КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился 24 Февраля 1908 года в селе Яковлевское Бутурлиновского района Нижегородской губернии в семье крестьянина. В 1926 году Василий Лисин окончил 7 классов в Княгинине. В 1927 году работал чернорабочим на стройке в Ленинграде. С 1 Сентября 1927 года в рядах Красной Армии. По Декабрь 1928 года учился в Ленинградской военно - теоретической школе ВВС, а затем до Июля 1930 года - в Оренбургской военной школе лётчиков. Служил в 13-й авиационной эскадрильи младшим лётчиком, штурманом эскадрильи и командиром звена. Затем был флагманским штурманом 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. 14 Марта 1936 года ему было присвоено звание Старшего лейтенанта, а 22 Апреля 1937 года - звание Капитана. С 14 Декабря 1937 года по 10 Июня 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был командиром эскадрильи, позже группы истребителей. Сначала летал на И-15, на Арагонском фронте. Позднее был переведён в эскадрилью Платона Смолякова, вооружённую И-16 ( базировалась на аэродроме Капсе ). "Лисин стоял на краю аэродрома и не знал, что делать: лётное поле окончательно размокло. - Сидим, как мухи на липучке, - недовольно ворчали лётчики. На фронте ждали их помощи, а они не летали. Лисин ломал голову над тем, как поднять машины в воздух. Он позвал на грунтовую взлетную полосу Плясова, Сухорябова и Сухорученко. Обследовали каждый квадратный метр земли, перемазались в грязи, зато отыскали сносное место. Грунт был хотя и мокрый, но не топкий. Измерили шагами длину полосы - в обрез хватало для взлёта облегчённых истребителей И-16. Лисин приказал слить часть горючего, но так, чтобы хватило на полёт до Лериды. На каждом самолёте вполовину уменьшили боекомплект, а из 2-х машин, с ослабленными от износа моторами, выгрузили полностью. Приходилось идти на риск, но другого выхода Лисин не видел. Бензин и патроны отправили в Лериду на автомашинах. Самолёты вручную выкатили на старт. - Следите за мной, - сказал Лисин. - Пойду первым. Если всё обойдётся благополучно, - поднимайтесь и вы. Тяжело, нехотя отрывался истребитель от земли. Жалобно выл перегруженный мотор. С большим трудом Лисину удалось "вытолкнуть" самолёт в воздух. Почуяв свободу, "мошка" взмыла в небо. По командирской тропе взлетели остальные. На следующий день они работали уже с Леридского авиационного узла..." ( Из книги Г. К. Семёнова - "Пароль "Испания". ) К концу Марта 1938 года совершил более 80 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 2 и в группе 6 самолётов противника, в том числе: в Марте 1938 года в составе группы в районе Фрага сбил 1 бомбардировщик Do-17. [ С. В. Абросов в своей книге "Воздушная война в Испании" указывает на 100 часов боевого налёта и 24 воздушных боя ] Награждён орденами Ленина ( 22.02.1939 ) и Красного Знамени ( 14.11.1938 ). 5 Июля 1938 года, ему было присвоено звание Полковника. С Сентября 1938 года по Апрель 1941 года он был командиром 5-го ИАП, служил в Сибирском военном округе, затем до Июля 1941 года занимал должность заместителя командира 32-й авиационной дивизии и до Марта 1942 года командовал 69-й САД. Участвовал в Великой Отечественной войне с Марта 1942 года на Волховском фронте в должности заместителя командующего ВВС 2-й Ударной армии. С Августа 1942 года на базе ВВС Волховского фронта была сформирована 14-я Воздушная армия. В числе других авиационных соединений, в её состав вошла и 278-я ИАД. 278-я истребительная авиационная дивизия была сформирована в Новосибирске 8 Августа 1942 года на базе 3-х Дальневосточных истребительных авиационных полков. В неё вошли: 15-й ИАП ( командир полка Майор Н. В. Исаков ), 43-й ИАП ( командир полка Подполковник А. А. Дорошенков ) и 274-й ИАП ( командир полка Майор Н. Г. Волчков ). Командиром 278-й авиадивизии был назначен Полковник Лисин Василий Тимофеевич. С Августа по Октябрь 1943 года дивизия действовала на Волховском фронте.
Весной 1943 года лётчики дивизии отличились в боях на Кубани. С 19 Апреля по 16 Июня 1943 года личный состав 278-й ИАД совершил 1993 боевых самолёто - вылетов, провёл 133 групповых и 519 одиночных воздушных боёв. Сибиряки сбили 233 самолёта, из них 79 бомбардировщиков. Вот что пишет в своих воспоминаниях известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Александр Николаевич Ситковский: "Командир дивизии Полковник В. Т. Лисин перед строем лётного состава рассказывал о сложившейся на фронте обстановке. Говорил он с паузами, временами по привычке, выработавшейся с годами, поглядывал в небо. Для нас Лисин был идеалом, которому хотелось подражать во всём - в разговоре, походке, полётах. Он как-то по-особенному прищуривался, наблюдая за взлетевшими самолётами. Его боевая биография вызывала восхищение. Над карманом его серой коверкотовой гимнастёрки алели 2 ордена Красного Знамени за бои с фашистами в небе Испании. Полковник В. Т. Лисин вручает орден командиру 15-го ИАП Майору Н. В. Исакову. Полковника мы считали своим, ибо он командовал нашим 15-м полком до того как стал командиром дивизии. Перейдя на новую должность, он не забывал своих однополчан. Он знал каждого лётчика, со многими летал, проверяя технику пилотирования, готовил их к боевой работе". Лисин командовал 278-й ИАД до Июня 1944 года. В составе Северо - Кавказского, Воронежского, Южного и 4-го Украинского фронта участвовал в Кубанском воздушном сражении, в освобождении Украины и Крыма. Большую роль сыграла 278-я ИАД и в разгроме неприятеля на Левобережной Украине и освобождении её от немецкой оккупации. Верховное Главнокомандование высоко оценило заслуги лётно - технического состава 278-й дивизии. Ей первой, среди других частей и соединений, было присвоено почётное наименование "Сибирская". 7 Мая 1975 года в средней школе № 15 Ленинского района города Новосибирска открыт Музей боевой славы 278-й Сибирской Краснознамённой ордена Суворова 2-й степени истребительной авиационной дивизии. С Июня по Ноябрь 1944 года Полковник В. Т. Лисин находился в резерве Управления кадров ВВС и одновременно переучивался на лётчика - штурмовика. Летал на Ил-2. С Ноября 1944 года до конца войны был командиром 19-й Гвардейской БАД. За участие в Великой Отечественной войне был награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени ( 6.06.1943 и 28.06.1945 ), Александра Невского ( 18.01.1944 ), медалью "За Победу над Германией" ( 9.05.1945 ). В Августе - Сентябре 1945 года принимал участие в боях с Японией на Дальнем Востоке. После окончания войны продолжал службу в авиации на руководящих должностях. За безупречную службу был награждён орденами Ленина ( 30.04.1954 ), Красного Знамени ( 24.06.1948 ), Красной Звезды ( 3.11.1948 ), медалью "30 лет Советской Армии и Флота" ( 22.02.1948 ). 10 Января 1956 года уволился в запас в звании Полковника. Проживал в Умани Черкасской области ( Украина ). Умер 9 Февраля 1973 года. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |