Смоляков Платон Ефимович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Смоляков Платон Ефимович

П.Е.Смоляков

Родился в 1912 году в деревне Буда Могилёвской области в семье крестьянина. Работал пастухом, а с 1928 года - лебёдчиком на шахте 30-бис в Донбассе. Учился в школе Гражданских лётчиков, затем окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

В звании лейтенанта командовал звеном в составе 107-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

"Статный, возмужалый, в красивой форме военного лётника, Платон Смоляков неожиданно появился в родной деревне. В его петлицах, окаймлённых золотом, сверкают серебряные крылья - мечта молодёжи.

Стоит ли описывать, как обрадовались его приходу в семье, как встретил его брат Александр, бывший пастух, а теперь председатель передового в районе колхоза, как встретила сестрёнка, как был растроган 70-летний отец Ефим Михайлович.

Родные и знакомые с огромным интересом слушали рассказы Платона о его лётной жизни. И это понятно. Платон Смоляков - один из лучших молодых лётчиков - истребителей в своей части.

Курс теоретической и лётной подготовки в школе Смоляков закончил отлично. Почти в 4 раза быстрее он был подготовлен к выпуску в самостоятельный полёт. Блестящую лётную подготовку он показал и в части.

Уже давно Смоляков ведёт счёт налётанных часов трёхзначным числом. Он участвовал во всех тактических учениях части, выполнял самые различные задания и ни разу не допустил грубой ошибки. В его лётной работе нет происшествий, поломок или вынужденных посадок.

Много раз он забирался на большую высоту и, летая без кислородного прибора, выполнял задания так же чётко, как и на земле. Мастерство пилотажа он сочетает с подлинно снайперской воздушной стрельбой.

На последней воздушной стрельбе Смоляков получил сверхотличную оценку. Выполняли одно из труднейших упражнений - стрельбу звеном на встречных курсах... От стреляющего требовался очень точный расчёт. Стрельбу нужно было открывать на дистанции от 200 до 300 метров. При тех огромных скоростях, которые развивает боевой самолёт, время для стрельбы исчисляется секундами. Несмотря на трудности, Смоляков блестяще справился с задачей. Два самолёта, ведомые талантливым лётчиком, дали попаданий в конус ровно в 2 раза больше, чем требуется для оценки "отлично" при стрельбе полным звеом.

Далеко шагнул тов. Смоляков в культурном отношении. Он повысил свой общеобразовательный уровень до 7 классов. На специальных испытаниях он сдал зачёты по мотору и вооружению на 5 баллов, по самолёту - на 4,5 балла. Лишь по теории авиации у него вышла "тройка".

Истребитель обязан хорошо знать штурманское дело. И в этом деле Смоляков не отстаёт. Недавно он провёл самолёт под контролем старшего командира по маршруту протяженностью 280 километров. Он летел по компасу и расчёту времени. Лётчик сам прокладывал курс, сам вносил в него поправки на земле и доказал правильность своих расчётов в воздухе...

Недавно Смоляков стал командиром звена. Теперь он будет не только сам учиться, но и обучать других.

Таков бывший пастух, а ныне лётчик Красного воздушного флота Платон Ефимович Смоляков..."

( Из газеты "Красная Звезда", 10.08.1937 г. )

Участник национально - революционной войны в Испании с 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года. Был командиром звена, затем эскадрильи И-16. Имел псевдоним "Хуанито". Совершил 98 боевых вылетов  ( имел боевой налёт 130 часов ). В 29 воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 4 - в группе.   [ По другим источникам имел 6 личных и 12 групповых побед. ]

Список известных побед старшего лейтенанта П. Е. Смолякова:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1??.08.19371 Fiat-32-( в паре с Л. Л. Шестаковым )
2??.10.19371 Ju-52-( в паре с другим лётчиком )
3??.10.19371 Fiat-32Сарагосса( в составе группы )
422.12.19371 Fiat-32Теруэль( лично )
524.01.19381 Fiat-32 *Кампильо( лично )
607.02.19381 Ме-109Каламоча( в составе группы )
   * Командир франкистской истребительной группы майор Хосе Ибарра Монтис спасся на парашюте.

24 января 1937 года в районе Кампильо произошёл воздушный бой между группами истребителей, вылетевших с обеих сторон для ударов по наземным войскам. 16 И-15 в ударной группе и 28 И-16 в прикрывающей встретились с двумя группами "Фиатов" из 15 и 18 машин.

Командир эскадрильи И-16 Платон Смоляков сбил 1 истребитель, который упал на республиканской территории, его лётчик выпрыгнул с парашютом и опустился на свою территорию. Ещё 2 "Фиата", получив повреждения и оставляя дымный след, ушли с резким снижением. Республиканские ВВС потерь в этом бою не имели.

Националисты признали потерю одного Fiat CR-32  ( бортовой номер "3-95" ). Пилоту этого самолёта, командиру 3-G-3 Майору Хосе Ибарра Монтис   ( Jose Ibarra Montis ), удалось спастись на парашюте. По иностранным данным, "Фиат" сбила своя зенитная артиллерия. В тот момент, когда появились республиканские истребители  ( сначала это были только И-16 ), а Ибарра всё ещё спускался на парашюте, франкисты, чтобы спасти своего командира, смело вступили в бой и, несмотря на то что на помощь к И-16 подошли И-15, без потерь "сбили" 7 республиканских истребителей.

П.Е.Смоляков с товарищами.

Вечером 21 февраля 1937 года 20 И-15 и 27 И-16, вылетевшие на патрулирование в район Теруэля, заметили 10 - 12 двухмоторных бомбардировщиков. Эскадрилья П. Смолякова произвела одну атаку, в результате которой, по заявлениям лётчиков, 1 самолёт был сбит и упал на республиканской территории в районе Касканте, но найден не был. Всё это время группа "Фиатов" патрулировала над железной дорогой недалеко от района воздушного боя, но участия в схватке не принимали.

12 октября 1937 года стало одним из самых удачных дней в "испанской" боевой карьере И-16. Лётчики заявили о 15 сбитых "Фиатах", обломки 7 самолётов противника были найдены на республиканской территории. 1 самолёт с итальянским лётчиком совершил вынужденную посадку на правительственной территории. Большинство  ( если не все )  побед были одержаны на И-16. К сожалению, полную картину этого боя установить не представляется возможным. Можно с уверенностью сказать, что проверку боем прошли лётчики эскадрилий Гусева, Девотченко и Агирре.

Эскадрилья Гусева провела над линией фронта воздушный бой, в котором Иван Панфилов сбил 1 "Фиат", а ещё 2 "Фиата" были подбиты.

Истребитель И-16 тип 5.

При возвращении на аэродром лётчики заметили летевшее параллельно с ними в одном направлении и на одной высоте звено "Фиатов". Используя количественное и качественное превосходство, советские истребители решили принудить итальянцев к посадке. Однако такой вариант итальянцев явно не устраивал, и они попытались вырваться. Ведущий звена "Фиатов", дабы облегчить уход своих ведомых, пошел вверх. Его, оторвавшегося от группы, и сбили Александр Гусев и Иван Соколов. Ведомые "Фиаты" пошли вниз, и им удалось пройти какое-то расстояние к линии фронта, но они были сбиты звеньями Платона Смолякова и Ивана Панфилова. Пилот ведущего "Фиата" - Капитан, командир эскадрильи, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Находясь в плену, он сообщил сведения о количестве самолётов и распорядке работы аэродрома Гарапинильос.

В феврале 1938 года П. Смоляков был ранен в воздушном бою, и после лечения в госпитале был отправлен в Советский Союз.

За бои в небе Испании награждён орденами Ленина  ( 14.11.1938 )  и Красного Знамени  ( 2.03.1938 ).

Участник боёв с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол в 1939 году. В звании капитана был помощником командира 70-го истребительного авиационного полка. Выполнил 90 боевых вылетов, в 11 воздушных боях лично лично и в паре сбил 2 японских истребителя:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
124.08.19391 Ki-27р-н Халхин - Гола( в паре с А. И. Мочалиным )
230.08.19391 Ki-27р-н Халхин - Гола( лично )

По другим данным совершил 116 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях и сбил 4 истребителя.

За бои в небе Монголии награждён орденом Красного Знамени   ( 29.08.1939 ), получил звание майора.

Участник Великой Отечественной войны. С августа 1942 года по апрель 1944 года возглавлял 4-й перегоночный АП ГВФ, который доставлял в Советский Союз самолёты Р-39 "Аэрокобра" из-за рубежа. В августе - сентябре 1943 года, после ухода из 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка его командира - Л. Л. Шестакова, проходил стажировку в качестве заместителя командира полка.

С 21 апреля 1944 года и до конца войны командовал 85-м Гвардейским истребительным Севастопольским Краснознамённым ордена Богдана Хмельницкого авиационным полком. Летая на Як-9, Як-3, участвовал в освобождении Крыма, в Ясско - Кишиневской операции, в боях над Румынией, Венгрией. Окончил войну в звании Гвардии подполковника.

Платон Смоляков и Дмитрий Панов.

Два Подполковника: командир полка Платон Смоляков и замполит Дмитрий Панов.

Вспоминает бывший замполит 85-го Гвардейского ИАП Дмитрий Пантелеевич Панов:

"После Баскакова, нам прислали другого командира, подполковника Платона Ефимовича Смолякова, заместителя командира 9-го Гвардейского полка по лётной подготовке, успевшего повоевать в Испании. На нашей войне Платон Ефимович, в основном, перегонял американские "Кобры" через Берингов пролив к нам на фронт. Но эта работа не погасила его интереса к боевым вылетам, он аккуратно летал на задания и хорошо вписался в полк. Я был знаком с ним ещё в 1932-м году по учёбе в Качинской лётной школе и уже тогда поддерживал дружеские отношения. А сейчас, на фронте, в 1944-м, мы сразу зажили, душа в душу.

6 октября 1944-го года, после короткой артиллерийской и авиационной подготовки конно - механизированная группа Плиева совместно с 53-й наземной армией начала наступление на Дебрецен и Сегед. Наша 5-я Воздушная армия и танкисты 6-й Гвардейской танковой армии поддерживали пехоту и конников с воздуха и земли. Поначалу наши ребята успешно прорвали линию обороны противника и быстро подошли к Сегеду, в районе которого нашей дивизии, и особенно 85-му Гвардейскому полку, пришлось выдержать более десятка яростных воздушных боёв, в которых было сбито 12 немецких самолётов: 6 "Юнкерсов-88", 4 "Юнкерса-87" и 2 "Мессера".

Капитан Л. К. Крайнев атаковал "Юнкерс" сверху и так плотно накрыл его пушечными очередями, что бомбардировщик сразу загорелся и взорвался. Лейтенант Н. С. Ипполитов прихватив "Мессер", атаковал его сбоку под углом 90 градусов к противнику и сбил пушечными очередями. "Мессершмитт" упал прямо среди боевых порядков наступавших казаков Плиева. Не упустил своего случая и "Блондин" - Анатолий Константинов, который в бою над Сегедом, мастерски атаковал снизу "Юнкерс-88", разбив пушечной очередью его левый мотор. Дальше всё шло по знакомому сценарию: яростный огонь обрезал плоскость и "Юнкерс" кувырком полетел к земле. Наш командир, Платон Ефимович Смоляков, поймал "Лаптёжника" после выхода из пикирования для бомбёжки нашей конницы и сразу вогнал его в землю. Миша Семёнов за 5 дней нашего наступления на Сегед, завалил сразу 2-х "Лаптёжников". Во время бомбёжки колонны наших танков Миша Мазан атаковал "Юнкерс-88", и ясно было, что спасения немцу не предвиделось. Так и вышло".

За боевые отличия в Великой Отечественной войне П. Е. Смоляков награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды; несколькими медалями.

После окончания войны продолжал служить в ВВС на различных командных должностях. За безупречную службу был награждён орденами: Красного Знамени и Красной Звезды. Вышел в отставку в звании Генерал - майора. Проживал в Риге  ( Латвия ). Умер 28 мая 1979 года.



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2011 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz