КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Тархов Сергей Фёдорович |
Родился 8 Октября 1909 года в Саратове в семье рабочего железной дороги. С 1918 по 1923 года жил в городе Нижний Ломов ( Пензенская область ). где окончил 7 классов и 2-годичную железнодорожную школу ФЗУ. Работал перешивщиком пути, бригадиром путейцев Саратовского отделения Рязано - Уральской железной дороги. С 1927 года Сергей Тархов в Красной Армии. В Декабре 1928 года окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в Июне 1929 года - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков - наблюдателей. Служил в 13-й ИАЭ в Брянске и в 15-й ИАЭ в Смоленске. С начала 1934 года учился в Липецкой высшей лётно - тактической школе. В Ноябре 1934 года был назначен командиром учебной эскадрильи 9-й военной школы лётчиков и лётчиков - наблюдателей в Харькове. Затем командовал 107-й ИАЭ 83-й ИАБ Белорусского военного округа. В 1936 году получил звание Капитана. Участник национально - революционной войны испанского народа с конца Октября 1936 года. Истребительная авиационная эскадрилья под командованием Капитана С. Ф. Тархова в воздушных боях под Мадридом нанесла противнику большой урон в живой силе и технике. 13 Ноября 1936 года вступил в схватку с 6 "Хейнкелями-51", но в неравном бою был подбит. Его самолёт загорелся. При спуске на парашюте лётчик был ранен и 23 Ноября 1936 года умер в госпитале от перитонита. Похоронен в Мадриде. 31 Декабря 1936 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, постановлением ЦИК СССР посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Улица и школа № 1 в Нижнем Ломове, улица в Харькове носят имя Героя. Его имя носила и пионерская дружина средней школы № 71 в Саратове. Сергей Тархов родился 8 Октября 1909 года в Саратове. С 1918 по 1923 год жил в городе Нижний Ломов Пензенской области, где окончил 7 классов начальной средней школы. Осенью 1923 года вернулся в родной Саратов и поступил в двухгодичную железнодорожную школу ФЗУ. После её окончания работал в дистанции пути Саратовского отделения Рязано - Уральской железной дороги, одновременно учился в кружке Осоавиахима и 4-й школе взрослых повышенного типа. В Апреле 1927 года по комсомольской путёвке был направлен в Ленинградскую военно - теоретическую школу ВВС. Практический курс обучения проходил в 3-й Военной школе лётчиков в городе Оренбурге. Один из старейших воспитанников школы Полковник И. П. Зубов, бывший в 1928 году инструктором - лётчиком С. Ф. Тархова, вспоминал, что Сергей был любознательным и способным курсантом. Одним из первых в группе он вылетел самостоятельно. Весёлый, добродушный и справедливый, он пользовался авторитетом у товарищей. В Июле 1929 года Тархов получил звание военного пилота, после чего служил в авиационных частях Киевского и Белорусского военных округов. В 1934 году окончил Высшую лётно - тактическую школу в городе Липецке. С Февраля 1936 года Капитан С. Ф. Тархов командовал 107-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. За высокие показатели в боевой и политической подготовке имел 18 благодарностей и наград от командования, в том числе Почётную грамоту ЦК ВЛКСМ и именное личное оружие от командующего округом командарма 1-го ранга И. П. Уборевича. С Октября по Ноябрь 1936 года участвовал в национально - революционной войне в Испании под псевдонимом "Капитан Антонио". Командовал эскадрильей истребителей И-16. Вспоминает старший техник - лейтенант В. Н. Взоров: "Во второй декаде Сентября собрались два отряда эскадрильи в одном из закрытых санаториев вблизи Феодосии. Эскадрилью поручили возглавить Сергею Фёдоровичу Тархову. Командирами отрядов назначены были Сергей Петрович Денисов и Владимир Александрович Бочаров. Я был в звене, которым командовал Серёжа Черных, а вторым ведомым был Паша Акуленко. В одну из тёмных Сентябрьских ночей мы покинули свой "санаторий" и погрузились на пароход, перекрашенный и переименованный, и под национальным флагом Болгарии вышли в море. Когда проснулись и вышли на палубу, матросы нам сказали, что мы уже прошли Дарданеллы и идём по Средиземному морю". В конце Октября 1936 года группа Тархова прибыла в порт Аликанте. За 4 суток лётчики закончили сборку истребителей И-16, закупленных в СССР испанским правительством, и перелетели на аэродром Алькала - де - Энарес. Уже в канун Октябрьского праздника Тархов повёл эскадрилью в бой. Советские истребители были над центром Мадрида, когда с северо - запада появилась группа вражеских "Юнкерсов". Три девятки бомбардировщиков шли самоуверенно и беспечно. Как и в предыдущие дни, фашисты надеялись отбомбиться безнаказанно. Они знали, что республиканская армия не имеет ни зенитной артиллерии, ни истребительной авиации. С набором высоты Тархов повернул эскадрилью влево и обрушился на врага со стороны солнца. Сам он спикировал на головной "Юнкерс" и с короткого расстояния дал точную пулемётную очередь. Фашистский бомбардировщик задымил и врезался в землю близ королевского парка Ретиро. В этом первом бою лётчики Тархова сбили 7 фашистских самолётов. Мадрид ликовал. Сотни тысяч жителей, покинув убежища и позабыв об опасности, высыпали на улицы города. Всюду раздавались приветствия "Вива, Русия ! Вива, авиадорес Русос !" Всего 9 дней сражался над крышами Мадрида Сергей Тархов - "Капитан Антонио", как называли его бойцы - интернационалисты. За это время он сделал 20 боевых вылетов, уничтожил 6 вражеских самолётов ( по некоторым источникам имел 5 личных и 1 групповую победу ). В одном из воздушных боёв на его самолёт набросилось 6 вражеских истребителей. Победителем из этой неравной схватки вышел советский пилот. Лётчики его эскадрильи в воздушных боях над Мадридом нанесла противнику большой урон в живой силе и технике. Список всех известных побед Капитана С. Ф. Тархова:
13 Ноября 1936 года, в одном из боёв, самолёт командира был сбит. В тот день его эскадрилья поднялась для отражения удара большой группы "Юнкерсов", прикрываемых истребителями Не-51. Тархов приказал шестерым пилотам атаковать Ju-52, а сам с напарником связал боем 6 истребителей сопровождения. Два "Хейнкеля" они сбили, но внезапно были атакованы ещё одной шестёркой Не-51. Оторвавшись от ведомого он вступил в неравный бой. Погода в тот день была нелётная, поэтому очивидцев действий в бою Сергея Тархова со стороны республиканских лётчиков не было. Анализируя немецкие данные, можно прийти к выводу, что в ходе боя машина Тархова столкнулась с истребителем командира немецкой эскадрильи обер - лейтенанта Крафта Эберхардта, после чего наш пилот сумел воспользоваться парашютом, а немец - погиб. [ Эберхардт Крафт ( Eberhardt Kraft ), обер - лейтенант. Участвовал в национально - революционной войне в Испании на стороне мятежников с 6.08.1936 года. Был командиром эскадрильи 4.J/88. Свою первую победу одержал 25.08.1936 года, сбив республиканский бомбардировщик Breguet 19. Всего с 6.08.1936 по 13.11.1936 гг. лично сбил 7 республиканских самолётов. ] Однако Тархов пережил своего противника не намного. Поскольку лётная форма наших и немецких лётчиков была в тот период довольно схожей, определить с земли, чей же пилот опускается на парашюте, было трудно... Пока Тархов приземлялся, он получил с земли 6 пулевых ранений в живот, после чего был ещё и избит местным населением. После экзекуции его, еле живого, притащили в здание военного министерства. В это время там находился советский журналист Михаил Кольцов, он исправил ошибку и Тархова срочно доставили в госпиталь. Там, знаменитый испанский хирург Гомес Ульям сделал ему операцию. В этот же день лётчики его группы, но уже без своего командира, провели ещё один воздушный бой и сбили 4 истребителя ( 3 "Хейнкеля" He-51 и 1 "Фиат" CR-32 ). Всего же, в двух воздушных боях, было уничтожено 10 вражеских самолётов - 8 немецких и 2 итальянских. Потери наших истребителей - 1 машина ( Тархова ). Усилия испанских медиков оказались напрасными - 23 Ноября 1936 года Сергей Тархов умер от перитонита. Похоронен отважный лётчик на окраине Мадрида. Известный журналист Михаил Кольцов писал в "Испанском дневнике": "Утром умер Антонио... До последних часов жизни он метался в бреду: садился в истребитель, атаковал фашистские бомбовозы, отдавал приказы. За четверть часа до смерти сознание вдруг прояснилось. Он спросил, который час и как сражается его эскадрилья. Получив ответ, улыбнулся. - Как я счастлив, что хоть перед смертью повёл ребяток в бой... Только 5 человек идёт за гробом Антонио, в том числе врач и сестра милосердия, ухаживавшая за ним. "Курносые" не смогли прийти проводить командира. Погода ясная, они сражаются. Вот как раз они пролетели высоко - высоко над кладбищем: смелая стайка опять и опять кидается в новые битвы. Гробы на этом кладбище не зарывают в землю, а вставляют в бетонные ниши, в два этажа. Смотритель кладбища проверил документ из больницы, закрыл крышку и запер. Странный обычай в Испании: гроб запирают на ключ. - Кто здесь самый близкий родственник ? - спросил он. - Я самый близкий родственник, - сказал я. Он протянул мне маленький железный ключик на чёрной ленте. Мы подняли гроб до уровня плеч и вставили в верхний ряд ниш. Мы смотрели, как рабочий быстро, ловко лопаточкой замуровал отверстие. - Какую надпись надо сделать ? - спросил смотритель. - Надписи не надо никакой, - ответил я. - Он будет лежать пока без надписи. Там, где надо, напишут о нём". 31 Декабря 1936 года за беззаветное мужество, проявленное в боях с фашистами при защите свободы и независимости испанского народа, Капитану С. Ф. Тархову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. |
Н а з а д
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |