КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Тахтаров Борис Адиль-Гереевич |
Родился в 1912 году в семье ссыльного Адиль-Герея Тахтарова ( в будущем - известного государственного и общественного деятеля Дагестана ), работавшего сторожем и объездчиком леса у помещиков Сомова и Чайковского в Тульской губернии. В начале 1925 года семья переехала в Дагестан, где его отец начинает работать директором фабрики III-Интернационала. После окончания школы в Махачкале, поступил в военно - авиационное училище, которое закончил в 1933 году. Служил сначала в Северо - Кавказском военном округе, затем в звании Лейтенанта в качестве старшего лётчика в 3-й ИАЭ ВВС Балтийского флота. С 14 Декабря 1937 года по 15 Апреля 1938 года Борис Тахтаров участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16 в эскадрильи Капитана И. Девотченко. Совершил около 30 боевых вылетов ( имел 40 часов боевого налёта ). Проведя 10 воздушных боёв, сбил 1 самолёт. 21 Февраля 1938 года в воздушном бою у Теруэля сбил немецкий истребитель Me-109, но и сам был сбит и ранен в ногу. Спасся на парашюте, попал в госпиталь, из которого был отправлен на родину. Б. А. Тахтаров - единственный лётчик из Дагестана, участвовавший в национально - революционной войне в Испании. Один из первых дагестанцев, награждённых орденом Боевого Красного Знамени ( 14.11.1938 ). Кроме того, он награждён орденами Отечественной войны и Мужества, а также многими медалями. Когда в 1936 году в Испании разразилась гражданская война Борис Тахтаров уже 3-й год служил в морской авиации Балтийского флота. Он, как и товарищи его по эскадрилью Денисов, Василий, Багров, Арсен Шубиков, Николай Никитин, Андрей Белов, Аркадий Свиридов, Виктор Трошкин, Вячеслав Преснухин, был опытным лётчиком и искусно пилотировал самолёты, которые выпускались тогда отечественной авиационной промышленностью. Они живо откликались на события в далекой Испании и, когда наша Родина вызвалась помогать революционным силам этой страны, Тахтаров и его сослуживцы первыми откликнулись на призыв "Республика в опасности ! - No passaran !" и по зову сердца оказались в рядах более 2000 советских "волонтёров свободы", 772 из которых были авиаторами... А происходило это следующим образом. Погожим Августовским днём 1937 года 9 военных с лётной эмблемой на левом рукаве синих кителей, среди которых находился и Б. Тахтаров, прибыли в Москву в штаб ВВС, чтобы уже оттуда последовать в Испанию. Отсюда Борис позвонил отцу в Дагестан. Он был немногословен, вкратце изложил суть дела, попросил только, матери не говорить, чтоб не расстроить её. Отец не возражал, напротив, одобрил и благословил. Через несколько дней 9 одетых в штатское мужчин с небольшими чемоданчиками отбыли "Красной стрелой" в Ленинград. Это были Б. Тахтаров и его друзья, балтийские лётчики. Из Ленинграда они отправились на комфортабельном судне "Андрей Жданов" курсом Антверпен - Гавр. А дальше - в Париж и в Испанию, где для них на аэродроме уже были подготовлены истребители. ...По сигналу "зеленая ракета" вылетели всем звеном. Небо было безоблачным. Тахтаров летел с Василем Багровым в тройке командира эскадрильи Ивана Девотченко, далее Арсен Шубиков, Андрей Белов, Аркадий Свиридов, Виктор Трошкин, Вячеслав Преснухин, Николай Никитин. И замыкал всю группу Алексей Денисов. Внизу - испанские города, и навстречу летели фашистские самолёты. Тахтарову, как и его товарищам, предстояло впервые помериться силами с асами Люфтваффе. Против 10 советских лётчиков - 40 "Мессеров" и "Фиатов". Враги имели преимущество и в высоте. Они сразу всей массой навалились на "ястребков", стремясь разбить их строй, лишить возможности организованно обороняться. Немцам, видимо, даже в голову не приходило, что при их 4-х кратном численном превосходстве советские лётчики применят иную, не оборонительную тактику. Но "ястребки" истребители резко сманеврировали и, разбивая строй противника, сами пошли в атаку. Два Ме-109 сразу же рухнули на землю. Казавшийся нерушимым вражеский строй стал распадаться, а наши лётчики метким огнём наносили противнику всё новые потери. И произошло неожиданное: "непобедимые" асы Геринга прекратили атаки и ретировались. А на земле, близ окопов республиканских войск, догорали обломки 7 вражеских самолётов. Это была первая крупная победа наших лётчиков. Через несколько дней после того боя 3-м балтийцам - Борису Тахтарову, Алексею Денисову и Николаю Никитину довелось снова вести бой против "Мессеров". 15 минут длилась тактическая дуэль. И снова победили советские лётчики, сбившие 2 фашистских истребителя. Но самый тяжёлый воздушный бой Борис Тахтаров провёл накануне Дня Красной армии, 21 Февраля 1938 года в районе Теруэля. Об этом красноречивее всего рассказывает "Дневник боевых действий эскадрильи". В тот день группа в составе 10 бипланов И-15 и 11 монопланов И-16 прикрывая республиканские войска, встретила до 20 бомбардировщиков противника прикрытыми сверху истребителями Ме-109 и снизу "Фиатами". Эскадрилья И-16 Вихрова вступила в бой с Ме-109, в котором участвовали также и И-15 с "Фиатами". Бой длился 55 минут, подошедший второй эшелон республиканских истребителей в составе 13 И-15 и 23 И-16 продолжил бой. Со стороны противника действовало до 50 истребителей. С подходом республиканского второго эшелона бой стал проходить с перевесом в сторону республиканцев. По заявлению республиканцев, в том бою было сбито 6 Ме-109 и 4 "Фиата". На свой аэродром не вернулось 4 истребителя И-16. Пропал без вести Лейтенант Виктор Трошин ( позднее он всё же был найден, но погибшим ), Алексей Денисов был тяжело ранен в живот, у Андрея Белова была сломана нога и рука, Борис Тахтаров, легко раненый в ногу, сумел спастись на парашюте. Но Тахтаров, прежде чем сам оказался сбитым, успел сбить одного врага. Сам Борис Адиль-Гереевич так вспоминал об этом бое: "Девотченко повёл меня и Богрова в атаку на "Хейнкелей", я пошёл на сближение с ведущим самолётом противника, с близкого расстояния поджёг его и сразу ушёл влево. Однако примкнуть к своим оказалось чрезвычайно трудно - начался воздушный бой с большой группой "Мессершмитов". Бой складывался тяжёлый, несколько "Мессеров", изрядно помотав меня, подожгли самолёт. Зажигательная пуля угодила почти в пустой бензобак. Взорвались пары бензина, машину охватило пламенем, к тому же, пулемётной очередью повредило управление, ранена была нога. Закрыв лицо руками от огня, ценой больших усилий, выбрался из кабины. Кругом шёл бой. Уходить из огненного котла надо было затяжным прыжком, а он у меня не получился. Парашют раскрылся почему-то раньше. В одном месте от края до центра купол разорвался. До земли было ещё далеко. Отдельные истребители противника пытались атаковать меня, но им мешали наши лётчики. Приземлился, огляделся - вокруг горы. На всякий случай достал пистолет. Правая нога очень болела. Унты в нескольких местах были разорваны, полуботинок тоже был разбит. Я снял обувь и увидел окровавленный носок и размозжённые пальцы. Быстро вырвав байковую подкладку из кожаных брюк, обмотал ею ногу, затем, освободившись от лямок парашюта, встал, припадая на правую ногу, пошёл в сторону солнца. Неожиданно за спиной раздались артиллерийские залпы. Я упал в канаву, недалеко разорвались несколько снарядов. Оглядевшись, я понял, что приземлился на нейтральной полосе, и, помня о том, что противник не может выслать своих солдат для захвата, не решаясь встать, пополз в сторону своих, после бомбёжки, столб пыли порывами ветра несло на вражеские позиции, что облегчило моё движение". Словом, ему удалось добраться до своих, которые потом доставили его в госпиталь в предместье Валенсии, где уже лежали его боевые товарищи Белов и Денисов. Здесь, в госпитале, Борис Тахтаров на фотографии в газете "Правда" узнал своего отца и о том, что его отец Адиль-Герей избран членом Президиума Верховного Совета СССР первого созыва от Дагестана. Он провёл в госпитале 35 дней, после чего был отправлен на Родину. За "испанскую" войну Б. Тахтаров был награждён орденом Красного Знамени и получил звание Капитана. После выздоровления служил в 13-м ИАП ВВС Балтийского флота. В 1941 году, накануне Великой Отечественной войны, Б. А. Тахтаров успел окончить Военно - Морскую академию имени К. Е. Ворошилова. Генерал - лейтенант авиации В. Ф. Голубев в своей книге "Крылья крепнут в бою" так описывает свою встречу с Б. Тахтаровым в 1941 году накануне войны: "В начале Мая весна была в разгаре. Но именно тогда всё чаще и громче раздавались тревожные слова "угроза войны", "война с Германией". Эти слова для советских людей были не новы, но чаще других слышали их лётчики, находившиеся на курорте города Пярну. Там в это время собралось много пилотов из 13-го истребительного авиационного полка - ветерана морской авиации, созданного на Балтике весной 1918 года, и из других частей и подразделений. Здесь я встретил своих давних друзей. С одними когда-то работал в аэроклубах Осоавиахима. С другими - учился в Ейске в авиаморском училище. В Пярну были и опытные лётчики, прославившие нашу авиацию в небе Испании, над пустынями Халхин - Гола и в Советско - Финляндской войне. В доме отдыха я познакомился с лётчиками 13-го авиаполка: Борисом Тахтаровым, Николаем Никитиным, Андреем Беловым и Аркадием Свиридовым. Каждый из них за боевые подвиги был награждён двумя орденами Красного Знамени. Много они нам, молодым, не имеющим опыта войны, дали". Великую Отечественную войну Борис Тахтаров встретил на Севере. Это его эскадрилья в течение всех лет войны обеспечивал прикрытие с воздуха северного конвоя, доставлявшего военные грузы по Ленд - Лизу в порты Мурманск и Архангельск. За участие в Великой Отечественной войне был награжден медалями "За боевые заслуги" ( 3.11.1944 ), "За оборону Советского Заполярья" ( 5.12.1944 ) и "За победу над Германией" ( 9.05.1945 ). После войны работал в штабе авиации в Москве. А в конце 1960-х - начале 1970-х годов Капитан 1-го ранга Б. А. Тахтаров командовал уже авиационной частью на Новой Земле в "зоне особого риска" на полигоне ядерных испытаний. Об этом периоде своей жизни и службы Борис Адиль-Гереевич особо не распространялся. За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями "30 лет Советской Армии и Флота" ( 22.02.1948 ), "40 лет Вооружённых Сил СССР" ( 18.12.1957 ), "50 лет Вооружённых Сил СССР" ( 26.12.1967 ). Уйдя в запас, Борис Адиль-Гиреевич не сидел без дела. До последних дней жизни он вёл большую общественную работу, состоя членом ветеранской организации Министерства авиации. Был членом военно - научного общества при Центральном Доме Советской Армии. Часто выступал в учебных заведениях и на предприятиях Москвы, встречался с воинами, работал в секции общества "Знание", комитете содействия при военном комиссариате. Ушёл из жизни Борис Адиль-Гереевич в 1997 году, похоронен со всеми воинскими почестями на Ваганьковском кладбище в Москве. В потомках у Бориса Тахтарова двое детей. Им есть, кем и чем гордиться. Предки оставили в наследство пример служения Родине, а главное, - доброе имя, доблесть и достоинство. Дочь - Нонна Борисовна - врач-кардиолог, живёт и работает в Москве. Сын Адиль-Герей, названный в честь деда, руководит одной фирмой, обеспечивающей спутниковой связью вновь строящиеся пограничные заставы на Северном Кавказе. В последние годы и Адиль-Герей, и Нона часто бывают в Дагестане. Радуются, конечно, преобразованиям, тому, как на их глазах хорошеет и благоустраивается вся республика и её столица. Здесь многое напоминает об их предках. И нет - нет, да и закрадывается иногда в их сердца обида: вот служили верой и правдой Дагестану и России его дед - Адиль-Герей Тахтаров ( долгие годы был членом Президиума Верховного Совета РСФСР, председателем Президиума Верховного Совета ДАССР ) и лётчик военно - морской авиации, Капитан 3-го ранга Борис Тахтаров, но почему же тогда на их родине в Дагестане, в его столице, не установлено ни одного памятного знака, который напоминал бы нынешним поколениям об их славных именах и делах. Не зря же ведь учит классик наш: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оную, есть постыдное малодушие" ( А. С. Пушкин ). |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |