КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Поляков Павел ВасильевичРодился в 1910 году в селе Шатово Серпуховского района Московской области в семье крестьянина. С июня 1932 года в рядах Красной Армии. После окончания военной авиационной школы лётчиков, лейтенант П. В. Поляков служил младшим лётчиком в 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. С 1 октября 1936 года по 1 августа 1937 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом истребителя И-16. 27 декабря 1936 года основные события развернулись на Теруэльском направлении, куда уже успели перелететь 2 звена И-16, несмотря на туман и низкую облачность. Обе стороны сделали несколько вылетов на бомбардировку наземных войск. В первом вылете 6 И-16, ведомые Андреем Морозовым, сопровождали 2 "Potez-54" в районе Теруэля. Чувствуя себя в безопасности, бомбардировщики, "летавшие со скоростью велосипеда", выполнили несколько заходов на цель. После очередной атаки они обнаружили, что вместо республиканских истребителей вокруг них крутятся 4 истребителя противника. Один из советских истребителей под псевдонимом "П" ( вероятно, Павел Поляков ) вспоминал: "У нас с бомбардировщиками была договорённость сделать при бомбометании не больше 2-х заходов. Но когда прилетели к цели, то бомбардировщики сделали 5 заходов; в результате этого мы отошли от них в сторону, давая тем самым знать бомбардировщикам, что бомбометание пора кончать. Бомбардировщики этого не выполнили и, как результат, подверглись атаке 4 самолётов "Фиат". У одного из наших бомбардировщиков загорелся левый мотор, и он вынужден был сесть. Увидев эту картину, мы бросились в атаку на "Фиаты" и сбили 2-х из них; 2 других успели уйти в облака". К сказанному необходимо добавить, что экипаж "Потеза", совершившего вынужденную посадку, получил ранения. Республиканские истребители смогли установить аэродром, на который ушли их противники. В этом бою был сбит националистский Не-51, пилот Альфредо Ариха Валенсуэла ( Alfredo Arija Valenzuela ) погиб. 25 марта 1937 года в 17:30 с Алкалы на перехват противника поднялись 5 И-16 - к аэродрому со стороны солнца приближались 2 Ju-86. Помешать им не успели, и после бомбардировки двум И-16 потребовался заводской ремонт, лётчик и техник были ранены. Бомба взорвалась возле взлетавшего на перехват И-16 Павла Путивко. Взрывной волной самолёт был перевёрнут, а лётчик ранен осколком в голову. Ранение оказалось тяжёлым, и в Испании Павлу больше летать не пришлось. Он попал в госпиталь, выйдя из которого в мае, был досрочно отправлен на Родину. Однако, 5 взлетевших истребителей ( В. Ухов, П. Поляков, И. Лакеев, Ф. Пруцков и И. Кравченко ) считают, что 1 "Юнкерс" им удалось сбить. Взлетевшие на помощь 5 И-15 противника уже не догнали. Всего в воздушных боях сбил не менее 4 самолётов противника, в том числе:
По итогам боёв награждён двумя орденами Красного Знамени ( 2 января и 4 июля 1937 года ). После возвращения из Испании ему было присвоено звание капитана, и он был назначен на должность командира отряда в 142-й истребительной авиационной бригаде Белорусского военного округа. В 1940 году ему присвоили звание майора. "П. В. Поляков - гроза врагов в воздухе и на земле. В воздушных схватках им сбито много самолётов противника. Но как пришло к Полякову мастерство ? Оно было в нём воспитано. В первых боях его маневры были неточны, действия медлительны. Мы стали ему помогать усваивать трудное искусство воздушного боя. Увлекаемый примером товарищей, Поляков стал смело бросаться в бой. Он изучил слабые стороны врага и узнал, что тот боится одиночества, боится встречи один на один, что у него не хватает выдержки для продолжительного боя. И вот, пришёл момент, когда Поляков почувствовал своё превосходство над врагом. В действиях лётчика появилась та внутренняя уверенность в своих силах, которая складывается из совершенного уменья, знания, бесстрашия и большого нравственного подъёма. Мы увидели это сразу же - по тому, как Поляков сбил первый самолёт противника. Он вышел во время боя на левый фланг и, как молния, устремился на выручку 2-х своих товарищей, окружённых вражескими самолётами. Атака Полякова была настолько стремительной, что 3 "рыцаря воздуха" не выдержали, устремившись вслед за первым, начавшим удирать самолётом. Поляков двумя очередями расстрелял и сбил его, а через секунду снова вошёл в бой... Это было настоящее боевое искусство. Тогда мы все поняли, что Поляков стал мастером воздушного боя. Последующие бои показали, что в его лице мы имеем незаурядного лётчика, человека абсолютной отваги, боевого и решительного командира, настоящего сталинского сокола..." ( Из газеты "Большевистское знамя", 23 февраля 1940 г. ) В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Кавказа. Командуя 35-м ИАП ( 298-я ИАД ПВО ), охранял небо Баку, Батуми и Поти. Защищая Кавказ, лётчики его полка к январю 1945 года совершили 2894 боевых вылета и сбили 30 вражеских самолётов, при своих потерях в 7 самолётов и 6 лётчиков. Сам П. В. Поляков к марту 1943 года налетал 652 часа на И-16, И-153, ЛаГГ-3 и Як-7. За боевые отличия награждён орденами: Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны, Красной Звезды; медалями "За оборону Кавказа", "За боевые заслуги", "За победу над Германией". Вышел в отставку в звании подполковника. Жил в Москве. Умер в 1998 году. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |