Околелов Яков Харлампиевич - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Околелов Яков Харлампиевич

Околелов Яков Харлампиевич

Родился в октябре 1906 года в станице Ново - Покровской Краснодарского края в семье крестьянина. С апреля 1919 года по декабрь 1921 года Яков Околелов батрачил в своей станице, до августа 1926 года работал батраком в станице Апшеронской, затем до октября 1929 года работал чернорабочим - подрамщиком на лесозаводе в той же станице. 2 ноября 1929 года призван в ряды Красной Армии. По октябрь 1930 года был курсантом 28-й артиллерийской полковой школы в Орджоникидзе, после чего в течение года служил в этой школе помощником командира взвода. За это время окончил 7 классов. До июля 1932 года командовал взводом в 12-м конно - артиллерийском полку в Тихорецке.

Затем перешёл служить в авиацию, с июля 1932 года по декабрь 1934 года учился в Ейской авиационной школе пилотов им. Сталина.

С декабря 1934 года по сентябрь 1936 года служил в Брянске пилотом в 41-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

С ноября 1936 года по 27 марта 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом истребителя И-16.

6 декабря 1936 года в районе Мадрида лично  ( по другим данным, в паре )  сбил 1 истребитель Не-51.

Этот воздушный бой Константин Колесников описал так:

"В 11:30 эскадрилья была вызвана по тревоге на Мадрид против появившихся "Юнкерсов". Это был 3-й вызов по счёту. Прилетев к Мадриду  ( "Юнкерсов" там не было ), заметили 2 группы "Хейнкелей"  ( по 7 самолётов каждая ), круживших с левым кругом на высоте 3000 метров над Каса-дель-Кампо. Моя высота была 2000 метров, и я принял решение зайти им в хвост со стороны солнца, набирая высоту по дороге; маневр удался, пятёркой  ( остальные самолёты остались в районе Посуэло )  я набрал 3100 метров, вышел в хвост последней семёрки и пошёл на сближение. "Хейнкели" нас заметили уже тогда, когда дистанция между нами была 300 метров; вся семёрка сразу же заметалась, расстроив свой парадный строй, но было уже поздно, вся пятёрка наших самолётов, ведя огонь, прошла буквально через строй, чуть не задевая друг за друга. В этот раз было сбито 2 "Хейнкеля".

В дневнике боевых действий уточняется, что всего со стороны республиканцев взлетало 20 истребителей. Согласно этому же документу, было сбито не 2, а 3 и повреждён 1 истребитель противника. Победы одержали Колесников, Кравченко и Путивко. Журнал группы И-16 добавляет в этот список Я. Околелова. Видимо, на его счету повреждённый самолёт. Иван Лакеев получил в этом бою лёгкое ранение, но смог благополучно сесть на аэродром.

По состоянию на 9 декабря 1936 года в воздушных боях сбил в паре 1 самолёт противника типа "Хейнкель"  ( по журналу эскадрильи - 1 лично ).

2 января 1937 года награждён орденом Красного Знамени. В этот же день ему было присвоено воинское звание "Лейтенант", а 9 августа того же года - "Старший лейтенант".

С мая 1937 года по декабрь 1939 года проходил службу в 47-м ИАП в Забайкалье, был командиром звена и командиром эскадрильи. 22 февраля 1938 года награждён медалью "XX лет РККА".

Участвовал в боях с японцами в районе озера Хасан, за что был награжден вторым орденом Красного Знамени  ( 25.10.1938 года ). 30 декабря 1938 года получил звание капитана.

С января по сентябрь 1940 года был слушателем Высших авиационных курсов усовершенствования в Липецке.

8 сентябре 1940 года был назначен заместителем командира 158-го ИАП  ( по другим данным - помощником командира по лётной части ). Служил в этом полку до марта 1941 года, затем до августа 1941 года был командиром 145-го ИАП. С августа 1941 года по октябрь 1943 года командовал 518-м ИАП.

В составе своего полка сражался на Калининском, Северо - Кавказском, Закавказском фронте, участвовал в обороне Туапсе, воевал на Центральном фронте. 22 февраля 1942 года ему присвоили воинское звание "Майор".

518-й истребительный авиаполк был сформирован в соответствие в городе Кузнецке Пензенской области из резервных кадров 133-го ИАП. Первым его командиром был назначен капитан Я. Х. Околелов.

В первом составе полка было 2 аэскадрильи, которыми командовали: - 1-й - младший лейтенант Ковтюлев Дмитрий Филиппович  ( впоследствии Герой Советского Союза ); - 2-й - Герой Советского Союза капитан Гринёв Николай Васильевич   ( звание Героя получил за участие в боях на Халхин - Голе ). Именно под их руководством полк "становился на ноги", обретал необходимые для боевых действий навыки и формировался как сплочённый воинский коллектив. Лётный состав полка состоял преимущественно из молодых лётчиков, выпускников лётных школ, не имевших достаточного лётного, а тем более и боевого опыта. Основной частью технического состава также были молодые техники и механики, недавние выпускники технических школ и курсов.

На вооружение полка первого состава были истребители Як-1. Для того времени это была новая и мало освоенная техника. После практического переучивания, которое прошло в сжатые сроки, полк 13 ноября 1941 года перебазировался под город Куйбышев для решения задач ПВО этого важнейшего административного и военно - промышленного объекта СССР.

Командир 518-го ИАП майор Я.Х.Околелов.

В конце 1941 года полк получил приказ о передислокации на Калининский фронт, где шли ожесточённые бои с фашистами. Там личный состав получил своё боевое крещение.

Потом полк бил фашистов в небе над Кубанью, участвовал в сражениях на Курской дуге, принял участие в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, войну закончил в небе над Берлином  ( уже при другом командире ).

Осенью 1943 года майор Я. Х. Околелов тяжело заболел. С октября 1943 года по март 1944 года лечился в авиационном госпитале № 2653 1-й Воздушной армии. После выздоровления был назначен заместителем командира 91-го ИАП. Воевал на 1-м Украинском фронте до конца войны.

За боевые отличия был награждён орденами Александра Невского   ( 18.08.1944 ), Красной Звезды  ( 3.11.1944 ); медалями "За оборону Кавказа"   ( 1.05.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ), "За взятие Берлина"   ( 9.06.1945 ), "За освобождение Праги"  ( 9.06.1945 ).

После окончания войны продолжал служить в авиации Одесского военного округа. 9 августа 1946 года майор Я. Х. Околелов вышел в отставку.

"Выписка из приказа Войскам Одесского военного округа  ( по личному составу ).

В соответствии с "Положением о прохождении службы лётным и начальствующим составом РККА", утверждённого Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года, увольняется из кадров Красной Армии в запас по статье 43   ( по болезни ):

Заместитель командира, он же инспектор - лётчик по технике пилотирования и теории полётов 91-го истребительного авиационного ордена Богдана Хмельницкого полка, 6-й Гвардейской истребительной авиационной Донско - Сегедской Краснознамённой ордена Суворова дивизии - майор Околелое Яков Харлампиевич."

Проживал в станице Новопокровская Краснодарского края. Умер 31 марта 1991 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz