Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Белоусов Владимир Игнатьевич

В. И.Белоусов

Он родился в 1908 году в городе Царское Село, ныне город Пушкин Ленинградской области, в семье рабочего. Окончил начальную школу. Работал на хлебозаводе. С 1930 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1933 году Энгельсскую школу лётчиков, в 1934 году военную школу пилотов.

Участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

Командир эскадрильи 9-го штурмового авиационного полка   ( 29-я бомбардировочная авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт )  Капитан В. И. Белоусов умело организовал действия подразделения по разведке и уничтожению живой силы и техники врага. Лично произвёл 30 боевых вылетов на бомбардировку войск противника и уничтожение его пулемётным огнём в районе станций Лейпясуо, Кямяря  ( ныне - станция Гаврилово, Выборгский район Ленинградской области ).

21 Марта 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром штурмового авиационного полка, заместителем командира авиационной дивизии.

После войны - старший инспектор Управления боевой подготовки ВВС. С 1948 года Полковник В. И. Белоусов - в отставке. Жил в Ленинграде. Умер 2 Октября 1981 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 2-й степени  ( дважды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

*     *     *

Золотую Звезду Героя лётчик Владимир Игнатьевич Белоусов получил в 1940 году, за отличие в боях с белофинами. А с Июля 1941 года участвовал уже в Великой Отечественной войне. До Января 1943 года он командовал 65-м штурмовым авиационным полком  ( В Марте 1942 года за мужество, героизм и боевое мастерство лётчиков, техников и авиаспециалистов полк был преобразован в 17-й Гвардейский штурмовой авиаполк. Звания Герой Советского Союза были удостоены лётчики М. П. Краснолуцкий, В. И. Саломатин, П. Я. Самохин и М. В. Салов ).

10 Июля 1941 года на Онежско - Ладожском перешейке начала наступление Карельская армия. Финские войска расчленили нашу 7-ю армию на две части и вышли к северовосточному побережью Ладожского озера, после чего развернули наступление на трёх направлениях: Петрозаводском, Олонецком и Сортавальском, стремясь прорваться к Ленинграду с северо - востока. Чтобы остановить противника, Военный совет Северного фронта по указанию главкома войск Северо - Западного направления направил 7-й армии подкрепления.

19 Июля прибыла одна эскадрилья 65-го штурмового авиаполка, 27 Июля - ещё две эскадрильи. Вспоминает лётчик Знаменский:

"В конце Сентября 1941 года 20 выпускников Ульяновской авиационной школы пилотов отправились на Карельский фронт. Лётная подготовка выпускников по ускоренной программе составляла 18 - 20 часов налета на самолётах У-2 и И-15бис, в том числе: два полета строем, одна стрельба по наземным мишеням и одна стрельба по конусу. Учебных воздушных боёв не проводили.

Молодое свежее пополнение принял молодцеватый, красивый Генерал Т. Т. Хрюкин, на груди которого красовались ордена... После знакомства распределили нас по истребительно - авиационным полкам 103-й смешанной авиационной дивизии. Я попал в 65-й ШАП, которым командовал Герой Советского Союза В. И. Белоусов. Полк базировался не деревянном аэродроме города Сегежа. Меня назначили командиром экипажа на самолёт И-15бис в первую эскадрилью... Вхождение в боевой строй было в основном теоретическое. Рассказали, как следует действовать при полёте и над целью противника. Практически выполнили только 2 - 3 полёта по кругу...

Самолёт И-15бис

Истребитель И-15бис состоявший на вооружении 65-го ШАП.

...Было морозное Ноябрьское утро. Температура - под 30° мороза. Техсостав паяльными лампами отогревал моторы самолётов. Пришло сообщение, что в районе Повенец  ( в устье Беломорканала ) прорвалась колонна немецких танков. Её надо было уничтожить. Для этого должны были лететь 18 экипажей с бомбовым снаряжением в сопровождении истребителей И-16 соседнего полка.

По причине сильного мороза запустили только 8 моторов, в том числе и моего И-15бис. При полёте к цели на высоте примерно 600 - 800 метров на юг по Беломорканалу мотор моего самолёта несколько раз пытался остановиться. В эти минуты он снижался почти до снегового покрова, но потом мотор набирал обороты и я пристраивался к группе. Подойдя к цели на высоте около 800 метров, я увидел внизу тёмные силуэты немецких танков. Перевел самолёт в пикирование и, прицеливаясь по расчалке  ( как учили ! ), сбросил бомбы. Вышел из атаки левым разворотом с набором высоты, выбросил из кабины пачки листовок, заложенных политработниками, и выполнил 2-й заход со стрельбой по цели из пулемётов. Какой вред нанёс врагу - не знаю, так как через замерзшую трубку прицела, с обзором в 20° и при хорошей видимости ничего не было видно. Выйдя из атаки горкой с левым разворотом, увидел вокруг меня летящие красные "огурцы" - снаряды "Эрликонов" и массу тёмных разрывов зениток, а нашей группы не обнаружил...

В это время ко мне подлетели два И-16 и, покачав крыльями, показали курс полёта. Я развернулся, увеличил обороты мотора до максимальных и вскоре догнал группу штурмовиков. На обратном полёте повторилась неприятная история с мотором - снова снижался почти до снежного покрова канала и пролетаемых озёр и, к счастью, дотянул до аэродрома. Приземлился нормально.

Я был внутренне рад, что всё закончилось благополучно. Но моя радость была омрачена на разборе полёта, когда политработники отругали меня за то, что я не вернулся с задания при первых признаках остановки мотора, ведь я мог погибнуть...

В этой истории у меня до сего времени нет ответа на вопрос, а не сочли ли бы меня те же политработники трусом за возвращение, каково бы тогда было окончание ?..

В.И.Белоусов со знаменем полка.

Командир 65-го ШАП, ставшего позднее 17-м ГвШАП, клянётся при
приёме Гвардейского знамени. Полк в это время был вооружён
"Харрикейнами", и многим из лётчиков, стояших в строю, вскоре
пришлось воевать в составе 767-го истребительного авиаполка.

В Декабре 1941 года 65-й ШАП понёс большие потери в самолётном парке и был перебазирован на аэродром Колежма  ( что южнее Соловецких островов )  для перевооружения на самолёты "Харрикейны", а в Феврале 1942 года - перелетели на прифронтовой аэродром Подужемье, западнее города Кемь.

В.И.Белоусов с лётчиками полка.

Командир 17-го ГвШАП В. И. Белоусов  ( справа )  с лётчиками полка.

Нашему 65-му ШАП было присвоено звание Гвардейского  ( 17-й Гвардейский ШАП )  с перевооружением его новейшими самолётами Ил-2. Но часть лётного и технического состава передавались во вновь формируемый 767-й истребительный полк 112-й авиационной дивизии, вооружённый самолетами "Харрикейн".

С 18 Марта 1944 года и до конца войны Полковник В. И. Белоусов командовал 198-й штурмовой авиадивизией  ( 41-й, 567-й и 945-й ШАП ).

С 7 Июля 1944 года 198-я ШАД участвовала в боевых действиях в составе 6-го штурмового авиакорпуса.

К середине Августа войска 8-й Гвардейской армии, отражая многочисленные контратаки и преодолевая яростное сопротивление врага, с помощью авиации не только удержали, но и расширили Магнушевский плацдарм на реке Висла до 20 - 25 км по фронту и до 15 км в глубину. Особенно эффективно действовали авиаполки 6-го ШАК под прикрытием истребителей 194-й ИАД. За успешные боевые действия 198-я ШАД получила благодарность от командиров 28-го и 29-го Гвардейских стрелковых корпусов.

К 7 Октября 1944 года дивизия была перебазирована на аэродром Вышкув, в 20 км от линии фронта. Её действия войсками оценивались весьма высоко:

"В течение 7 - 9 Октября, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, 198-я ШАД Полковника В. И. Белоусова оказала большую помощь войскам 65-й армии, ведущим тяжёлые и упорные бои с крупными силами противника на западном берегу реки Нарев в районе южнее Пултуска. В трудных условиях лётчики непрерывно уничтожали скопления танков, пехоты и технику противника, проявляя при этом мужество и прекрасное знание своего дела. Приказываю: за боевые действия и оказанную помощь войскам 65-й армии в упорных и тяжёлых боях с крупными силами танков и пехоты противника в районе южнее Пултуска всему личному составу 198-й ШАД объявить благодарность. Командующий войсками 65-й армии Генерал - полковник П. И. Батов".

В.И.Белоусов с лётчиками.

За отличия в боях за освобождение Варшавы в Январе 1945 года 198-й ШАД было присвоено почётное наименование "Варшавская".

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

После войны Полковник В. И. Белоусов был старшим инспектором Управления боевой подготовки ВВС. С 1948 года - в запасе. Жил в Ленинграде.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz