КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Соболев Николай ГригорьевичНиколай Соболев родился в 1912 году в станице Николаевской в Северной Осетии. Рано остался сиротой, воспитывался в детском доме города Орджоникидзе. Там же окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал столяром и слесарем на паровозоремонтном заводе им. Ленина в Ростове-на-Дону. В 1933 году окончил Ростовский аэроклуб, учился в школе лётчиков Осоавиахима, а в 1932 - 1935 годах уже в Качинской школе военных пилотов, Николай Соболев стал лётчиком-истребителем. В звании лейтенанта служил лётчиком в составе 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Участник национально-революционной войны испанского народа с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года. Служил в 1-й истребительной эскадрилье, был пилотом, а затем командиром звена И-15. За 150 боевых вылетов и 6 сбитых самолётов врага удостоен двух орденов Красного Знамени (03.11.1937 и 02.03.1938), медалью "XX лет РККА" (23.02.1938), получил звание капитана. ""В середине мая 1937 года я был лётчиком Житомирской авиабригады, старшиной. После очередного тренировочного вылета на И-16, ко мне и моим товарищам подбежал посыльный и вызвал к комбригу. Мы сразу догадались, зачем. У комбрига собралось 9 человек. Никаких заявлений не писали. Комбриг был краток: - Все вы летаете и стреляете отлично. Идите к гаражу, там стоит автобус. Начфин выдаст деньги, и поедете в Москву. До Киева доехали на автобусе, потом - на поезде в столицу. Буквально в этот же день нас приняла комиссия во главе с Алкснисом. Каждого вызывали отдельно, поодиночке. Выходит оттуда один командир звена. - Не приняли, не взяли, - говорит. - Почему? - Налёт маловат на И-16. А мы удивились: если у него - маленький налёт, то уж у нас-то, зелёных!? Я зашёл вторым или третьим. Спрашивают меня: - Сколько имеете налёта на И-16? Я брякнул уверенно: - 110 часов! (А у самого и десятой части не было.) Некоторые члены комиссии откровенно заулыбались: - А стреляете как? - На "отлично" по контуру стреляю. - А сколько пуль попадает? - 10 - 12 в конусе. - Маловато, наверное, а? - Это - на "отлично"! Вообще положено 6 - 7 попаданий, - обижаюсь я. - Ну, хорошо. А зачем вызвали Вас, знаете? - Предполагаю, а точно не знаю. (Мы знали, что одного в комиссии оставили за то, что ответил "знаю", да давай у него расспрашивать, что да как. Это всё секретом тогда считалось.) - Ну, а куда Вы думаете? - А куда пошлют, туда и готов ехать! - В Испанию тебя хотим послать, хочешь? - Конечно, хочу! - Ну, удовлетворим твою просьбу. Вышел из кабинета с чувством: "Вот повезло"... Добирались через Францию - пароходом в порт Гавр, потом в Париж, на международную выставку, как ударники сельского хозяйства с соответствующими легендами (сами составляли биографии: на каком заводе, в каком городе и так далее). Фамилии дали всем новые. Мне, например, - Свирченко, а имя-отчество - прежние. Экипировку гражданскую выдавали в каком-то многокомнатном подвале. В одной комнате - костюмы, в другой - пальто или плащи, в третьей - галстуки, в четвёртой - шляпу или кепку. Потом - чемоданы. Переодевшись, не узнали себя в зеркале. Поселили в Москве в гостинице. Выпускали только за папиросами. Инструктаж такой: родную маму не должен узнавать. Со мной жили наши лётчики, житомирские, Антонов и Мастеров, а потом - ещё комэска Полянский. Вскоре перевезли в Ленинград. Перед погрузкой в теплоход "Дзержинский" приехал Алкснис, выдал всем по 350 долларов суточных. Всего на этом пароходе было 57 лётчиков. Из Гавра на автобусах отвезли в Париж, предварительно наш посол отнял и выбросил наши кепки - такие во Франции никто не носил. Жили мы в Париже дней десять. Обедали в недорогих ресторанчиках, ходили на выставку. Если же доллары перевести в тогдашние франки, получалось 11 - 12 тысяч. Легковую машину можно купить... Чтобы не заблудиться, у нас была специальная карточка на французском - таксисту показать. Пару раз на белоэмигрантов наталкивались - ругались. Наконец, пришли за нами. Отобрали советские, дали испанские паспорта, в две машины - и в парк на берегу Сены. Оттуда нас, гуляющих, специальный человек по двое в аэропорт отвёз. После долгого ожидания в кафе ещё один конспиратор провёл нас в ангар через заднюю комнату. Говорит: "Там полицейский ходит - не бойтесь, мы ему денег дали". Стоящий на входе полисмен увидел нас и отвернулся. В ангаре - самолёт, испанские пилоты - "камарада, камарада"... Самолёт - типа "Дугласа", двухмоторный. Трактором его вытащили на старт и - вперёд! Дозаправились в Барселоне и вылетели в Валенсию, а там - в автомобиль и на юг. Привезли на виллу - в саду лимоны, апельсины на земле лежат - как у нас яблоки. Я набрал - думал, к завтраку пригодятся. Принёс, а там стол ломится от "витаминов". Правда, еда непривычная: на столе - вино, как у нас соль и горчица. Поначалу мы прикрывали от бомбёжек порт Картахену и облётывали собранные И-16, которые привозили в ящиках на пароходах. Потом на испанском пассажирском самолёте меня, Мастерова, Антонова, Федорова перевезли в Мадрид. По дороге испанские пилоты заблудились и мы, опасаясь, что они ненароком отвезут нас к Франко, помогли им сориентироваться по карте. На месте нас огорошили - сказали, что И-16 не хватает; если хотите летать - давайте на И-15 в эскадрилью Ерёменко. Мы огорчились. Самолёт незнакомый и вообще... Еременко спрашивает: - Вы И-5 знаете? - Знаем. - Ну, это то же самое, только ещё лучше. Садитесь в самолёты и на бреющем уходите в зону, наберите высоту, немножко полетайте и опять на бреющем возвращайтесь - не раскрывайте местоположение площадки. По одному полету сделали - всё, говорит, хватит! Теперь пойдёте на боевое задание. В первом воздушном бою ничего не запомнил. Вообще-то и во втором, и в третьем - где свои, где чужие - ничего не разберёшь. Смотрю - сзади "Фиат", от него "усы" ко мне тянутся - трассирующими бьёт. Только и успел ногу дать - трасса мимо прошла. Вывернулся. Думаю: "Ну, тут надо в оба смотреть! Вертеть головой!". Через несколько боёв Ерёменко ушёл от нас и комэском стал Серов. Вскоре нас перебазировали на Сарагосский фронт. Птухин, командующий, приехал к нам и говорит: - Запомните: вы - истребители. С истребителями противника нечего вести драку; ваша цель - бомбардировщики. Вот ваше дело. Но всё равно от них никуда не денешься - приходилось вести бои. Получили задание: штурмовать передовую линию. А тут "Фиаты" появились на небольшой высоте. Завязался бой. Когда вернулись на аэродром - всех лётчиков спрашивают: сколько сбил? А мы отвечаем: не сбивали - каждый, - но видели, как итальянцы падали. Как же так? Оказывается, у "Фиатов" была привычка уходить с переворотом. В нашем случае высоты не хватало - вот они сами и врезались в землю-матушку... Наземные наблюдатели сообщили, что мы сбили 9 истребителей противника. Когда аэродром под Сарагосой штурмовали [Гарапинильос], взлетели в 6:00 - только рассвело (собирались на аэродром тайком: кругом шпионы). Мы знали, что итальянских пилотов привозят на аэродром из города только в 7:00. Пришли на цель: стоят самолёты крыло в крыло, штук 80. Зенитные пулемёты подавили сразу, и сразу - вдоль стоянок (буквой "П")! Увлеклись так, что Серов махал-махал крыльями, да и пошёл домой - только после этого мы бросили поджигать фашистов: ветер всё равно перекинет пламя на не горевшие ещё самолёты. Вернулись. Пока заправлялись, сфотографировались. И тут же перелетели на другую площадку - подальше в тыл. Сели, а уже со старого аэродрома звонят: бомбят!.. В другом бою Миша Котыхов вывалился из "свалки" - как уж его угораздило - тут на него и кинулись. Подбили. Он с парашютом прыгнул, а фашисты его в воздухе прямо изрешетили. Обязательно добивали, если прикрыть некому. Мы их - никогда. Немцы парашютистов - обязательно. Однажды большой бой был: две эскадрильи - 12 наших и 12 испанцев на 120 машин франкистов. Началась драка. Я оглянулся - ниже целая туча бомбардировщиков, а Серов не видит. Выскочил я вперёд, покачал крыльями (вот бы радио!) и резво развернулся на бомбовозы. Общего "клубка" не получилось - они растянулись, шли девятками. Сколько мы сбили - не знаю. А из наших подожгли одного испанца, и я видел, что он даже не выпрыгнул: наверное, убили. Мне удалось одному "Фиату" зайти в хвост, когда он пытался уйти со снижением, но высота была маловата - он не смог набрать скорость, получил очередь, свалился на крыло и ударился оземь. Набираю высоту, вижу: двое наших "Фиата" гоняют. Думаю: эти справятся. Дальше лезу вверх - в общую свалку, но не дотягиваю - тройка "Фиатов" наваливается. Я верчусь, как уж на сковородке, а уже подпирает - горючее кончается. Скорее вниз, перетянуть через реку Эбру. Тут мне "Фиат" в хвост заходит, догоняет и как дал из своих крупнокалиберных "Бреда". Приборную доску - в клочья, осколки - мне в лицо, шею... Ну, думаю, ранен. Но крови немного. Живу пока и к реке тяну, а надо мной эти "Фиаты" идут - потеряли, что ли? Проводили почти до аэродрома и ушли восвояси. Сел. Техники докладывают: очередь не только разрушила приборную доску, но и погнула пулемёты. Отремонтировали и заменили все за два часа. Хорошо дело поставлено было. Перед отъездом домой мы сидели в качестве ночников под Барселоной, в Сабаделе с Мастеровым и Антоновым. Когда прилетели, итальянская радиостанция с острова Майорки передала: "Граждане каталонцы, пока спите спокойно: Барсу ночью бомбить не будем. Не хотим самолёты терять - знаем, что вам перехватчиков прислали". Боялись. А потом всё-таки мы с Еременко на И-16 один "Юнкерс-52" ночью сожгли. Красивое было зрелище. Он горел весь целиком и "штопорил"... (Из воспоминаний Н. Г. Соболева, опубликованных в декабре 1986 года.) Всего в небе Испании совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта противника и 4 в группе с товарищами (по другим данным - 6 лично и 10 в группе). [С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 2 лично сбитых самолёта Fiat CR-32 и 210 часов боевого налёта.] С 1939 года был командира эскадрильи 2-го ИАП Киевского особого военного округа. В январе 1940 года его эскадрилья вошла в состав 38-го ИАП ОАГ в Эстонии и приняла участие в Советско-Финляндской войне. Произвёл 35 (по другим данным 32) боевых вылетов с общим налётом 38 часов. По некоторым источникам, в одном из боёв в составе группы сбил 3 финских истребителя. [М. Ю. Быков в своих исследованиях данную информацию не подтверждает.] 22 февраля 1941 года награждён орденом Ленина. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Летая на истребителе И-16, воевал на Северо-Западном фронте в составе 38-го ИАП (в мае 1942 года был преобразован в 21-й Гвардейский ИАП). Обычно водил на задания группы самолётов, сопровождая штурмовики и бомбардировщики. Ещё в 1941 году был подбит зенитным огнём и ранен над Валдаем. Чудом уцелел. Из госпиталя убежал на второй день. Командуя 38-м ИАП, майор Н. Г. Соболев отличился в боях под Демянском и Холмом. Тогда противник пытался на транспортных самолётах подбрасывать окружённой группировке боеприпасы и продовольствие. Наши лётчики обнаружили воздушные пути вражеских самолётов. Только за 5 дней шестёрка истребителей, ведомых Н. Г. Соболевым, сбила 18 вражеских машин. В период с 5 по 15 марта 1942 года лично сбил 2 Ju-52 и в групповых боях ещё 5 Ju-52. Вскоре Гвардии подполковник Н. Г. Соболев был назначен заместителем командира 304-й истребительной авиационной дивизии (позже преобразована в 23-ю Гвардейскую ИАД.) С апреля 1943 года, имея на своём счету 17 воздушных побед (9 личных и 8 групповых), летал на именном истребителе Р-39N "Аэрокобра" с надписью "Красноярский комсомолец". История появления этого самолёта во фронтовом небе такова. В сибирской деревушке Лопатино под Красноярском (ныне это Емельяновский район) трудилась в колхозе "Гудок" комсомолка Кристина Спиридоновна Шумкова. В 1942 году, из газет узнала девушка о благородном поступке колхозника Ф. П. Головатого и решила внести из личных сбережений 100 тысяч рублей для покупки боевого самолёта. - Правильно поступаешь, дочка, - одобрил решение её отец Спиридон Николаевич. - Мне бы самому надо фашистов бить, да какой из меня солдат без руки... Так что пусть твои трудовые рубли воюют. Поддержала дочку и мать Просковья Александровна. В райкоме партии Кристина Шумкова пообещала внести 120 тысяч, хотя в тот момент такой суммы у неё не было. Продали Шумковы картошку, ещё кое-какие продукты, но 120 тысяч не набрали. Тогда Кристина продала корову, некоторые вещи, осталась в рабочей фуфайке. Только пуховую шаль пожалела. В ней-то и приехала в район. Там пересчитали деньги - ровно 120 тысяч. - Вчера, - заметил кто - то из присутствовавших, - один колхозник тоже внёс в Фонд помощи Красной Армии 120 тысяч. - Нет, комсомольский взнос должен быть выше, - заявила Шумкова. Отлучилась Кристна ненадолго, продала шаль, вернулась в беретке. Но теперь уже 121 тысяча получилась. Весной 1943 года прибыли в Красноярск лётчики с фронта. Перед встречей с ними оказалась Шумкова в крайкоме партии. Там только головами покачали: "Как же мы тебя, такую красивую, в такой старой фуфайке представим нашим орлам ?". Раздобыли где-то туфли, плюшевую жакетку. В новом наряде и сфотографировалась тогда Кристина у "своего" самолёта с подполковником Н. Г. Соболевым. Вспоминает участник тех событий, Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Ф. П. Полынин: "Тысячами незримых нитей были связаны наши авиаторы со своим народом, с теми, кто, оставшись в тылу, делал всё необходимое, чтобы приблизить победу. Об их славных делах воины узнавали не только из газет и радиопередач. К нам нескончаемым потоком шли письма и посылки, а иногда авиаторы лично встречались с героическими труженниками тыла. Хорошо помню волнующую картину вручения нашим лётчикам боевого самолёта, построенного на личные сбережения семьи Шумковых, проживающих в далекой Сибири. Это было в апреле 1943 года. К нам в армию приехала молоденькая девушка-комсомолка Кристина. А чуть раньше на один из аэродромов перегнали новенький истребитель с бортовой надписью "Красноярский комсомолец". Кристина Шумкова была одета в добротный полушубок.
- Вам не жарко? - с улыбкой спросил замполит Выволокин. - Жар костей не ломит, - бойко ответила девушка. И, помолчав, добавила: - Это у вас здесь весна. А у нас в Сибири, ещё трескучие морозы. На митинге Кристина Шумкова произнесла взволнованную речь. - У нас в деревне, - говорила она, - остались лишь старики, женщины да малые ребята. Все, кто может держать оружие, ушли на фронт. Но и без них мы трудимся не покладая рук, чтобы вы были одеты, обуты и сытно накормлены. Один у нас наказ - крепче бейте фашистов! До войны семья у нас была большая, а колхоз богатый. Много денег получали мы на трудодни. Вот и решили теперь на семейные сбережения купить самолёт. - Этот истребитель я вручаю вам, Николай Григорьевич, - обратилась она к стоявшему рядом Гвардии подполковнику Соболеву. - Уверена, что он будет в надёжных руках, что вы вгоните в землю ещё не одного фашиста. Бейте их, окаянных, изо всех сил бейте! По рядам пронеслось громкое "Ура". Кристина Шумкова не ошиблась, вручая свой подарок Н. Г. Соболеву. На его счету в то время было уже 17 сбитых самолётов противника. На груди лётчика красовались орден Ленина и четыре ордена Красного Знамени. В ответной речи Николай Григорьевич поблагодарил гостью и заверил, что не пожалеет сил, чтобы добыть победу над врагом. Затем он обнял её и крепко поцеловал..." - Красноярцы подарили нам тогда 10 самолётов, - вспоминал позднее сам Соболев. - На трёх были надписи - "Красноярский колхозник", на четырёх - "Красноярский рабочий" и ещё на трёх - "Красноярский комсомолец". Когда мы вернулись на фронт, меня назначили заместителем командира дивизии, и я с тех пор больше находился на командных пунктах наземных войск, с радиостанцией, командовал с земли воздушными схватками. На самолёте Шумковой летал лишь время от времени. Однако сбил 2 вражеских самолёта - один над Днепром, второй под Львовом. Но самолёт-подарок был постоянно в боях. На нём летали другие лётчики. К сожалению, никто не вёл тогда "персональный" учёт сбитых на этой машине вражеских самолётов. Лётчики 21-го ГвИАП В. Н. Якимов (справа) и Н. И. Прошенков, 1944 год. К рассказу Николая Григорьевича остается добавить, что с ноября 1944 года и до конца войны этим самолётом управлял лётчик Носов (сам Соболев уехал в конце 1944 года на учёбу в Военно-Воздушную академию). За время войны Гвардии подполковник Н. Г. Соболев совершил 196 успешных боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, лично сбил 12 вражеских самолётов и 8 в группе с товарищами. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 8 групповых побед лётчика.] За участие в Великой Отечественной войне был награжден ещё двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944), "За победу над Германией" (09.05.1945). После окончания войны был уволен из авиации после конфликта с НКВД. По состоянию на 1986 год проживал в Воронеже. Список известных побед Гвардии подполковника Н. Г. Соболева:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |