Он родился в 1908 году в городе Царское Село, ныне город Пушкин
Ленинградской области, в семье рабочего. Окончил начальную школу. Работал на
хлебозаводе. С 1930 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую
военно - теоретическую школу лётчиков, в 1933 году Энгельсскую школу лётчиков,
в 1934 году военную школу пилотов.
Участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.
Командир эскадрильи 9-го штурмового авиационного полка
( 29-я бомбардировочная авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт )
Капитан В. И. Белоусов умело организовал действия подразделения по разведке и
уничтожению живой силы и техники врага. Лично произвёл 30 боевых вылетов на
бомбардировку войск противника и уничтожение его пулемётным огнём в районе
станций Лейпясуо, Кямяря ( ныне - станция Гаврилово, Выборгский район
Ленинградской области ).
21 Марта 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные
в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром
штурмового авиационного полка, заместителем командира авиационной дивизии.
После войны - старший инспектор Управления боевой подготовки
ВВС. С 1948 года Полковник В. И. Белоусов - в отставке. Жил в Ленинграде. Умер
2 Октября 1981 года.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 2-й
степени ( дважды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени,
Красной Звезды, медалями.
* * *
Золотую Звезду Героя лётчик Владимир Игнатьевич Белоусов получил
в 1940 году, за отличие в боях с белофинами. А с Июля 1941 года участвовал уже
в Великой Отечественной войне. До Января 1943 года он командовал 65-м штурмовым
авиационным полком ( В Марте 1942 года за мужество, героизм и боевое
мастерство лётчиков, техников и авиаспециалистов полк был преобразован в 17-й
Гвардейский штурмовой авиаполк. Звания Герой Советского Союза были удостоены
лётчики М. П. Краснолуцкий, В. И. Саломатин, П. Я. Самохин и М. В. Салов ).
10 Июля 1941 года на Онежско - Ладожском перешейке начала
наступление Карельская армия. Финские войска расчленили нашу 7-ю армию на две
части и вышли к северовосточному побережью Ладожского озера, после чего
развернули наступление на трёх направлениях: Петрозаводском, Олонецком и
Сортавальском, стремясь прорваться к Ленинграду с северо - востока. Чтобы
остановить противника, Военный совет Северного фронта по указанию главкома
войск Северо - Западного направления направил 7-й армии подкрепления.
19 Июля прибыла одна эскадрилья 65-го штурмового авиаполка,
27 Июля - ещё две эскадрильи. Вспоминает лётчик Знаменский:
"В конце Сентября 1941 года 20 выпускников
Ульяновской авиационной школы пилотов отправились на Карельский фронт. Лётная
подготовка выпускников по ускоренной программе составляла 18 - 20 часов налета
на самолётах У-2 и И-15бис, в том числе: два полета строем, одна стрельба по
наземным мишеням и одна стрельба по конусу. Учебных воздушных боёв не проводили.
Молодое свежее пополнение принял молодцеватый, красивый Генерал
Т. Т. Хрюкин, на груди которого красовались ордена... После знакомства распределили
нас по истребительно - авиационным полкам 103-й смешанной авиационной дивизии.
Я попал в 65-й ШАП, которым командовал Герой Советского Союза В. И. Белоусов.
Полк базировался не деревянном аэродроме города Сегежа. Меня назначили командиром
экипажа на самолёт И-15бис в первую эскадрилью... Вхождение в боевой строй было
в основном теоретическое. Рассказали, как следует действовать при полёте и над
целью противника. Практически выполнили только 2 - 3 полёта по кругу...
Истребитель И-15бис состоявший на вооружении 65-го ШАП.
...Было морозное Ноябрьское утро. Температура - под 30° мороза.
Техсостав паяльными лампами отогревал моторы самолётов. Пришло сообщение, что
в районе Повенец ( в устье Беломорканала ) прорвалась колонна немецких
танков. Её надо было уничтожить. Для этого должны были лететь 18 экипажей с
бомбовым снаряжением в сопровождении истребителей И-16 соседнего полка.
По причине сильного мороза запустили только 8 моторов, в том
числе и моего И-15бис. При полёте к цели на высоте примерно 600 - 800 метров
на юг по Беломорканалу мотор моего самолёта несколько раз пытался остановиться.
В эти минуты он снижался почти до снегового покрова, но потом мотор набирал
обороты и я пристраивался к группе. Подойдя к цели на высоте около 800 метров,
я увидел внизу тёмные силуэты немецких танков. Перевел самолёт в пикирование
и, прицеливаясь по расчалке ( как учили ! ), сбросил бомбы. Вышел из
атаки левым разворотом с набором высоты, выбросил из кабины пачки листовок,
заложенных политработниками, и выполнил 2-й заход со стрельбой по цели из
пулемётов. Какой вред нанёс врагу - не знаю, так как через замерзшую трубку
прицела, с обзором в 20° и при хорошей видимости ничего не было видно. Выйдя
из атаки горкой с левым разворотом, увидел вокруг меня летящие красные "огурцы"
- снаряды "Эрликонов" и массу тёмных разрывов зениток, а нашей группы не
обнаружил...
В это время ко мне подлетели два И-16 и, покачав крыльями,
показали курс полёта. Я развернулся, увеличил обороты мотора до максимальных
и вскоре догнал группу штурмовиков. На обратном полёте повторилась неприятная
история с мотором - снова снижался почти до снежного покрова канала и пролетаемых
озёр и, к счастью, дотянул до аэродрома. Приземлился нормально.
Я был внутренне рад, что всё закончилось благополучно. Но моя
радость была омрачена на разборе полёта, когда политработники отругали меня за
то, что я не вернулся с задания при первых признаках остановки мотора, ведь я
мог погибнуть...
В этой истории у меня до сего времени нет ответа на вопрос, а
не сочли ли бы меня те же политработники трусом за возвращение, каково бы тогда
было окончание ?..
Командир 65-го ШАП, ставшего позднее
17-м ГвШАП, клянётся при приёме Гвардейского знамени. Полк в это время был
вооружён "Харрикейнами", и многим из лётчиков, стояших в строю, вскоре
пришлось воевать в составе 767-го истребительного авиаполка.
В Декабре 1941 года 65-й ШАП понёс большие потери в самолётном
парке и был перебазирован на аэродром Колежма ( что южнее Соловецких
островов ) для перевооружения на самолёты "Харрикейны", а в Феврале 1942 года -
перелетели на прифронтовой аэродром Подужемье, западнее города Кемь.
Командир 17-го ГвШАП В. И. Белоусов ( справа ) с лётчиками полка.
Нашему 65-му ШАП было присвоено звание Гвардейского ( 17-й
Гвардейский ШАП ) с перевооружением его новейшими самолётами Ил-2. Но часть
лётного и технического состава передавались во вновь формируемый 767-й
истребительный полк 112-й авиационной дивизии, вооружённый самолетами "Харрикейн".
С 18 Марта 1944 года и до конца войны Полковник В. И. Белоусов
командовал 198-й штурмовой авиадивизией ( 41-й, 567-й и 945-й ШАП ).
С 7 Июля 1944 года 198-я ШАД участвовала в боевых действиях в
составе 6-го штурмового авиакорпуса.
К середине Августа войска 8-й Гвардейской армии, отражая
многочисленные контратаки и преодолевая яростное сопротивление врага, с
помощью авиации не только удержали, но и расширили Магнушевский плацдарм на реке
Висла до 20 - 25 км по фронту и до 15 км в глубину. Особенно эффективно
действовали авиаполки 6-го ШАК под прикрытием истребителей 194-й ИАД. За
успешные боевые действия 198-я ШАД получила благодарность от командиров 28-го и
29-го Гвардейских стрелковых корпусов.
К 7 Октября 1944 года дивизия была перебазирована на аэродром
Вышкув, в 20 км от линии фронта. Её действия войсками оценивались весьма высоко:
"В течение 7 - 9 Октября, несмотря на
неблагоприятные метеоусловия, 198-я ШАД Полковника В. И. Белоусова оказала
большую помощь войскам 65-й армии, ведущим тяжёлые и упорные бои с крупными
силами противника на западном берегу реки Нарев в районе южнее Пултуска. В
трудных условиях лётчики непрерывно уничтожали скопления танков, пехоты и
технику противника, проявляя при этом мужество и прекрасное знание своего дела.
Приказываю: за боевые действия и оказанную помощь войскам 65-й армии в упорных
и тяжёлых боях с крупными силами танков и пехоты противника в районе южнее Пултуска
всему личному составу 198-й ШАД объявить благодарность. Командующий войсками
65-й армии Генерал - полковник П. И. Батов".
За отличия в боях за освобождение Варшавы в Январе 1945 года
198-й ШАД было присвоено почётное наименование "Варшавская".
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий
командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом
Красного Знамени.
После войны Полковник В. И. Белоусов был старшим инспектором
Управления боевой подготовки ВВС. С 1948 года - в запасе. Жил в Ленинграде.
|