КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Неделин Пётр ИвановичРодился 27 ноября 1910 года в селе Рябинки, ныне Елецкого района Липецкой области. С июня 1931 года Петр Неделин в Красной Армии. С июля по декабрь 1931 года учился в Пехотной военной школе переподготовки командиров запаса, с декабря 1931 года по июнь 1932 года - в Ленинградской военно-теоретической школе лётчиков, с июня 1932 года по декабрь 1933 года - в 14-й Военной школе лётчиков. С декабря 1933 года по январь 1934 года служил младшим лётчиком 1-й авиаэскадрильи. С января по октябрь 1934 года исполнял обязанности командира звена, с октября 1934 года по январь 1936 года - старший лётчик, с января по июль 1936 года - командир звена 13-й истребительной авиаэскадрильи. С июля 1936 года по июнь 1938 года в звании старшего лейтенанта был командиром звена и инструктором-лётчиком авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы при 8-й Военной авиационной школе пилотов в городе Одессе. С 10 июня по 4 октября 1938 года участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был командиром эскадрильи И-16. Имел псевдоним "Педро". 26 августа 1938 года при вынужденной посадке получил тяжёлые ранения. В тот день на совместное патрулирование с испанскими лётчиками должны были взлететь 3 И-16 из 2-й эскадрильи. Однако Василий Старков из-за плохой работы мотора не смог взлететь. Пётр Неделин взлетел, но при уборке шасси оборвался трос, при этом стойка шасси застопорилась в каком-то промежуточном положении, поэтому на посадку лётчик пошёл с одной выпущенной "ногой" и разбил лицо о прицел так, что больше в Испании в строй уже не вернулся. "После жаркого, затяжного боя Неделин взял курс на свой аэродром, но тут внезапно остановился двигатель - кончилось горючее. Лётчик оценил обстановку: произвести благополучную посадку в горах невозможно. Высота быстро уменьшалась. Как и где садиться? Насколько хватало глаз, громоздились горные массивы и чернели мрачные глубокие ущелья. Острый взгляд лётчика выхватил желтый квадратик. Вероятно, это лужайка с выжженной солнцем травой. Спасительная площадка! Скалы и ущелья наплывали и оставались позади, будто в тумане, только жёлтый квадратик всё разрастался и становился ярче. Чем ближе к площадке, тем яснее понимал Неделин: рассчитывать на нормальное приземление не приходится - лужайка в горах не более футбольного поля. Пётр Неделин подвёл самолёт к земле с креном и небольшим скольжением влево. Самолёт ударился о землю левым крылом, перевалился на правое, развернулся на нём и остановился. Всё расстояние, которое прополз самолёт, не превышало 50 метров. "Где я? У своих или чужих?" - спрашивал сам себя Пётр, поспешно вылезая из кабины, едва оправившись от удара. Он даже не чувствовал, как по лицу тонкой струйкой сочилась кровь. Из-за кустарников он видел, как с разных сторон к самолёту бежали солдаты в беретах. "Свои!" - радостно мелькнуло в голове, и Неделин вышел из укрытия..." ( Из книги Г. К. Семёнова -"Пароль <Испания" ) Вскоре П. И. Неделин был досрочно отправлен на Родину. Всего выполнил 48 боевых вылетов с общим налётом 60 часов. В 20 воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника (1 Ме-109 и 2 Fiat CR-32). 22 февраля 1939 года награждён орденом Ленина. До июля 1939 года находился в распоряжении начальника 8-й Военной авиационной школы пилотов (город Одесса), затем был назначен помощником командира 49-го ИАП (Ленинградский военный округ). Участник Советско-Финляндской войны. Летал на И-153. Выполнил 39 боевых вылетов с общим налётом 47 часов. 26 января 1940 года награждён орденом Красной Звезды. В апреле того же года майор П. И. Неделин назначен командиром 49-м ИАП. Во главе своего полка участвовал в Великой Отечественной войне до апреля 1942 года, когда при вынужденной посадке был тяжело ранен. После выздоровления служил лётчиком-инспектором по технике пилотирования УБП формирования и укомплектования Главного управления истребительной авиации (по июль 1943 года), 6-го отдела Управления ВВС Западного фронта ПВО (в июле - августе 1943 года), начальником отдела БП там же (с августа 1943 года по апрель 1945 года), 1-й Армии ПВО (с апреля по июль 1945 года), исполнял обязанности командира 122-й ИАД той же Армии (с июля по сентябрь 1945 года). С сентября 1945 года по октябрь 1948 года служил в Военно-Морском Флоте. С сентября 1945 года по октябрь 1948 года командовал 122-й ИАД ВВС Северного Флота. 11 мая 1949 года присвоено звание генерал-майора авиации. По июнь 1949 года учился на Курсах усовершенствования командиров и начальников штабов дивизий при Военно-Воздушной академии (в Монино). С июня по октябрь 1949 года был заместителем командира, до апреля 1953 года - командиром 56-го ИАК. Затем, по август 1954 года учился на авиационном факультетет Военно-Воздушной академии. С августа 1954 года по январь 1956 года был заместителем командующего Истребительной Армии (Особая Ленинградская Армия ПВО), по декабрь 1957 года - командующий этой ИА. С декабря 1957 года по май 1959 года - заместитель командующего по БП и начальник отдела БП Северо-Кавказской Армии ПВО. С сентября 1959 года по август 1961 года - Военый специалист по ПВО. 9 мая 1961 года присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. По март 1962 года был представителем по ПВО ГК ОВС в Румынской армии. До октября 1963 года был начальником штаба авиации ПВО страны. До июля 1965 года находился в распоряжении 10-го Главного управления Генштаба Вооружённых Сил СССР, до 7 декабря 1965 года - ГК ПВО. В декабре 1965 году вышел в запас, а затем и в отставку. Жил в Москве. Умер 11 июня 1994 года. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |