КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Он родился 23 Февраля 1908 года в деревне Слобода Калужской области, в семье рабочего. Окончил семилетку. Жил в Ленинграде. Работал на заводе "Электросила" и учился в Ленинградском электромеханическом институте. В 1931 году Иван Лакеев окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, а в 1933 году - 14-ю военную школу лётчиков в городе Энгельсе. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. С Ноября 1936 по 13 Августа 1937 годов участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был дважды ранен в воздушных боях. Совершил 312 боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, сбил 12 самолётов лично и 16 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени ( 2 Января и 4 Июля 1937 года ). 3 Ноября 1937 года Лейтенанту Лакееву Ивану Алексеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 63. 2 Июня 1939 года в составе группы лётчиков, имевших боевой опыт, Полковник И. А. Лакеев прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско - японском конфликте у реки Халхин - Гол. Участвовал в тех боях. Был заместителем командующего истребительной авиацией 1-й армейской группы. Лично сбил ещё несколько самолётов. Был награждён третьим орденом Красного Знамени ( 29.08.1939 г. ) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" ( 10.08.1939 г. ). Генерал - майор авиации А. В. Ворожейкин вспоминает о тех днях: "Невысокий, статный, спокойный. В его фигуре и голосе не было зримых черт мужества. И только в глазах виделись упорство и настойчивость. В общении он был душевным человеком, требовательным командиром, компанейским товарищем. За его плечами была большая жизнь: он стал не только учителем для нас, молодых, необстрелянных лётчиков, но и организатором управления истребительной авиацией с земли. Тогда на истребителях ещё не было радио. Лакеев смастерил огромную полотняную стрелу, которая выкладывалась у наземного командного пункта, и с её помощью лётчикам сообщалось, в каком направлении и на какой высоте находятся японские самолёты. Эта стрела заменяла нам радио". В Сентябре 1939 года участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Затем участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. 4 Июня 1940 года Лакееву было присвоено воинское звание Генерал - майор авиации. 18 Августа 1940 года он возглавлял пилотажную пятёрку во время авиационного праздника в Тушино. С 1940 года был заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии, которой командовал Полковник И. А. Зыканов. Дивизия имела в своём составе 3 истребительных авиаполка: 17-й, 46-й и 89-й ИАП ( 180 истребителей И-16 и И-153, в том числе 28 неисправных ). Из 169 лётчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и 72 днём в сложных метеоусловиях. Вспоминает Полковник Ф. Ф. Архипенко: "В Мае 17-й истребительный авиаполк с аэродрома Любитов, находившегося восточнее Ковеля ( зимние квартиры ), перебазировался на аэродром Велицк в район станции Голобы на лагерный летний период для продолжения обучения лётного состава, повышения боевой подготовки и восстановления притупившихся после зимнего перерыва навыков техники пилотирования. Наш полк был 4-эскадрильного состава, вооружённый "Чайками" ( И-153 )... За короткий период пребывания в лагерях лётный состав восстановил боеготовность: успешно и без происшествий летал днём и ночью. Полк наш был настолько хорошо подготовлен, что взлетал даже ночью строем в составе эскадрильи. Я сам позднее летал ночью, но такого в жизни не приходилось видеть, чтобы эскадрилья взлетала строем ночью, как днём. 14-я смешанная авиационная дивизия, в которую входил полк, находилась в Луцке... Два других авиаполка дивизии, имевшие на вооружении И-16, один в Луцке, а другой - на аэродроме неподалеку от Дубно. Перед войной мы летали очень много, занимаясь всеми видами боевой подготовки. Буквально накануне войны лётчики авиаполка начали осваивать бомбометание на полигоне, для чего к нам было завезено несколько тонн бомб разного калибра... Обстановка на аэродроме перед войной была сложной, хватало неразберихи и бестолковщины: 1. Очень много было гражданского населения из близлежащих деревень, занятого на строительстве взлётно - посадочной полосы и затесавшихся среди него шпионов, которые следили за аэродромом. 2. Простаивало около 70 самолётов И-15 устаревшей конструкции с неубирающимися шасси, подлежащих передаче в авиационные училища. 3. За неделю до начала войны на нашем аэродроме приземлились 9 самолётов МиГ-1 из 15-й ИАД, прилетевших из - под Львова для переучивания лётного состава нашего полка. 4. Командный пункт был оборудован на окраине аэродрома, на кладбище. 5. Лётно - технический состав жил в деревне за несколько километров от аэродрома, и только небольшая часть в помещичьем имении, находившемся в 200 метрах от аэродрома. 6. Семьи лётно - технического состава жили в Ковеле и по субботам командиры разъезжались к своим семьям". Пришлось Лакееву принять участие и в Великой Отечественной войне. Причём - с первого её дня. Полковник Ф. Ф. Архипенко вспоминает: "22 Июня в 4 часа 25 минут всё кругом содрогнулось от взрывов, и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолётов нанесла сокрушительный удар по аэродрому, один самолёт пролетел так низко, что я увидел стрелка... Не успели опомниться от первого удара, как на аэродром был произведён второй налёт. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: лётный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии возле аэродрома не было - это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэродром лётный и технический состав, начались отдельные вылеты наших лётчиков. До полудня наш аэродром 4 раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолётах И-153. Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому Младший лейтенант Фёдор Архипенко, неумело пытался организовать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов - никаких, лишь внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким - то чудом. Около 13 часов на аэродром прилетел участник воздушных боёв в Испании заместитель командира 13-й САД Генерал - майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, он взял командование в свои руки, хотя связи никакой не было и, что самое страшное, аэродром оказался в изоляции. Мой техник самолёта Семёнов всё время докладывал мне, что мой самолёт цел, повреждений не имеет, и я просил Лакеева отпустить меня с КП. Он, однако, не отпускал меня, так как я в то время был его единственным помощником. На КП кроме Генерала, меня и двух солдат - связистов никого не было. Запомнилось, что во время 3-го в то утро налёта, когда бомбардировщики в очередной раз наносили удар по аэродрому, Лакеев спокойно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлёт звену истребителей. Глядя на этого человека, на его грудь, где сверкала золотая звезда Героя Советского Союза и ордена, на то, как хладнокровно он наблюдал за взлётом звена, у меня прошёл мандраж, перестали трястись ноги, и я успокоился. Спокойствие известного Генерала помогло мне побороть страх, придало мужество в самый нужный момент, когда бомбы падали возле КП, с грохотом рвались, и земля ходила под ногами. Пример храброго Генерала не раз помогал мне в трудные минуты моей военной жизни быть смелым и честным защитником нашей Родины. Ранним утром 23 Июня мы были на аэродроме. Исправных самолётов насчитывалось штук 25 - 30, более 100 были повреждены осколками, остальные сгорели. В этот день старые лётчики летали на бомбометание и штурмовку колонн противника, которые двигались на Луцк". 22 Июня 1941 года полки дивизии, базировавшиеся под Луцком, потеряли на земле 46 самолётов. В конце 1941 года И. А. Лакеев участвовал в контрударах под Волховом и Тихвином. Затем сражался под Ростовом - на - Дону. 29 Апреля 1943 года он был назначен командиром 235-й истребительной авиационной Сталинградской дивизии, которой командовал до конца войны. Вспоминает Гречко: "В Мае и Июне 1943 года истребители - перехватчики 5-й Воздушной армии уничтожили на высоте 5000 - 6000 метров 9 одиночных фашистских разведчиков. Один из них сбил командир 235-й авиадивизии Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев, прославленный лётчик, участник воздушных боёв в Испании. Однажды, вернувшись из полета, он приехал к нам в Репное, чтобы доложить о своём успехе командарму. Я присутствовал при его докладе. Он был на редкость кратким и своеобразным. - Помните, товарищ командующий, я обещал догнать и сбить разведчика ? - обращаясь к Генералу С. К. Горюнову, сказал Иван Алексеевич. - Вот и выполнил обещание. Сбил ! Горюнов сердечно поздравил комдива ещё с одной победой. Лакеев в ответ озорно улыбнулся и с нескрываемым удовлетворением произнёс: - Партия и правительство знают, кому присваивать Героя, я их не подведу !" В составе 5-й Воздушной армии дивизия Лакеева участвовала в боях на Курской дуге и в Киевской наступательной операции. Вспоминает журналист Бронтман: "1943 год: 22 Ноября был у Героя Советского Союза Генерал - майора Лакеева. Он командует истребительной дивизией на Ла-5. Когда - то был ведущим знаменитой пятёрки на всех тушинских "днях авиации". Был участником испанской, финской, халхингольской войн. Вся грудь - в отметках. Маленький, живой. - Сколько дивизия сбила ? - Было 613. Да в эти дни штуки 4. - Сколько у лучшего летуна ? - 22. - А у тебя ? - За эту войну 1, да 2 в группе. - А за все войны ? - 16. Да разве дело в сбитых ? Наше дело - не пущать к своим, защищать их. А сбивать - это раз плюнуть. Жаловался, что забыли его. 3 Декабря. Провёл 2 дня у Героя Советского Союза Генерал - майора Лакеева... Говорил с лётчиками, командирами. Инженер - майор докладывал при мне Генералу о ремонте самолётов. Дело шло медленно. Лакеев поморщился: - До Берлина ещё долго идти. Давай быстрее ! Вечером он насел на меня: - Достань мне учебник немецкого языка. Самый простой, школьный. И словарь. Сяду учить, понадобится. Не могу же я, Генерал, идти по Германии, не зная языка". 25 Апреля 1944 года 235-я ИАД была перебазирована в Прикарпатье для отражения контрудара немецких войск. C 12 Июля 1944 года участвовала в Львовско - Сандомирской операции. Приказом НКО СССР № 0270 от 19 Августа 1944 года 235-й ИАД была преобразована в 15-ю Гвардейскую ИАД. С середины Января 1945 года дивизия действовала на Кошицком направлении. Штаб дивизии размещался в городе Берегово. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево. С 10 Марта 1945 года дивизия участвовала в Моравско - Остравской операции. За время Великой Отечественной войны командир 15-й Гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии 8-й Воздушной армии Генерал - майор авиации И. А. Лакеев 14 раз удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе. К концу войны лётчиками его дивизии было уничтожено 910 вражеских самолётов. Всего за 4 войны Иван Алексеевич Лакеев сбил 16 самолётов лично и 20 в группе. После войны продолжил службу в Военно - Воздушных силах. Командовал истребительной авиадивизией в Среднеазиатском военного округе. В 1952 года окончил Военную академию Генерального штаба. С 1955 года - в запасе. Жил в Москве. Умер 15 Августа 1990 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. |
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |