Ярковой Анастасий Никифорович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ

Ярковой Анастасий Никифорович

Фото пока не найдено

Родился 21 Августа 1914 года в Санкт - Петербурге. Окончил 7 классов средней школы в 1930 году и ФЗУ при заводе "Красный путиловец" в 1932 году. С 1930 года по Август 1934 года работал слесарем - лекальщиком на заводе им. Кирова в Ленинграде. С 25 Августа 1932 года Анастасий Ярковой в Красной Армии. С Августа 1934 года по Ноябрь 1936 года учился в 1-й Краснознамённой Военной школе пилотов им. Мясникова в Каче.

Служил пилотом и младшим лётчиком в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа. 10 Января 1938 года получил звание Лейтенанта.

С 26 Марта по 3 Октября 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Был пилотом И-16.

"Анастасий Ярковой повёл в один из последних полётов группу истребителей для штурмовки фашистских войск, спешащих на Эбро. При подходе к заданному району он заметил большое количество "Мессершмиттов". Они шли встречным курсом и имели преимущество в высоте. Ярковой подал команду "Внимание !" покачиванием крыльев и пошёл наперерез курса, чтобы не дать возможности врагу осуществить выгодный маневр.

Сойдясь на 500 - 600 метров, сделал большую горку и ударил длинной очередью по ведущему. Вышел из атаки разворотом на солнце. Группа противника рассыпалась. Завязался индивидуальный воздушный бой.

Ярковой заметил, что справа "Мессершмитт" атакует И-16. Он повернул вправо и выпустил по фашисту очередь. Хорошо видел, как трасса сверкающих пуль прошила фюзеляж фашистского самолёта. Бросил свой истребитель боевым разворотом вверх. "Мессер" продолжал пикировать. Ярковой на предельной скорости погнался за ним и послал вдогонку несколько коротких очередей. Вражеский лётчик не реагировал на преследование и, не выходя из пикирования, врезался в горы.

Ещё преследуя "Мессершмитта", Ярковой почувствовал, что его машина кренится и разворачивается вправо. Взглянул на плоскость. Обшивка крыла не выдержала большой нагрузки и, лопнув, задралась. Создавалось большое лобовое сопротивление, затягивающее самолёт в крен и разворот. Вывести И-16 из пике лётчику стоило немалых усилий. Это удалось сделать у самой земли. Вести дальше бой на поврежденном истребителе стало невозможно. Поблизости находился старый и хорошо знакомый аэродром Вилбяр, с которым было связано столько приятных и печальных воспоминаний. Техники на нем быстро залатали плоскость. К вечеру Ярковой возвратился на аэродром Утьель. Здесь он узнал, что выручил из беды в бою Сергея Грицевца..."

( Из книги Г. К. Семёнова - "От Барселоны до Прохоровки". )

Всего совершил около 80 боевых вылетов  ( имел 108 часов боевого налёта ), участвовал в 16 воздушных боях, лично сбил 3 самолёта и 1 - в составе звена  ( все сбитые - истребители Fiat CR-32 ), в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
109.07.19381 Fiat-32-( лично )
110.08.19381 Fiat-32Вильяр( лично )

22 Февраля 1939 года награждён орденом Ленина.

26 Сентября 1938 года ему присвоили звание Капитана. С Ноября 1938 года по Апрель 1939 года служил начальником связи эскадрильи в 35-м ИАП Белорусского военного округа, до Июня 1940 года помощником командира эскадрильи, а затем командиром эскадрильи в том же полку.

С 22 Июня 1941 года в составе своего полка участвовал в Великой Отечественной войне на Закавказском фронте ПВО. 31 Апреля 1942 года получил звание Майора. С Августа 1942 года по Май 1943 года был командиром 963-го ИАП, затем до Марта 1944 года был штурманом 495-го ИАП на Западном фронте ПВО. В это же время окончил курсы штурманов в Пензе, на которых учился с 1 Декабря 1943 года. С Марта 1944 года до конца войны воевал на Западном фронте ПВО в должности штурмана 36-й ИАД ПВО. Участвовал в освобождении Польши.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён медалями: "За боевые заслуги"  ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 ), "За освобождение Варшавы"  ( 9.06.1945 ).

После окончания войны продолжал службу в авиации на различных командных должностях. 30 Июня 1947 года ему было присвоено звание Подполковника. В Мае 1948 года окончил двухмесячные курсы усовершенствования штурманов при Краснодарской высшей офицерской школе штурманов ВВС.

За безупречную службу был награждён орденами Красного Знамени   ( 5.11.1954 ), Красной Звезды  ( 15.11.1950 )  и медалью "30 лет Советской Армии и Флота"  ( 22.02.1948 ).

23 Ноября 1957 года уволился в запас в звании Подполковника. Проживал в Ленинграде  ( ныне Санкт - Петербург ). Умер 29 Мая 1974 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz