Родился 24 апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне
Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. С 1930 года в рядах
Красной Армии. В 1933 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.
Участник национально - революционной войны в Испании 1936 - 1939
годов. В воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 4 в группе.
В 1938 году, участвуя в оказании интернациональной помощи народу
Китая в борьбе с японскими захватчиками, Георгий Захаров уничтожил ещё 2 самолёта.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Сражался на
Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Командовал авиационной дивизией,
в состав которой входил и полк "Нормандия - Неман", укомплектованный французскими
лётчиками - добровольцами.
Генерал - майор авиации Г. Н. Захаров отличился при освобождении
Витебска, Орши, Минска, Гродно. Сбил ещё 10 самолётов противника, из них 2 над
Минском в первый день войны.
19 апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть удостоен
звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС. С 1961 года - в запасе.
Жил в Москве. Написал 2 книги воспоминаний о своей боевой деятельности: "Рассказы
о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 января 1996 года.
* * *
Георгий Захаров родился 24 апреля 1908 года в селе Старое
Семёнкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. В
годы Гражданской войны беспризорничал. Окончив сельскохозяйственный техникум
работал в совхозе. С 1930 года в рядах Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую
школу пилотов в 1933 году и курсы при Военной академии Генерального штаба.
В звании лейтенанта служил сначала в Северо - Кавказском военном
округе. Затем, был старшим лётчиком и командиром звена 109-й истребительной авиационной
эскадрильи 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Был
близким другом прославленного советского лётчика - аса Павла Васильевича Рычагова,
трагически погибшего 28 октября 1941 года.
Уже старшим лейтенантом отбыл для оказания помощи Республиканской
Испании. С 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года был пилотом и командиром
звена истребителей И-15. Летал также на трофейном итальянском истребителе "Фиат-32".
Имел псевдонимы "Энрике Лопес" и "Родригес Кромберг".
Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом. Согласно
некоторым источникам советских времён, в одном из боёв сражался в одиночку
против 12 истребителей Не-51 и сбил 1 ( по другим данным 2 или даже 3 )
из них, а ещё 1 вражеский самолёт врезался в землю во время боя. Захаров благополучно
вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так:
"Наконец всё готово. Устремляюсь вдогонку
за своими. Мне надо занять место в строю раньше, чем начнётся бой. Насчёт задания
у меня особых сомнений нет: беспрерывные бои над Мадридом приучили нас к тому,
что главная наша задача - отражать налёты на столицу республики. Откуда чаще
всего приходят фашисты - я тоже знаю достаточно хорошо. Так что главное - успеть
пристроиться к группе. Я над Мадридом. Осматриваюсь - нет никого ! Ни
своих, ни противника...
На всякий случай продолжаю набирать высоту и иду дальше - к
позициям противника. Может быть, Рычагов решил упредить фашистов и встретить
их на подходе к Мадриду ? Обзор у меня прекрасный, видимость - идеальная.
Нет никого. Я один во всем мадридском небе...
Это уже странно. Обычно обнаружить группу, а тем более 2 - 3,
большого труда не представляет. Особенно когда знаешь, что вот-вот должен
начаться бой. Где же они могут быть ?
Тщательно осматриваю горизонт в направлении солнца. От яркого
света рябит в глазах, но всё же замечаю далёкие контуры бипланов. Напрягая
зрение, пересчитываю их: 12 ! Павел заблаговременно решил обеспечить
себе хорошую позицию и увёл группу с таким расчётом, чтобы к Мадриду идти со
стороны солнца. Всё правильно, решаю про себя, мне следовало бы сразу более
внимательно поискать группу в том направлении. Они идут по дуге, а внутри её
как бы нахожусь я, поэтому довольно быстро сокращаю расстояние по прямой. Я
хочу рассчитать так, чтобы выйти к головному звену и занять своё место слева
от Рычагова. Но всё-таки опережаю, выскакиваю немного вперёд. Теперь надо,
чтобы они меня заметили. Сбавляю скорость, покачиваю крыльями. Они замечают
меня и быстро догоняют.
Ощущение нереальности происходящего... Я запомнил мгновенное
своё ощущение, объяснить которое словами просто затрудняюсь, когда очередь
из крупнокалиберного пулемёта чуть не отрубила крыло моей машины. Навык,
однако, оказался сильнее разума: ещё не успев осознать полностью своё
положение, я закрутил машину в глубокий вираж. Не давая вести по себе
прицельный огонь, я тянул истребитель на максимальной перегрузке, но всем
телом ощущал себя мишенью.
Сейчас я вижу только одну причину, по которой остался тогда
жив в первую минуту: против меня было слишком много стрелков. Они кинулись
на мой самолёт скопом, мешая друг другу. А первый же из них, который подошёл
бы ко мне сзади поближе, разрезал бы мою машину пополам одной очередью. Но они
открыли огонь все сразу, продырявили машину, а я был жив !
Я крутился внутри клубка, пытаясь их оттянуть к Мадриду, и в
этом видел спасение. Ведь где-то совсем рядом были мои боевые товарищи, и я
надеялся на их помощь. От перегрузок у меня темнело в глазах. Но я знал: ни
секунды по прямой. Выдержала бы машина... Только бы она выдержала...
Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на
гашетки. Наконец, подо мной аэродром. Это последнее дело - наводить неприятеля
на свой аэродром, но иного выбора у меня не было. На самолёте уже перебиты
расчалки крыльев, они выгибаются. Я оглядываюсь назад, и в это время по кабине
ещё одна сокрушительная очередь. Приборная доска разбита, замолчали верхние
пулемёты, а "Хейнкель" всё висит и висит на хвосте, добивая машину. Но я всё-таки
успеваю "притереть" её к земле.
Техники вытаскивают меня из истребителя, мы бежим в укрытие
под деревья. Я падаю на землю, прижимаюсь спиной к стволу дерева и чувствую
влагу на губах. Кто-то суёт мне флягу... Моя машина ремонту, конечно, не
подлежала".
В своих мемуарах Георгий Захаров несколько лукавит: его самолёт
не был настолько сильно повреждён - пробоин насчитывалось не 100, как пишут
некоторые источники, а лишь 18 ( по официальным документам ), и машина
была восстановлена.
Сам же он, как пишет Захаров, несмотря на тяжёлый бой, был готов
к новым вылетам. Резервных самолётов, однако, в эскадрилье не оказалось. Рычагов,
идя навстречу одному из лучших пилотов, приказал лётчику из своей Киевской бригады,
"мягкому и добродушному" Петру Митрофанову, отдать машину Захарову.
В том бою против Захарова приняла участие эскадрилья итальянских
лётчиков на Fiat CR-32 ( а вовсе не немецких на Heinkel He-51, как пишет
Захаров ). Однако зарубежные исследователи в своих работах предпочитают обходить
молчанием данный бой. Его результаты не укладывается в культивируемую на Западе
картину превосходства любого иностранного лётчика над советским пилотом.
9 ноября 1936 года он сбил самолёт противника, который идентифицировал,
как лёгкий бомбардировщик Arado-68 ( на самом деле это был итальянский
разведчик Romeo Ro.37bis ).
8 декабря 1936 года советскими лётчиками по ошибке был сбит
французский "Potez 540" с гражданской регистрацией F-A000. При вынужденной
посадке самолёт скапотировал и загорелся. Один из пассажиров, французский
журналист Луи Делапрэ ( Louis Delapree ) умер от ран. Евгений
Ерлыкин в своём отчете писал, что этот "Потез" на счету его подгруппы И-15.
Иностранные источники ( со ссылкой на мемуары Андреса Гарсиа Лакале )
уточняют имена пилотов, причастных к этой "победе" - Николай Шмельков и Георгий
Захаров.
К 9 декабря 1936 года он сбил 1 самолёт лично ещё 2 - в паре
( 1 "Фоккер" + 0,5 "Хейнкель + 0,5 "Фиат" ).
11 февраля 1937 года 5 И-15, вылетевшие для сопровождения 2-х
"Потез-54", встретились с 10 "Фиатами". В воздушном бою оба "Потеза" получили
повреждения и сели вынужденно на республиканской территории и подломались
( 5 человек из их экипажа легко ранены ). Это были последние самолёты французской
эскадрильи "Испания" ( Espana ).
По результатам этого боя, наши лётчики заявили о 2-х победах
над "Фиатами", на одну из которых претендует, по-видимому, Георгий Захаров.
По зарубежным данным, в этом бою был сбит итальянский ас Адриано
Мантелли ( Adriano Mantelli ), имевший на счету 9 побед, который покинул
свой Fiat CR-32 на парашюте. По другой версии - у него просто отказал мотор и
он сел вынужденно перед наступавшими колоннами своих соотечественников.
Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея на счету 6
личных и 4 групповые победы. [ По другим источникам
имел 2 личные и 3 групповые победы. Кроме того, 8 декабря 1936 года, вместе с
лейтенантом Н. И. Шмельковым, он по ошибке сбил французский пассажирский самолёт
Потез-540, который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. ]
№ п/п | Дата победы | Сбитый самолёт | Район боя ( падения ) | Примечание |
1 | 04.11.1936 | 1 Не-51 * | Мадрид | ( лично ) |
2 | 09.11.1936 | 1 Arado-68 | Мадрид | ( в паре с другим лётчиком ) |
3 | 17.11.1936 | 1 Arado | Мадрид | ( в паре с другим лётчиком ) |
4 | 11.02.1937 | 1 Fiat-32 | Альмерия | ( лично ) |
* Кроме того, ещё 1 самолёт врезался в землю во время этого боя.
|
За бои в Испании он был награждён двумя орденами Красного Знамени
( 2.01.1937 и 17.07.1937 ).
После возвращения из Испании получил звание капитана и был
назначен командиром отряда 109-й истребительной авиационной эскадрильи.
В 1937 году участвовал в войсковых испытаниях истребителя И-15бис.
Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай. С апреля
1938 года возглавлял истребительную группу советских лётчиков, увеличил свой
общий налёт на 87 часов и боевой - на 20. Летая на биплане И-15бис, одержал ещё
2 групповые победы, сбив 2 самолёта Мицубиси A5М.
№ п/п | Дата победы | Сбитый самолёт | Район боя ( падения ) | Примечание |
1 | ??.02.1938 | 1 A5M | Наньчан | ( в составе группы ) |
2 | 29.04.1938 | 1 A5M | Наньчан | ( в составе группы ) |
Во время перегона в Советский Союз трофейного японского истребителя
A5M потерпел аварию, и при вынужденной посадке в горах, на берегу речки, сломал
левую руку и ногу.
За бои в небе Китая награждён третьим орденом Красного Знамени
( 14.11.1938 ).
В 1939 году окончил курсы при Военной академии Генерального штаба,
получил звание полковника и был назначен на должность командующего ВВС Сибирского
военного округа. По другим данным, был командующим с ноября 1938 года по декабрь
1940 года.
4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал - майора авиации.
С августа того же года он стал командиром 43-й истребительной
авиационной дивизии Белорусского военного округа базирующейся в Минске. В этой
должности и встретил Великую Отечественную войну.
Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые
задания. 22 июня 1941 года, в первый же день войны, на И-16 уничтожил в 2-х
вылетах 2 бомбардировщика Ju-88. Вот как он сам описывает это:
"Низко над Минском ходили большие
двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти,
что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на
отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в
течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы"
под вечер чувствовали себя в полной безопасности.
Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88
над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял
в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в
районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил
дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас
высоты"...
Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании.
В начале октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126.
В ноябре 1941 года в период неудач Красной Армии он был снят с
должности комдива и отправлен в Среднюю Азию командовать Учебной истребительной
авиашколой в Улан - Уде, а ещё позже - начальником авиационного училища.
В декабре 1942 года возвратился на фронт и принял под командование
303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение
французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Воевал на Западном фронте,
принимал участие в борьбе под Курском, участвовал в освобождении Белоруссии.
Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить
такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых
лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные
бочки, перевёрнутый полёт. И всё это было мастерски исполнено у самой земли. Наши
лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он
вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался
к земле в перевёрнутом полёте. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа,
приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских
лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа ( необходимо учесть,
что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет ).
Як-3 Г. Н. Захарова, 1945 год. |
Летом 1944 года он уничтожил истребитель Ме-109. А с осени 1944
года стал летать на Як-3, на фюзеляже которого был изображён Георгий Победоносец
на белом коне, поражающий змея и большая белая стрела.
В 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.
К маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии
( 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) генерал - майор авиации
Г. Н. Захаров совершил 153 боевых вылета, провёл 48 воздушных боёв, в которых
одержал 10 побед. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях
указывает на 2 личные и 3 групповые победы лётчика. ]
№ п/п | Дата победы | Сбитый самолёт | Район боя ( падения ) | Примечание |
1 | 22.06.1941 | 2 Ju-88 | Минск | ( лично ) |
2 | ??.10.1941 | 1 Hs-126 | Медынь | ( в группе ) |
3 | ??.10.1944 | 1 Ме-109 | Восточная Пруссия | ( в группе ) |
19 апреля 1945 года за умелое руководство, образцовое выполнение
боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе
с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР
Захаров Георгий Нефедович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена
Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 6242 ).
Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 22 воздушные
победы, одержанные им лично и в группе с товарищами в период 3-х войн.
После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС.
Всего за свою лётную карьеру освоил 45 типов самолётов, налетал 7000 часов в
воздухе. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал
ряд ответственных командных должностей.
Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал книги:
"Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.
За период службы награждён орденами: Ленина ( дважды ),
Красного Знамени ( четырежды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны
1-й степени, Александра Невского, Красной Звезды ( дважды ), французским
орденом "Почётного Легиона"; многими медалями, а также Российским орденом Жукова
( 25.04.1995 года ).
|