Полянский Владимир Иванович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Полянский Владимир Иванович

Полянский В.И.

Родился в 1910 году. В Красной Армии с 1932 года. В звании Лейтенанта Владимир Полянский командовал звеном в 34-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 31 Мая по 18 Октября 1937 года участвовал в национально - освободительной войне испанского народа. Был командиром звена истребителей И-16.

3 Ноября 1937 года награждён орденом Красного Знамени.

В 1940 году в звании Капитана был командиром эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка.

С Июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне на Юго - Западном фронте. Летал на И-16. Сбил 4 самолёта: 1 лично и 3 в группе.

В Сентябре 1941 года был переведён в другой полк. В 1942 году ему было присвоено звание Майора. В составе перегоночного полка занимался перегонкой самолётов для боевых частей.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён: орденами Красного Знамени  ( ??.03.1942 ), Отечественной войны 1-й степени   ( 13.03.1944 ); медалями.

*     *     *

Шёл последний для нашей Родины предвоенный год. На западе Европы уже полыхал пожар Второй Мировой войны. В условиях надвигающейся опасности особое внимание уделялось формированию новых авиационных частей, подготовке кадров лётного состава.

Одним из первенцев в ряду полков - "новобранцев" стал созданный в 1940 году на Украине 88-й истребительный авиационный полк. Он был сформирован на основе 6-й отдельной авиационной эскадрильи, которая к тому времени имела достаточный практический опыт лётной работы, технического обслуживания материальной части: в Сентябре 1939 года её личный состав участвовал в освобождении Западной Украины. Командир эскадрильи Капитан М. А. Федосеев, его помощник Капитан А. И. Халутин на первых порах приняли руководство созданным полком.

6-я эскадрилья базировалась на полевом аэродроме близ Житомира. В один из погожих Мартовских дней ей поступил приказ перелететь на другой аэродром - грунтовую площадку неподалеку от Винницы. Там и было положено начало формированию 88-го истребительного авиационного полка. Руководящий состав части комплектовался из лётчиков, имевших за плечами опыт инструкторской работы в лётных школах. Вскоре командиром полка был назначен Майор М. А. Булгаков. Федосеев стал его помощником, а Халутин - инспектором по технике пилотирования.

В полку были сформированы 4 эскадрильи. Командование двумя из них было поручено участникам войны в Испании, награжденным за боевые действия в рядах республиканской армии орденами Красного Знамени, Капитану В. С. Волкову и Капитану В. И. Полянскому. Руководство ещё двумя эскадрильями приняли только что окончившие военную академию лётчики Ю. А. Чубаров и Н. М. Сериков.

Полк представлял собой сильную боевую единицу: 4 его эскадрильи имели 58 самолётов И-16 последних модификаций.

Комсомольцы в полку составляли около 80% личного состава. Естественно, что от их активности, мастерства, смекалки в работе во многом зависел успех общего дела - приведение полка в боевую готовность. В сложной международной обстановке нужно было как можно скорее завершить формирование части, создать дружный боевой коллектив. Несколько комсомольских собраний было посвящено общей теме: "Учиться тому, что нужно на войне". Перед молодёжью выступали командир полка, командиры эскадрилий. С особым вниманием слушали комсомольцы рассказы участников испанских сражений Федосеева, Волкова и Полянского.

К Маю 1940 года лётчики полностью выполнили программу аэродромных полётов и начали готовиться к переезду в летний лагерь. Для него выбрали место в небольшой лиственной роще близ села Бохоники, уткнувшегося в просторное открытое поле. 17 мая на этом естественном грунтовом аэродроме и приземлились самолёты полка.

Групповая слётанность в составе девяток, стрельбы по наземным и воздушным целям, воздушные бои были отработаны полком в короткий срок. Большую работу по повышению качества лётной подготовки выполнили в этот период орденоносцы Федосеев, Волков, Полянский. У них уже был богатый боевой опыт, которым они щедро делились с молодёжью. И буквально через несколько недель их советы оказались весьма полезными в обстановке, близкой к боевой...

К началу Июля 1941 года на боевом счету лётчиков 88-го истребительного авмаполка было уже около 20 сбитых самолётов противника. Среди отличившихся пилотов были Капитан В. И. Полянский, Лейтенанты К. Л. Карданов, В. С. Батяев, Младшие лейтенанты В. Ф. Деменок, П. В. Михайлов и другие. И всё же в первые дни войны главной задачей полка, которую поставило перед нами командование дивизии и фронта, оставалась разведка с воздуха.

В.И.Полянский с товарищами.

7 Июля на аэродром Бохоники совершили налёт 6 бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении 4 истребителей Ме-109. Они появились неожиданно из-за кучевых облаков, как говорится, среди бела дня. Пролетев низко над аэродромом, "Юнкерсы" сбросили на стоянку 2-й эскадрильи мелкие осколочные бомбы, так называемые "хлопушки", повод для легкомысленного названия которых давал приглушённый звук при взрыве. Это были коварные снаряды: разрываясь на множество мелких осколков, они доставляли немало неприятностей.

Враг тогда не только сбросил бомбы, но и обстрелял стоянку 2-й эскадрильи. Всё это произошло в считанные секунды, так что какое-то мгновение мы находились словно в оцепенении. В готовности номер один было дежурное звено 4-й эскадрильи. И его лётчикам следовало бы осмотреться, прежде чем взлетать на отражение вражеского налёта. Однако командир эскадрильи Капитан В. И. Полянский явно поторопился: не успев оценить обстановку, он отдал команду на взлёт, не дожидаясь сигнала с КП полка.

Медник С.Я.
Лейтенант С. Я. Медник.

Первым поднялся Лейтенант С. Я. Медник. В это время в выгодном положении для внезапной атаки находились вражеские истребители, летевшие сзади и выше своих бомбардировщиков. На небольшой высоте, когда Медник довернул свой самолёт в направлении бомбардировщиков, чтобы догнать их, откуда-то сзади и сверху вынырнул "Мессер" и, зайдя в хвост нашему истребителю, в упор расстрелял его. Самолёт вспыхнул, свалился на левое крыло, как смертельно раненная птица, и, объятый пламенем, на глазах у всех упал неподалеку от аэродрома.

Медник был отличным лётчиком. Ровесник Октября, он родился в крестьянской семье, 16-летним парнишкой пошёл Семён работать слесарем на Криворожский металлургический завод, в 1937 году поступил в Качинскую военную школу лётчиков и через год успешно окончил её. Командиром звена Семён Медник участвовал в освобождении Западной Украины, затем пришёл в наш полк.

И вот теперь Капитан В. И. Полянский, увидев, как погиб его заместитель, весельчак и заводила Семён Медник, стиснув зубы, рванул в небо свой истребитель. За ним поднялись ещё 4 самолёта. На предельной скорости лётчики устремились на запад, и вскоре мы услышали треск пулемётных очередей.

Самого боя в полку видеть, конечно, не могли - он шёл где-то далеко. Спустя час все 5 самолётов вернулись на аэродром. Полянский доложил командиру полка о воздушном бое, и мы вскоре узнали, что его группа уничтожила 3 бомбардировщика Ju-88. Четвёртый "Юнкерс" сбили лётчики соседнего 249-го полка. Оказалось, что его командир А. И. Халутин, услышав разрывы бомб и стрельбу в районе аэродрома Бохоники, решил поднять на выручку нам 12 своих истребителей.

Вскоре посты ВНОС подтвердили, что сбито 4 вражеских самолёта. Когда мы получили это сообщение, то невольно подумалось: "Предупреди нас ВНОСовцы чуточку заранее - и, возможно, жив был бы Семён Медник". Однако легче всего переложить вину за гибель товарища на чужие плечи. Но командир полка Майор А. Г. Маркелов, когда вечером на разборе боевых действий за день мы снова вернулись к обстоятельствам трагической гибели нашего товарища и последствиям налета на Бохоники, заявил:

- Да, конечно, за смерть Медника мы отомстили врагу. Достойно отомстили. Только, наверно, нельзя было Полянскому так поспешно поднимать машины в воздух - ведь над аэродромом шныряли ещё вражеские истребители. Ясно, что немцы подкарауливали наших, когда те набирали высоту и скорость. Неоправданная жертва. И горький урок на будущее. Впредь требую сохранять хладнокровие даже в самой критической обстановке и не принимать поспешных решений...

( Из воспоминаний бывшего начальника штаба 88-го ИАП Г. А. Пшеняника - "Долетим до Одера". )
*     *     *

Список всех известных побед Майора В. И. Полянского:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1??.06.19411 н / типКаменец - Подольский( лично )
207.07.19413 Ju-88Бохоники( в составе пятёрки )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz