхнул военный мятеж. Первоначально мятежом руководил генерал Эмилио Мола ( Emilio Mola ), который видел во главе нового испанского правительства генерала Хосе Санурио. Среди заговорщиков также был и генерал Франциско Франко ( Francisco Franko ), который до этого был снят республиканцами с должности начальника Генерального штаба испанской армии и отправлен генерал - губернатором на Канарские острова. Как только мятеж начался, Франко сразу же прилетел в Испанское Марокко, которое было под полным контролем националистов и где находилось около 47 000 хорошо обученных солдат. 19 Июля генерал Санурио погиб, когда самолёт, на котором он должен был вернуться из Португалии, разбился во время взлёта. С этого момента Франко, оттеснивший на второй план генерала Молу, стал единственным и полновластным руководителем мятежа. К 22 Июля 1936 года Испания оказалась разделённой на части. Под контролем республиканцев остались юго - восточные районы, включая Мадрид, Новую Кастилию, Валенсию, Арагон и Каталонию, а также Астурия и Страна Басков вдоль побережья Бискайского залива в районе Овьедо - Сантандер - Билъбао. В руках националистов, которых вскоре по имени их руководителя стали называть франкистами, была остальная территория страны - Галисия, Леон, Старая Кастилия, Наварра, Эстремадура, Испанское Марокко и часть Андалузии, включая Севилью и порт Кадис. Большая часть испанского военно - морского флота поддержала республиканцев, что делало невозможным переброску марокканского корпуса в Испанию морским путём. Генерал Франко решил доставить свои части по воздуху, но в распоряжении мятежников не было требуемого количества транспортных самолётов. Поэтому он решил обратиться за помощью к Германии и направил в Берлин делегацию из 3-х человек во главе с полковником Болина ( Bolina ). 26 Июля посланников Франко принял Гитлер, который в присутствии Геринга и военного министра Вернера фон Бломберга ( Werner von Blomberg ) согласился для начала отправить в Марокко 30 транспортных Ju-52/Зm вместе с экипажами. Они должны были перебросить части Франко из Марокко в Испанию. В конце Июля 1936 года для организации помощи франкистам был создан особый штаб "W" ( Sonderstab W ) во главе с генерал - лейтенантом Гельмутом Вилбергом ( Helmut Wilberg ). Для маскировки были специально учреждены 2 транспортные авиакомпании: HISMA ( Compania Hispano - Marroqui de Transportes ) и ROWAK ( Rohstoffe und Waren Einkaufgesellschaft ). Немецкие Ju-52/3m, вылетавшие из Дессау под видом самолётов этих компаний, сначала отправлялись в Италию, а уже оттуда в марокканский город Тетуан. Вскоре стало ясно, что для прикрытия "Юнкерсов", доставлявших из Тетуана в Севилью франкистские части, требуются истребители. Поэтому 1 Августа 1936 года из Гамбурга вышло немецкое судно "Усарамо" ( "Usaramo" ), на борту которого находились 6 истребителей Не-51В-1, 20 лёгких 20-мм зенитных орудий и 86 человек во главе с оберегом Александром фон Шееле ( Alexander von Scheele ). Среди последних были 10 экипажей Ju-52, а также 6 лётчиков - истребителей: обер - лейтенанты Ханнес Траутлофт, Крафт Эберхардт, Хервиг Кшоппель, и лейтенанты Вольф - Генрих фон Хоувальд, Эккехард Хефтер и Герхард Кляйн. Все пилоты были формально уволены из Люфтваффе, носили гражданскую одежду и имели документы с испанскими фамилиями. Немецкий истребитель Heinkel He-51В. Испания, "Легион "Кондор", 1936 год. 7 Августа "Усарамо" прибыл в порт Кадис, который был в руках франкистов. Затем Не-51 В были доставлены на аэродром Таблада в пригороде Севильи. К 11 Августа все 6 самолётов были собраны и облётаны, после чего они были направлены на аэродром Эскалон дель Прадо ( Escalon del Prado ) в районе Саламанки, куда 17 Августа через Португалию были доставлены ещё 9 Не-51В. Все они должны были поддерживать наступление частей генерала Молы на Мадрид. Первоначально немецкие пилоты выступали только в роли инструкторов, помогая испанцам освоить новые для них самолёты. В течение 18 Августа испанские пилоты капитан Гарсия Морато ( Garsia Morato ) и лейтенант Хулио Сальвадор ( Hulio Salvador ) одержали свои первые победы, сбив сразу 5 республиканских самолётов. Однако вскоре выяснилось, что большинство остальных испанских пилотов имеют очень низкий уровень лётной подготовки. Так, 18 Августа во время посадки был серьёзно повреждён один Не-51. 23 Августа в ходе налёта на республиканский аэродром Гетафе ( Getafe ) в районе Мадрида 3 Не-51 прикрывали 8 Ju-52/Зт. Сам вылет прошёл спокойно, но при посадке испанцы повредили 2 "Хейнкеля". Оба самолёта получили такие серьёзные повреждения, что уже не подлежали ремонту. 24 Августа республиканцами в воздушном бою был сбит ещё один Не-51. Таким образом, в течение недели из 16 Не-51В, доставленных в Испанию, была потеряна четверть... Оберегу фон Шееле, отвечавшему за координацию помощи франкистам, стало ясно, что если дело и дальше пойдёт такими темпами, то вскоре в его распоряжении совсем не останется истребителей. В результате после коротких консультаций фон Шееле с Берлином и согласования всех формальностей с испанцами немецким инструкторам было разрешено участвовать в боевых вылетах. Уже на следующий день, 25 Августа 1936 года, Ханнес Траутлофт и Крафт Эберхардт сбили 2 республиканских бомбардировщика "Бреге-19" ( Breguet XIX ). Это были не только первые победы немецких пилотов в Испании, но и вообще первые победы истребителей Люфтваффе. В течение 26 - 30 Августа Траутлофт, Эберхардт и Хервиг Кнюппель сбили ещё 7 самолётов: 4 бомбардировщика "Потез-540" ( Potez 540 ), 2 "Бреге-19" и один истребитель "Ньюпор-52" ( Nieuport 52 ). 30 Августа Ханнесу Траутлофту выпала сомнительная честь стать и первым лётчиком - истребителем Люфтваффе, сбитым в бою. Его Не-51В-1 ( № "2 - 4" ) был сбит в бою республиканским истребителем "Девуатин-371" ( Dewoitine D.371 ). Выпрыгнув на парашюте, Траутлофт приземлился в районе расположения франкистских частей и возвратился на свой аэродром целым и невредимым. Первым же немецким пилотом, погибшим в Испании, стал лейтенант Эккехард Хефтер. 28 Сентября 1936 года сразу после взлёта с аэродрома, расположенного рядом с городом Витория ( Vitoria ), у его Не-51В-1 неожиданно отказал двигатель. Самолёт, задев крылом за высокую башню городского собора, упал и сгорел на Соборной площади города. В конце Сентября 1936 года в Испанию прибыли ещё 10 немецких лётчиков - истребителей: Дитрих фон Ботмер, Курт фон Гилза, Вилли Гёдекке, Ковальски, Оскар Хенрици, Эрнст Мратцек, Гюнтер Радуш, Пауль Рехан, Эрвин Саваллиш и Хенниг Штрюмпелль. Однако тайная военная помощь из - за границы оказывалась не только франкистам. Республиканцам поставляли самолёты Советский Союз, Франция, США, Голландия, Англия и Чехословакия. Первые советские военные советники появились в Испании уже в конце Августа 1936 года. Затем в Сентябре туда через третьи страны начала прибывать и советская военная техника, в том числе бомбардировщики СБ и танки Т-26. Официальное же решение об оказании военной помощи республиканскому правительству Испании было принято 26 Сентября 1936 года на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). Проведение операции по доставке техники и военных советников было поручено Разведывательному управлению Красной Армии, которому для этого было первоначально выделено 1,91 миллиона рублей и 190 тысяч американских долларов. Затем специальными решениями Политбюро ЦК ВКП (б) на эти цели неоднократно выделялись дополнительные средства. Так, например, 13 Октября было выделено 400 000 американских долларов, а 17 Октября - 2,5 миллиона рублей. В Октябре 1936 года Советский Союз начал массовые поставки своих истребителей республиканской авиации. 13 Октября в порт Картахены прибыл транспорт "Старый большевик", доставивший республиканцам артиллерийские орудия, стрелковое оружие, боеприпасы, медикаменты, а также 31 истребитель И-15. 15 Октября туда же пришёл сухогруз "Карл Лепин", на борту которого было 16 И-15. 16 Октября транспорт "Лава Менди" ( "Lava Mendi" ) доставил в Картахену ещё 6 И-15. 25 Октября на пароходе "Комсомол" в порт Аликанте прибыло около 50 И-16. 1 Ноября в порт Бильбао на северном побережье Испании пришёл транспорт "Андрей" с 15 И-15. Надо отметить, что поставки советского оружия республиканскому правительству Испании отнюдь не были "безвозмездной помощью советского народа братскому испанскому народу, сражающемуся с фашизмом", как утверждала советская пропаганда. В обстановке строжайшей секретности в Советский Союз был вывезен золотой запас правительства Испании. Первоначально предполагалось, что он будет храниться там до окончательной победы республиканцев, а затем вернётся обратно в Испанию. Однако, когда победили всё же франкисты, то в Москве решили не отдавать испанское золото и оставили его в счёт оплаты поставок советской военной техники республиканцам. В начале Ноября 1936 года на стороне республиканцев началось массовое появление интернациональных бригад, формируемых из добровольцев различных стран. Их общая численность оценивалась приблизительно в 30 000 человек. Если до этого Германия, Италия, Советский Союз, Франция и другие страны ещё старались сохранять хотя бы внешний нейтралитет по отношению к гражданской войне в Испании, то теперь всё, как говорится, окончательно встало на свои места. В этих условиях руководство нацистской Германии приняло решение больше не скрывать своей помощи франкистам. 3 Ноября 1936 года в Германии был сформирован "Легион <Кондор", состоявший из 4500 добровольцев. Его командиром был назначен генерал - майор Хуго Шперрле, а начальником штаба стал оберет Вольфрам фон Рихтхофен ( Wolfram von Richthofen ). В "Легионе "Кондор" была образована истребительная группа J/88 во главе с майором Хубертом Мерхартом фон Бернегтом ( Hubert Merhart von Bernegg ). В её составе было 4 эскадрильи:
Пока подразделения "Легиона "Кондор" были ещё на пути в Испанию, воздушные бои там приобретали всё больший накал. 13 Ноября с аэродрома Авила поднялись и взяли курс на Мадрид 5 Ju-52 во главе с обер - лейтенантом Рудольфом фон Моро ( Rudolf von Moreau ) и 3 Не-46, которые пилотировали испанские пилоты. Их прикрывали 9 Не-51 из 4.J/88. Вслед за ними к испанской столице направились и итальянцы - 3 Ro.37, которых сопровождала 3 CR.32. Над восточной окраиной Мадрида в районе Каса-де-Кампо ( Casa de Campo ) они встретились с двумя шестёрками И-15, которые пилотировали советские лётчики. Пока бомбардировщики, поспешно сбросив бомбы, уходили обратно, на высоте около 1500 метров между истребителями завязался бой. В ходе боя 4.J/88 потеряла 4 Не-51, среди которых были самолёты командира эскадрильи обер - лейтенанта Крафта Эберхардта и командира звена лейтенанта Оскара Хенрици. Эберхардт погиб, когда его "Хейнкель" столкнулся "лоб в лоб" с одним из И-15, пытавшихся атаковать Ju-52. Лейтенанту Хенрици пуля пробила лёгкое, но он всё же смог "дотянуть" до территории, занятой франкистами, и совершить вынужденную посадку. Когда к нему прибыла помощь, Хенрици был уже мёртв, скончавшись от большой потери крови. Эберхардт и Хенрици стали первыми пилотами "Легиона "Кондор" и Люфтваффе, погибшими в бою. В том же бою были сбиты 2 CR.32, один итальянский пилот получил ранение, а второй пилот попал в плен к республиканцам. В свою очередь республиканцы потеряли 3 И-15. Погибли командир 3-й эскадрильи лейтенант К. И. Ковтун, а также лейтенанты И. Г. Нечипуренко и П. П. Петров. По воспоминаниям очевидцев, Ковтун успел выпрыгнуть из горящего самолёта. Однако, когда купол парашюта раскрылся, Ковтуна от сильного рывка неожиданно перевернуло вниз головой, и он выскользнул из лямок парашюта. Вероятно, у него не был застёгнут нагрудный замок подвесной системы. Пустой парашют отнесло к позициям франкистов, а Ковтун упал на одну из улиц Мадрида. Спустя 2 дня, 15 Ноября 1936 года, в порту Кадиса высадились подразделения "Легиона "Кондор" и немецкие солдаты официально ступили на испанскую землю. Одновременно в Испанию были направлены и небольшие подразделения вермахта и кригсмарине, которые соответственно получили названия "Пчеловод" ( "Imker" ) и "Северное море" ( "Nordsee" ). В Декабре 1936 года в "Легион "Кондор" для проведения фронтовых испытаний были доставлены 4 прототипа нового истребителя Bf.109V-3, V-4, V-5 и V-6. Обер - лейтенант Траутлофт стал одним из первых пилотов, испытавших "Мессершмитт" в бою. 8 Декабря 1936 года он одержал на прототипе Bf.109V3 ( W.Nr.760 ) свою 5-ю победу, сбив И-16. Объективные оценки Траутлофта, его упорство и настойчивость в рекомендациях помогли довести новый истребитель и запустить его в серийное производство. Уже 14 Марта 1937 года в 2.J/88 прибыли первые 3 серийных Вf.109В-1. К Октябрю 1937 года в руках республиканцев остались только Мадрид с Новой Кастилией, Мурсия, часть Арагона и расположенные вдоль Средиземноморского побережья Валенсия и Каталония. К концу 1937 года в составе республиканской авиации насчитывалось примерно 230 И-15 и 160 И-16. В течение 1938 года все эскадрильи J/88 были оснащены новыми Bf.109B. Они имели лучшие технические характеристики по сравнению с советскими И-16 и И-15, однако пилоты "Легиона "Кондор" ещё не могли в полной мере использовать все преимущества "Мессершмиттов", поскольку продолжали придерживаться традиционной тактики, летая звеньями из 3-х самолетов. 14 Апреля 1938 года в Испанию прибыл бывший командир 2./JG334 обер - лейтенант Вернер Мёльдерс ( Werner Molders ), который должен был заменить обер - лейтенанта Адольфа Галланда ( Adolf Galland ) на посту командира 3./J88. И никто тогда не предполагал, что это рядовое, на первый взгляд, событие будет иметь такие серьёзные последствия для истребительной авиации Люфтваффе. В ходе боёв в Испании Мёльдерс пришел к выводу, что прежняя тактика действий истребителей, рассчитанная на применение больших групп малоскоростных бипланов, безнадёжно устарела. Летая плотными тройками на новых, более скоростных истребителях, пилоты большую часть времени должны были следить за тем, чтобы не столкнуться друг с другом. Поэтому Мёльдерс разработал и начал применять на практике новую тактику, в основе которой лежало использование не звена из 3-х истребителей ( Kette ), как было раньше, а пары истребителей ( Rotte ) или двух пар ( Schwarm ). Немецкий истребитель Messershmitt Bf-109B. Испания, "Легион "Кондор", 1938 год. Каждая такая пара действовала в воздухе как самостоятельная боевая единица. Истребители держались друг от друга на расстоянии приблизительно 200 метров. Такая дистанция позволяла пилотам полностью сконцентрироваться на поиске противника, не задумываясь при этом о точном соблюдении расстояния между своими самолётами. Ведущий пары ( Rottenfuhrer ) вёл визуальный поиск противника в передней полусфере, в то время как ведомый ( Rottenflieger ) прикрывал его сзади. В воздухе две пары истребителей занимали позиции, напоминающие положение 4-х растопыренных пальцев руки. Если же одна пара подвергалась атаке со стороны противника, то истребители второй пары имели возможность развернуться в сторону противника и открыть по нему огонь. Новая тактика принесла свои плоды, и 5 Декабря 1938 года Мёльдерс вернулся в Германию, имея на своем счету 14 побед, ещё 3 его победы не были официально признаны. Он стал самым результативным пилотом "Легиона "Кондор". Разработанная им тактика легла в основу действий не только истребительной авиации Люфтваффе, но затем была использована и пилотами других стран. 28 Марта 1939 года войска генерала Франко вошли в Мадрид, и командир "Легиона "Кондор" генерал - майор Вольфрам фон Рихтгофен приказал своим подчинённым прекратить все боевые действия в Испании. С остававшимися очагами сопротивления республиканцев армия Франко могла теперь справиться и сама. 26 Мая в порту Виго "Легион" погрузился на немецкие корабли, доставившие его в Гамбург. Все самолёты, за исключением пикировщиков Ju-87, и снаряжение были оставлены армии Франко. После возвращения "Легиона "Кондор" в Германию командование Люфтваффе создало в Добрице специальную комиссию по награждению и организации торжеств. 8-дневный "Фестиваль Победы" начался с вручения легионерам специальной награды - Немецкого Испанского Креста в Золоте ( Deutsche Spanien - Kreuz in Gold ). Кроме того, все они получили испанские награды - Medalla Militar и Medalla de la Campana. Завершились же празднества 6 Июня 1939 года торжественным прохождением "Легиона "Кондор" под Бранденбургскими воротами в Берлине. Через некоторое время 9 особо отличившихся легионеров и среди них лётчики - истребители Вернер Мёльдерс, Вильгельм Бальтазар, Вальтер Оесау, Вольфганг Шеллманн, Гюнтер Лютцов и Вильгельм Энсслен, были награждены Немецким Испанским Крестом в Золоте с Мечами и Бриллиантами ( Deutsche Spanien-Kreuz in Gold mit Schwerten und Brillanten ). В завершение можно привести следующие цифры. К началу гражданской войны республиканцы располагали 214 самолётами. В течение 1936 - 1939 годов они получили от дружественных стран ещё 1947 самолётов, из них 1409 поставил Советский Союз, 85 Франция, 72 США, 72 Голландия, 57 Англия и 47 Чехословакия, но при этом только СССР и Франция предоставили боевые самолёты. За это же время ещё 55 И-15 были собраны республиканцами самостоятельно. Кроме того, СССР передал республиканцам 350 танков, 120 бронеавтомобилей, 1500 орудий, свыше 20 000 пулемётов, около 50 000 винтовок, несколько торпедных катеров, а также большое количество снаряжения, боеприпасов и топлива. Со своей стороны Германия направила в Испанию около 650 самолётов, в том числе 131 Не-51, столько же Bf-109, 82 He-Ill, 58 Ju-52, 32 Do-17 и 27 He-59, а также 200 танков и более 700 орудий. Итальянская помощь генералу Франко включала около 1000 самолётов, 150 танкеток, 16 бронеавтомобилей, около 2000 орудий, 8000 автомобилей, около 240 000 винтовок, 4 миноносца, 2 подводные лодки, боеприпасы и снаряжение. На счету республиканской авиации было 345 побед, из них 213 одержали советские лётчики, 85 испанцы, 23 французы, 22 болгары и 2 американцы. В свою очередь пилоты франкистской авиации одержали 695 побед, из них 314 были на счету "Легиона "Кондор", 205 на счету итальянских лётчиков и 176 на счету испанцев. В 1936 - 1939 годах боевой опыт в Испании получили 405 лётчиков - истребителей Люфтваффе: 125 офицеров и 280 унтер - офицеров. Из 262 самолётов, входивших в этот период в состав J/88 "Легиона "Кондор", было потеряно 40 Bf-109 и 38 Не-51. При этом потери в результате действий противника ( сбиты в воздушных боях, зенитным огнём и уничтожены на земле во время налётов республиканской авиации ) составили 21 Bf-109 и 34 Не-51. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |