КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Шмельков Николай Иванович |
Родился 5 Мая 1912 года на станции Селиваново, ныне Владимирской области, в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ по специальности токаря, работал на инструментальном заводе в городе Сестрорецке ( Ленинградская область ). С 1930 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Луганскую военную школу лётчиков имени Пролетариата Донбасса. Служил младшим лётчиком 109-й истребительной авиаэскадрильи 36-й истребительной авиабригады Киевского военного округа. Участник национально - революционной войны испанского народа с 20 Октября 1936 года по 23 Января 1937 года. Был пилотом И-15. Выполнил 49 боевых вылетов с общим налётом 66 часов. В воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 2 в паре ( по другим источникам 5 самолётов ). Досрочно вернулся по состоянию здоровья. 31 Декабря 1936 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, постановлением ЦИК СССР удостоен звания Героя Советского Союза. В 1938 году успешно окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования командного состава. Командовал авиационной бригадой. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командовал 145-м истребительным авиационным полком на Карельском фронте. В 1942 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии. Командовал 297-й истребительной авиационной дивизией. С 1945 года Полковник Н. И. Шмельков - в запасе. Умер 24 Марта 1967 года. Похоронен в посёлке Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области, где его именем названа улица и в память о нём установлена мемориальная доска. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями. Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва. Николай Шмельков родился 5 Мая 1912 года на станции Селиваново ныне Владимирской области в семье железнодорожного рабочего. С 1914 года по 1928 год жил в Тулуне Иркутской области. С 11 лет работал пастушонком. С 1928 по 1929 год учился в школе ФЗО в Нижнеудинске, после чего работал в Сестрорецке учеником токаря и токарем на инструментальном заводе им. Войкова. В 1930 году пошёл служить на Балтийский флот, где окончил 8-ю школу авиамотористов Балтийского флотского экипажа. Затем, в 1932 году окончил 11-ю школу военных пилотов в Ворошиловграде, получил звание Лейтенанта и стал служить в 109-й ИАЭ 36-й ИАБ Киевского военного округа. Был младшим лётчиком, командиром звена и отряда. По словам знавших его людей, был необыкновенно скромным по натуре человеком. С 20 Октября 1936 года по 23 Января 1937 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Был пилотом И-15. "Однажды, выполнив задание, отряд, в котором служил тов. Шмельков, возвращался вечером на аэродром. Оглядывая горизонт, Николай Иванович заметил вдали несколько самолётов. Они парили на высоте до 3000 метров. Отделившись от товарищей, лётчик приблизился к самолётам и тут только определил, что это машины "противника". Силы были слишком неравны, и тов. Шмелъков, решив остаться незамеченным, стал удаляться. Однако "противник" уже обнаружил самолёт Шмелькова и начал преследование. Победа казалась лёгкой, и противник нападал решительно, смело. Но через несколько минут "боя" ракета посредника показала, что один из нападавших самолётов сбит. Как назло в это время на самолёте Шмелькова перестал работать мотор. Окружённый со всех сторон машинами "противника", лётчик решил всё же не сдаваться. Он уходит вниз и в 150 метрах от земли ему удаётся "оживить" мотор. Быстро набрав высоту, тов. Шмельков снова ведёт свой самолёт в "бой". "Противник", обманутый смелым маневром, "теряет" ещё один самолёт..." ( Из газеты "Красная Звезда", 25.06.1938 г. ) В небе Испании Н. Шмельков совершил 49 боевых вылетов ( имел боевой налёт 66 часов ), сбил 4 самолёта лично и 2 в паре [ По состоянию на 9.12.1936 года имел 3 сбитых "Хейнкеля" и 0,5 "Фиата". ] Кроме того, 8.12.1936 года, вместе с Лейтенантом Г. Н. Захаровым, он по ошибке сбил французский самолёт Potez-540 с гражданской регистрацией "F-A000", который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. В результате трагической ошибки погиб французский журналист Луи Де ля Прэ. Однажды разгорячённый боем, он сильным рывком сломал верхнюю часть сектора газа. В таких случаях продолжать полёт немыслимо. Но Шмельков не хотел выходить из боя и нашёл выход. Большим пальцем левой руки он нащупал нижнюю часть сектора газа и таким образом продолжал управлять двигателем до самой посадки. При этом Николай даже не почувствовал, что изрядно поранил палец, так что после посадки довелось сначала оказывать помощь лётчику, а уже потом его самолёту. 31 Декабря 1936 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга, Николай Шмельков был удостоен звания Героя Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 25. В Январе 1937 года был тяжело ранен в голову в воздушном бою и 23 Января отправлен в Советский Союз. В Апреле 1937 года состоялась беседа между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА: "АЛКСНИС: Как они вас атаковали ? ШМЕЛЬКОВ: У них заведён такой порядок - как увидят, что один самолёт оторвался от строя, они сейчас же набрасываются на него и атакуют и сразу же уходят. Интересная тактика выхода из боя - штопором, свободным падением или пикированием до земли. Получается впечатление, что самолёт подстрелен и падает. Первое время мы их бросали. А потом, когда проследили, так стали гнать до земли. Во втором бою сразу до земли гнали. Стали одиночек ловить, поймаешь, стукнешь и смотришь, куда упадёт машина. Как свалится или лётчик прыгнет с парашютом, так этого бросаешь и ловишь другого. АЛКСНИС: А как самолёт И-15 ? ШМЕЛЬКОВ: Самолёт И-15 хорош для ведения индивидуального боя. Между прочим, дрались всё время индивидуально. Только скорость у него мала. "Хейнкеля" не догнать. "Фиат" не уходит, а "Хейнкеля" никак не догонишь, перевернётся и уходит. Мы-то ни разу не уходили: догонять пробовали - не догонишь. Зато вверх "Хейнкель" идёт плохо. АЛКСНИС: Вверх идёт плохо, но уходит лучше. Значит, скорость горизонтальная больше. ШМЕЛЬКОВ: Хорошо под конец научились мы их сбивать. Стараешься дать очередь по мотору, водяное охлаждение перебьёшь, мотор перестает работать, и некуда им деваться. Так мы их и били. Иногда лётчики прыгали с парашютом, а то падали до земли. В бою так - дашь очередь и смотришь: если машина перевернулась, значит, попал. Вот когда появились разрывные и зажигательные пули, стало легче. АЛКСНИС: В основном были индивидуальные бои ? Групповых не было ? ШМЕЛЬКОВ: Дрались всегда в одиночку, так что самому нужно было смотреть в оба, хорошо драться и стрелять. Дома мы не очень хорошо умели смотреть и видеть, а теперь оборачиваемся так, что весь стабилизатор видно. Самолёту И-15 нужно прибавить скорость, и тогда машина будет хорошая. Нужно также убрать излом крыльев - типа "чайка" и, пожалуй, шасси. Кроме того, машина слеповата. На высоте хорошо, а на бреющем ничего не видно... АЛКСНИС: Сколько лично у Вас сбитых самолётов ? ШМЕЛЬКОВ: Сам сбил 4, и 2 самолёта сбили вдвоём. АЛКСНИС: Выходит, по понятиям Первой Мировой войны, Вы уже "ас". Там ведь нужно было сбить не менее 5 самолётов... ЛАВРОВ ( начальник штаба ВВС РККА ): Звено при атаке сразу расстраивается ? ШМЕЛЬКОВ: Моментально. ЛАВРОВ: Потом уже не собираются ? ШМЕЛЬКОВ: Когда бой кончится, а мы никуда не уходили из боя, разгоним всех, собираемся и идём домой. ЛАВРОВ: А как в бой ходили ? ШМЕЛЬКОВ: Если по вызову, то поотрядно. У нас всего было 18 машин. ЛАВРОВ: На каких дистанциях атакуете звеньями ? ШМЕЛЬКОВ: Когда атаковали звеньями, дистанция была 400. ЛАВРОВ: А потом отваливаете ? ШМЕЛЬКОВ: А потом уходим... ШМЕЛЬКОВ: Когда мы летали над Мадридом, солнце со стороны противника, и они ходят из-за него, чтобы их не было видно, и делают так: сделают первую атаку и уходят, а потом увидят одиночку и набрасываются на него. Как заглядишься, так всё пропало. А мы их так атаковали: И-16 заходят на их территорию, подойдут с солнечной стороны и начинают стрельбу, они рассыпаются, тут мы их ловим и бьём. АЛКСНИС: Значит, И-16 их атаковали и разгоняли, а вы их били ? Если они рассыпаются, где лучше ходить - выше или ниже, где лучше видно противника ? ШМЕЛЬКОВ: Мы ходили ниже; вверх лучше видно, они же почти всегда ходили выше нас. Иногда мы идём, они нас видят, но проходят не атакуя". В 1938 году Н. Шмельков окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования командного состава при Липецкой авиационной школе и был назначен командиром 54-й ИАБ Ленинградского военного округа. 23 Февраля 1938 года награждён медалью "XX лет РККА". В 1939 году получил звание Полковника. Вместе со своей бригадой принимал участие в Советско - Финляндской войне. 21 Марта 1940 года награждён орденом Красного Знамени. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Будучи командиром 145-го ИАП и заместителем командира 1-й САД воевал в Заполярье, где был контужен при налёте немецкой авиации на один из аэродромов. После лечения в госпитале и учёбы на курсах повышения квалификации при Военно - Воздушной академии, с 1942 года стал заместителем командира 5-й запасной авиабригады Сибирского военного округа. Затем был заместителем командира, а с 23 Октября 1942 года по 22 Июля 1944 года командиром 297-й ИАД ПВО ( в составе 938-го и 939-го ИАП ) Забайкальского военного округа. С лета 1944 года он вновь на фронте. В должности заместителя командира 234-й ИАД, участвовал в боях над Белоруссией, Польшей и Германией. Его дивизия отмечается почётным наименованием Мозырская и Орденом Суворова 2-й степени. В одном из воздушных боёв в районе Берлина истребитель Полковника Н. И. Шмелькова был подбит зенитной авиацией. Это был последний его боевой вылет. Лично участвуя в воздушных боях, сбил 5 ( по другим данным 18 ) самолётов и был награждён 6 медалями, в том числе "За боевые заслуги" ( 3.11.1944 ), "За оборону Советского Заполярья" ( 1944 ), "За взятие Берлина" ( 9.06.1945 ), "За победу над Германией" ( 9.05.1945 ). Всего, по имеющимся сведениям, он сбил в 3-х войнах 36 самолётов ( 13 лично и 23 в группе ). Однако, эти данные, вероятно, являются ошибочными. Возможно, имел 18 побед в 3-х войнах. Вскоре после окончания войны, в 1945 году, по состоянию здоровья, он был уволен в запас в звании Полковника. Проживал в посёлке городского типа Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области. Умер 24 Марта 1967 года и похоронен в посёлке Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области. В Красной Горбатке одна из улиц названа в честь Шмелькова, есть мемориальная доска. Кроме этого, в 1985 году в поселке установлен самолёт Су-9 в память о героическом лётчике - земляке. В городе Тулуне, где он прожил более 15 лет, в городском краеведческом музее собраны материалы о его жизни и ратных делах. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |