КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился в 1907 году в селе Хорошее ( Серговский район, Донбасс ). В рядах Красной Армии с 1930 года. В звании Лейтенанта Андрей Степанов служил в качестве младшего лётчика 107-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. С 26 Марта по 13 Августа 1938 года добровольцем участвовал в национально - освободительной войне испанского народа. Был пилотом, командир звена, а затем командиром эскадрильи истребителей И-16. 31 Мая 1938 года в районе Саррион в течение 35 минут происходил воздушный бой 22 И-15 и 22 И-16, прикрывавших наземные войска, с 30 "Фиатами" националистов, которые сопровождали 17 двухмоторных бомбардировщиков. Было потеряно 3 И-15, но лётчики ( все - испанцы ) остались живы. Один истребитель загорелся, у другого И-15 были перебиты тросы управления, пилоты спаслись на парашютах. Третий самолёт из-за неисправности двигателя произвел вынужденную посадку на аэродром Саррион и вскоре был сожжён "Фиатом". Ещё один И-15 с остановившимся двигателем скапотировал при вынужденной посадке. Республиканскими лётчиками было заявлено о 10 сбитых "Фиатах", упавших в районе Саррион - Мора-де-Рубиелос. На одну победу претендует Андрей Степанов в паре с испанским лётчиком, на другую - Владимир Бобров. Наземные войска зафиксировали падение 14 самолётов, в том числе 4 республиканских. Националисты заявили о 8 сбитых И-15 и 2 И-16 без собственных потерь. О 3-х победах заявил ас Сальвадор. Судя по его описаниям, похоже, что он был единственным, кто в действительности уничтожил республиканские самолёты, включая И-15, сожжённый на аэродроме. 14 Июня 1938 года республиканская авиация произвела 5 крупных вылетов на прикрытие районов Каспе, Онда, Нулес. В последне вылете 32 И-15 и 25 И-16 встретились с 30 бомбардировщиками, прикрытыми группой Bf-109. Командир группы Н. Глушенков пренебрёг бомбардировщиками и со стороны солнца атаковал истребители, но немцы сумели дать достойный отпор. 1 И-16 был сбит, пилот выпрыгнул с парашютом. Досталось и немцам. Х. Хардер, участвовавший в этом бою на Не-112V-9, был весьма рад, что летал на самом быстром самолёте в группе, так как ему с трудом удалось оторваться от настойчивого И-16. Вообще, в этом бою немцам пришлось туго, поэтому пилотам "Кондора" было не до фиксации побед - ни на один сбитый самолёт они не претендуют. Поединок республиканского И-16 и немецкого Ме-109B в небе Испании. Лето 1938 года. По отечественным данным, П. Башмаков, Н. Ливанский и А. Степанов в парах с испанцами сбили 3 Ме-109. В плен попал Лейтенант Хельмут Хенц ( Helmut Henz ). По западным данным, его легко повреждённый самолёт заметили и принудили к посадке Франсиско Тарасона и Эдуардо Клаудин. После приземления Тарасона и несколько техников выехали к месту посадки, нашли пилота и приступили к осмотру самолёта. Внешние формы самолёта, его внутреннее оборудование, радио- и кислородные приборы произвели на Тарасону сильное впечатление. Но недолго они смогли созерцать чудо немецкой техники, вскоре появились 6 "Мессершмиттов" и сожгла ценный трофей. Республиканская сторона, кроме одной потери в бою, понесла ещё две. Василий Андреев, полностью израсходовав горючее, совершил вынужденную посадку у аэродрома и, потерпев аварию, получил лёгкое ранение. Другой И-16 разбился при посадке из-за неточного расчёта, пилот - испанец погиб. В среднем на каждого лётчика - истребителя в этот день пришлось по 3 боевых вылета, а "поведение в боях лётчиков на И-16 было героическое". 13 Июля в районе Вальбона 9 СБ произвели бомбардировку противника. Прикрытие бомбардировщиков осуществляли 28 И-16 с испанскими и советскими лётчиками, среди которых вылетели пилоты "Июньской группы" - Грицевец, Коробков, Неделин, Романов, Хотелев, Герасимов, Федосеев и Венгерский. На отходе от цели республиканцы были атакованы группой "Фиатов" - до 30 машин. По заявлениям истребителей, в 15-минутном бою было сбито 8 "Фиатов", в том числе, по докладу Андрея Степанова, он сбил 1 "Фиат", атаковавший Михаила Турина. Экипажи СБ после первой атаки И-16 наблюдали падение 2-х истребителей горящими на территорию противника, ещё 2 были найдены на республиканской территории. Итальянцы признали потерю 1 "Фиата" и 1 лётчика - Марио Ченци ( Mario Cenzi ), претендуя на 1 сбитый СБ и 4 истребителя. С республиканской стороны потерь не было. Всего в небе Испании А. М. Степанов совершил 78 боевых вылетов, участвовал в 17 воздушных боях, лично сбил 4 истребителя ( 3 Fiat-32 и 1 Ме-109 ), в паре с испанским лётчиком - 1 Ме-109 и 1 Fiat-32, звеном - ещё 7 "Фиатов", в том числе:
22 Февраля 1939 года, по итогам боевой деятельности в Испании, А. М. Степанов был награждён орденом Красного Знамени. Летом 1939 года участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол. В звании Капитана был помощником командира эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка. Был ранен, но вернулся в строй. Всего выполнил 71 боевой вылет. В 13 воздушных боях сбил 3 японских самолёта. Награждён орденом Красного Знамени ( 29.08.1939 ). Представлялся к званию Героя Советского Союза. Участник Великой Отечественной войны с лета 1941 года. В звании Майора командовал 24-м ИАП ПВО. Участвовал в боях под Москвой. Летел на Як-1, ЛаГГ-3. 15 Апреля 1942 года не вернулся с боевого задания. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |