![]() | КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Как известно, при подготовке к Первомайскому параду Яков Владимирович Смушкевич потерпел аварию на самолёте Р-10. По тем временам это был новейший разведчик - бомбардировщик, лишь недавно принятый на вооружение. Биография применения самолётов Р-10 в строевых частях Советских ВВС берёт свое начало с 43-й авиационной бригады Харьковского Военного округа, которым командовал Герой Советского Союза Н. П. Каманин. Первыми, в конце 1937 года, освоили новые разведчики лётчики 20-й ОРАЭ, ранее летавшие на самолётах Р-5 на аэродроме в Сокольниках. Изучение Р-10 происходило непосредственно на заводе, в цехах, где только приступили к серийному выпуску самолетов. В 1938 году на Р-10 перевооружили ещё одну эскадрилью бригады - 24-ю ОРАЭ. Было принято решение показать новые самолёты и на Первомайском параде в Москве. Для этого в Апреле 1938 года в Москву, на Центральный аэродром перелетела в полном составе ( 18 самолётов ) 20-я ОРАЭ. Парад должен был открывать на Р-10 заместитель начальника ВВС РККА Я. В. Смушкевич. С завода № 135 ему пригнали новенький, окрашенный серебрянкой самолёт, на борту которого красной краской сияла надпись: "Командующему Первомайским воздушным парадом Герою Советского Союза комкору Я. В. Смушкевичу".
Самолёт Р-10, подаренный заместителю начальника ВВС РККА Я. В. Смушкевичу. Но буквально за день до парада случилось непредвиденное... Вспоминает техник Г. И. Чепурной: "Когда я находился на крыле своего самолёта, со стороны авиазавода буквально над нами пронёсся серебристый Р-10. Затем лётчик круто взял горку, развернулся и пошёл на второй проход. При вторичной горке мотор самолёта заклинило, и он упал за границей аэродрома в небольшой роще. На этой машине должен был возглавлять воздушный парад Я. В. Смушкевич. А произошло следущее. Когда Смушкевич садился в свой Р-10, его техник отошёл к другой машине. Вдруг он услышал, как заработал мотор его самолёта. Он подбежал и, увидев, что лётчик в кабине, быстро залез на место штурмона без парашюта и полетел вместе с Смушкевичем. При падении самолёта техник успел выпрыгнуть на высоте около 30 метров, попал на ветви деревьев и остался жив, отделавшись незначительными ушибами. А Смушкевич получил тяжёлые травмы. Как потом выяснилось, причиной катастрофы явился обыкновенный кран маслопроводки, без открытия которого мотор не должен был запускаться. Из - за несовершенства конструкции крана Смушкевич смог запустить мотор без техника. В свою очередь техник посчитал, что если мотор работает, то кран открыт... А итоге - нашу эскадрилью не допустили к параду". |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |