КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился в 1911 году в Чите. В звании Лейтенанта Виктор Матюнин командовал звеном в 34-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. За успехи в боевой и политической подготовке был награждён орденом Красной Звезды ( 25.05.1936 ). С 20 Октября 1936 года по 27 Марта 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-15, имел псевдоним "Педро". На 9 Декабря 1936 года имел на счету 2,5 победы над "Хейнкелями". 5 Февраля 1937 года в группе сбил гидросамолёт Не-59. Награждён двумя орденами Красного Знамени ( 2.01.1937 и 17.07.1937 ). 2 - 3 Февраля 1937 года 5 И-15 вылетели на разведку дорог в районе Рода - Бурго. В полёте заметили 3 вражеских истребителя, летевших от Севильи к своему аэродрому Антекера. Е. Ерлыкин описывал этот вылет так: "Мне показалось, что это "Фиаты" и я решил их догнать и атаковать. Если бы я сразу узнал "Хейнкелей" то определённо бы отказался их преследовать, так как скорость "Хейнкеля" значительно больше, чем И-15". Что произошло дальше, рассказал Виктор Матюнин: "Мы дрались над их аэродромом, мы полетели на разведку пятёркой в Малаге, залетели в глубину километров на 30. Там шли 3 новеньких "Хейнкеля". Мы стали гнаться за ними. Они бой не принимают. Мы ушли вглубь, завязали с ними бой. Один там был смелый, нахальный лётчик. Когда мы метров на 500 сблизились, дали очереди по нему, он сразу сделал переворот и к нам бросился. Здорово дрался, долго его гоняли. Кончили бой, все эти 3 "Хейнкеля" мы уничтожили. У нас ничего не было. У одного испанца был пробит цилиндр и он прилетел нормально". По словам Емельяна Кондрата, драться с "нахальным" немецким асом, которого им всё же удалось сбить, пришлось ему и Матюнину. Артемьев схватился один на один с другим вражеским пилотом и сумел зажечь его самолёт. Третьего противника взял на себя испанец, но на лобовой атаке его И-15 был серьёзно повреждён ( пробито 2 цилиндра мотора ) и он вынужден был выйти из боя, после этой атаки ушёл из боя и его противник. Подводя итог бою, Кондрат также говорит, что были сбиты все 3 истребителя противника. Несколько расходятся воспоминания Евгения Ерлыкина. Он уточняет, что бой начался на высоте 6500 метров и считает, что лично сбил один "Хейнкель", но и его самолёт был повреждён. Второго истребителя сбили коллективно, третий загорелся, но сумел сесть на своём аэродроме. С республиканской стороны потерь не было, за исключением повреждения моторов на двух истребителях и обширного срыва полотна на двух других. В иностранных источниках не удалось найти упоминания об этом бое, поэтому идентифицировать самолёты противника и их пилотов не представляется возможным. Утром 5 Февраля 1937 года 4 гидросамолёта ( 2 Не-59 и 2 Не-60 ) приблизились к Малаге. По иностранным данным, самолёты осуществляли противолодочную оборону крейсера "Канариас", по отечественным - они собирались атаковать севший на мель республиканский пароход. Служба ВНОС вовремя подняла тревогу. Взлетело 4 республиканских истребителя. Вся группа атаковала и до 5 км в море преследовала большой гидросамолёт. Евгений Ерлыкин так описал этот бой: "От гидросамолёта летели щепки и осколки; особенно сильно были разбиты оба поплавка, от которых отлетали целые листы". После этого все лётчики, кроме Кондрата, переключились на другой самолёт: "Мы навалились всей группой на заднего, пробили у него мотор, и он сел в море на расстоянии 20 км от берега". По зарубежным данным, раненый пилот подбитого Не-60 сумел довести машину до своих кораблей. Согласно мемуарам Емельяна Кондрата, он в одиночку ( за то ему позже серьёзно "влетело" от Пумпура ) продолжил преследование тяжёлого гидросамолёта: "Выбрал себе цель, атакую. Фашист увернулся. Ещё раз приготовился к атаке, но пришлось отвернуть в сторону потому что из кабины стрелка ударила очередь пулемёта... Догоняю. Ещё немного. Можно нажимать на гашетку. Ну ! Но вдруг - передо мной пустота. "Гидра" резко провалилась вниз. Ручку от себя ! Вот она круто несётся вниз. Чувствую, как начинает подрагивать самолёт, разгоняя скорость на пикировании. Метр за метром он достает "Гидру", я уже держу её в прицеле, всё сделал, как надо, остается только нажать спуск, но... Куда она девалась ? Почему перед глазами небо ? Где низ, где верх ! Резко тяну ручку на себя, самолёт стонет от боли, как живой. А может, это мой стон ? В глазах разряжаются молнии, а на плечи наваливается такая тяжесть, что тело сползает вниз, в глубь кабины. Где же земля ?! Почему везде одно небо ?! Немец вышел из пике у самой воды, а я вслед за ним. Только сейчас понял - он мог сбить меня без единого выстрела". И всё-таки Емельян не выпустил свою жертву: "Гидра" вздыбилась, подскочила, пошла наискосок вверх, но будто натолкнувшись на что-то, почти плашмя стала падать. Впервые я видел, как разбивается о воду самолёт: исчезает в пучине целым, и тут же море упруго выбрасывает обломки". Командир экипажа Не-59 Д. Ляйхт ( D. Leicht ) из AS/88 ( морская разведывательная эскадрилья "Легиона Кондор" ), преследуемый Кондратом, всё же сумел довести машину до зоны действия зенитных пушек крейсера "Канариас". Очевидно, пытаясь приводниться возле своих кораблей на разбитые поплавки, Не-59 потерпел катастрофу. Лётчик погиб, остальные члены экипажа остались живы. В отечественных документах эта победа была записана за Петром Пумпуром ( он в этот день прилетал проверить обстановку ), Виктором Матюниным и Емельяном Кондратом. Некоторые иностранные исследователи приписывают её американскому лётчику Чарльзу Коху ( Charls Koch ), которого в это время там не было. Итог вылета подвёл Евгений Ерлыкин: "В дальнейшем мы с удовольствием по тревоге вылетали в море, даже не спрашивая, сколько пришло гидросамолётов". 8 Марта 1937 года в районе Гвадалахары почти беспрерывно шли дожди и мокрый снег, нижняя граница облачности колебалась в пределах от 50 до 200 метров. Звеном И-15 В. Матюнина, летавшим на разведку, было замечено большое скопление войск мятежников на шоссе, ведущем на Гвадалахару, - до 300 автомашин и 30 танкеток. Противник вёл огонь по разведчикам, и самолёт командира звена получил прямое попадание зенитного снаряда в мотор. При вынужденной посадке на своей территории И-15 скапотировал. Место посадки исключало возможность взлёта или эвакуации, и ремонтной бригаде оставалось только снять с него пулемёты, после чего саму машину сжечь... Всего сбил 6 самолётов противника ( 2 лично и 4 в группе ):
После возвращения из Испании получил звание Капитана и служил в Забайкальском военном округе. С 8 Июля 1939 года в составе 70-го ИАП участвовал в боях в районе реки Халхин - Гол. Совершил 15 боевых вылетов, участвовал в 7 воздушных боях, сбил 1 истребитель Кi-27. В одном из боёв не дал скрыться одному из сбитых им самураев, выпрыгнувшему с парашютом. Произвёл посадку возле места приземления японца, скрывшегося в зарослях кустарника, дождался подхода бронеавтомобилей, которые по его указаниям окружили и пленили вражеского пилота. Представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён третьим орденом Красного Знамени ( 17.11.1939 ). В 1939 году ему было присвоено звание Майора и, с Декабря того же года он стал командовать 32-м ИАП. 9 Июня 1940 года начальник 3-го отдела 3-го Управления ВВС РККА майор Комаров поставил свою подпись под докладом об укомплектованности ВВС 1-й Армейской группы и ВВС Забайкальского военного округа. На одной из страниц этого документа была такая запись: "Командир 32-го ИАП майор Матюнин Виктор Артемьевич. В занимаемой должности с Декабря 1939 года. Участник боевых действий в МНР. Ранее был в спецкомандировке. Награждён 3-мя орденами "Красное Знамя", орденом "Красная Звезда". Отличный лётчик. Как командир полка авторитетом не пользуется. Систематически пьёт. В пьяном виде был отстранён от участия в Первомайском параде..." С 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне. Командуя 513-м ИАП, воевал на Северо - Западном и Волховском фронте. "...Из землянки вышли трое. Чем-то фигура одного знакома. Не столько, может, фигура, как походка - вперевалочку, чуть загребая ногами. Вот он оборачивается... - Матюнин ! - кричу. Он смотрит, всматривается... Бросаемся друг к другу, обнимаемся, и Матюнин смешно спрашивает: - Слушай, а ведь это как будто ты ? - Могу удостоверить прибывшую личность: она действительно - я. - Нет, погоди... Вот так встреча ! Мы же после Испании не виделись. Смотри, где выпало ! Ты чего здесь ? - В некотором роде сторож эскадрильи. Сопровождаю, чтобы не украли. А ты чего здесь ? - А я в некотором роде командир полка. - Командир полка ? Странно... Но усы-то хоть мог завести ? - Усы ? - переспрашивает он и машинально дотрагивается рукой до своего лица. - Забыл, как размечтался в Малаге ? Когда крестьяне заканчивали трамбовать нашу взлётную площадку, а мы ждали. "Вернусь домой, отпущу усы и пойду землю пахать". - А-а! - обрадованно вспоминает Матюнин... - Подожди меня, - спохватывается Матюнин. - Слетаю на задание, и по-настоящему отметим встречу. Отметить встречу не довелось. В этом полёте, Виктор погиб..." ( Из книги Е. Ф. Кондрата - "Достался нам век неспокойный" ) 23 Ноября 1941 года на самолёте ЛаГГ-3 командир 513-м ИАП Майор В. А. Матюнин вылетел на разведку погоды, но из-за ошибки в технике пилотирования потерпел катастрофу в районе аэродрома и погиб. Похоронен в районе станции Веребье Маловишерского района Новгородской области. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |