КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Попов Вячеслав ДмитриевичРодился 4 марта 1914 года в селе Верхние Любажи Фатежского района Курской области в семье сельского врача. Окончил в Сталино 7 классов в 1930 году, учился в ФЗУ с августа 1931 года по май 1933 года, работал клепальщиком на заводе "Стальмост" до января 1934 года. Без отрыва от производства Вячеслав Попов окончил в Сталино аэроклуб. С 10 января 1934 года в рядах Красной Армии, учиться в 3-й Чкаловской школе лётчиков, которую окончил через год. В звании старшины служил в Ленинградском военном округе, с января 1935 года по октябрь 1936 года был пилотом 4-й легкобомбардировочной авиационной эскадрильи в Красногвардейске, затем пилотом 11-й истребительной авиационной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады. С 20 августа 1937 года по 24 марта 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом, затем командиром звена истребителей И-15. Имел псевдонимы "Жорж", "Жора", "Георгий", "Григорий", "Фернандо Монтанель". "Аэродром Сабаделъ. Свежее утро, ещё не взошло солнце, и трава блестит росой. На границе лётного поля, распластав свои короткие крылья, замерли два "чато", два курносых истребителя. Притаившиеся в ожидании момента смертельной схватки с фашистскими самолётами, они тихи, безжизненны сейчас. Но достаточно одного оборота стартера - и машины оживут и ринутся ввысь, заполняя небо победным, мощным гулом. Возле истребителей на разостланном самолётном чехле мирно завтракают двое республиканских лётчиков. Они дежурят с рассвета. Сегодня ночью здесь был бой с фашистскими бомбардировщиками, пытавшимися напасть на Барселону. Республиканцы сбили один бомбардировщик. Он сгорел в воздухе вместе с экипажем и упал недалеко отсюда. От лётного здания быстро подъехала машина. Посыльный вручил радиограмму: "Торговый пароход, находящийся на полпути от границы Франции к Барселоне, обстреливается двумя фашистскими гидросамолётами". Через 30 секунд истребители взмыли ввысь. Набирая высоту, они скрылись по направлению к морю. Вскоре далеко на горизонте появился дымок. Корабль - там ! Истребители ринулись к нему. Подлетая, лётчики увидели два фашистских гидроплана, обстреливающих беззащитный пароход. Фашисты тотчас же стали удирать к острову Майорка. Но республиканские истребители быстро их догнали. Начался бой. Фашистский гидроплан, атакуемый Фернандо, вошёл в вираж, наставляя свои турельные пулемёты на истребителя. Фернандо, чтобы избежать огня, удачным маневром подскочил под хвост вражескому самолёту и прицелился в среднюю часть его дна. Как ни вилял фашист, - ему ничто не помогло. Фернандо нажал гашетку своих пулемётов, самолёт врага задымился и, через несколько секунд, весь в пламени, упал в море..." [ Фактически этот бомбардировщик В. Д. Попов сбил в паре с лейтенантом Н. Т. Сюсюкаловым. Бой происходил 4 ноября 1937 года в районе Ампоста. ] ( Из газеты "Красная Звезда", 6 июня 1938 г. ) 12 декабря 1937 года был ранен в воздушном бою двумя пулями навылет, но благополучно вернулся на аэродром и через неделю снова был в строю. 10 февраля 1938 года при опробовании мотора его И-15 скапотировал на аэродроме Сабадель. Лётчик получил травму и попал в госпиталь, из которого был отправлен на родину. Всего совершил в Испании 60 боевых вылетов, ( с общим налётом 80 часов ). В воздушных боях сбил сбил 2 истребителя "Фиат-32" лично и 1 "Савойя-79" - в паре. 29 апреля 1938 года получил звание старшего лейтенанта. 14 ноября 1938 года награждён орденом Красного Знамени. Командиром звена служил в 7-м ИАП ( с мая по октябрь 1938 года ) и 38-м ИАП ( по январь 1939 года ), затем был помощником командира эскадрильи. С 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в составе своего полка участвовал в Советско - Финляндской войне, летал на И-153. С апреля 1940 года по декабрь 1941 года служил в Баку командиром эскадрильи 25-го ИАП. Участвовал в Великой Отечественной войне с 9 декабря 1941 года. В должности командира эскадрильи и заместителя командира 270-го ИАП воевал на Крымском фронте до апреля 1942 года, после чего был послан на курсы усовершенствования командиров полков и начальников штабов при Военно - Воздушной академии. 12 апреля 1942 года ему присвоили звание капитана. После окончания курсов в апреле 1943 года, снова попал на фронт. В составе 179-го ИАП воевал на Западном фронте командиром эскадрильи ( до июня 1943 года ) и помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе ( до июля 1944 года ). 10 июня 1944 года ему было присвоено звание майора. Воевал на 2-м Украинском фронте до конца войны заместителем командира полка по лётной части. Участвовал в боях за Будапешт и Вену. В одном из боёв был сбит, но спасся на парашюте. Совершил 95 боевых вылетов ( в том числе 5 - на И-153, 48 - на И-16, 8 - на "Харрикейне", 34 - на Як-1 ). В воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника: 2 мая 1944 года - FW-190 в районе Подгайцы, 18 марта 1945 года - FW-190 южнее Коч. За боевые отличия был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени ( 26.03.1945 ), Красной Звезды ( 19.04.1942 ), медалями "За боевые заслуги" ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией" ( 9.05.1945 ), "За взятие Будапешта" ( 9.06.1945 ) и "За взятие Вены" ( 9.06.1945 ). После окончания войны служил в дальней авиации. 10 ноября 1946 года вышел в отставку в звании майора. Проживал в Киеве. Умер 1 января 1991 года. Похоронен на Берковецком кладбище. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |