Луковников Сергей Александрович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Луковников Сергей Александрович

С.А.Луковников

Родился в 1912 году в посёлке Романиха  ( по другим данным Ратманиха ), под Нижним Новгородом, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе "Металлист" в Нижнем Новгороде. С 1933 года Сергей Луковников в Красной Армии, окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов им. К. Е. Ворошилова.

В звании Лейтенанта служил лётчиком в 4-й истребительной авиаэскадрильи, 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

Участник гражданской войны испанского народа с 10 Июня по 26 Октября 1938 года, был пилотом И-16. Воевал в составе авиагруппы под командованием С. И. Грицевца.

Свой первый бой провёл 13 Августа 1938 года в небе над Гандесой   ( Каталония ). Это был знаменитый бой 30 республиканских истребителей с 42 самолётами противника  ( 30 истребителей Fiat CR-32 и 12 бомбардировщиков He-111 ).

Особо отличился в боях над Эбро, где разыгрались подлинные воздушные сражения. Вот как описывал свой самый запоминающийся бой Лейтенант С. А. Луковников после возвращения из Испании:

"14 Августа 1938 года от командира эскадрильи мы получили задание вылететь на патрулирование. Взлетели в составе трёх звеньев. Я был в ведущем звене. Подошли к линии фронта и обнаружили группу противника до 30 самолётов на высоте 4500 метров.

У нас высота 4000 метров. Виктор Семенко - командир эскадрильи, принимает решение и разворачивается влево с набором высоты, с тем чтобы атаку произвести сбоку. Противник, заметив маневр, развернулся на нас и пошёл в лобовую атаку. Мы её приняли. Вижу - прямо на меня идёт "Фиат". Я понял, что если отверну, то буду сбит, поэтому решил - лучше погибнуть в том случае, когда вместе со мной погибнет и он - враг. Но оказалось, что он не вытерпел, отдал ручку и подставил под мой мотор свой хвост, который я ему и отрубил".

От страшного удара И-16 перевернулся. Луковников сумел вывести его в горизонтальный полёт и осмотрелся. Бесхвостый "Фиат" беспорядочно падал. В стороне под куполом парашюта качалась на стропах одинокая фигура вражеского пилота.  [ Сержант Хосе Месиа Лессепс был взят в плен. Он оказался племянником маркиза - командира вражеской зенитной батареи. Впоследствии был обменен на 4-х республиканских лётчиков. Остатки его сбитого самолёта в 1938 году демонстрировались в Барселоне на выставке трофеев. ]

В этом бою республиканская авиация сбила 3 вражеских бомбардировщика, 12 "Фиатов" и 2 "Мессера", всего 18 самолетов. Луковников благополучно привёл самолёт на свой аэродром и совершил посадку. На стволе одного из пулемётов, он привёз кусок обшивки вражеского самолёта.

Это был лишь 2-й воздушный бой Сергея Луковникова и первая его победа в той войне, за которую он был награждён орденом Красного Знамени   ( 22.02.1939 ).

Всего совершил 44 боевых вылета  ( имел 60 часов боевого налёта ). В 27 воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В звании Капитана был штурманом 909-го ИАП, защищал небо Архангельска. 6 Января 1944 года погиб в авиационной катастрофе в районе станции Обозерская Плесецкого района Архангельской области.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz