Родился 19 Января 1915 года в деревне Фролово Ряжского уезда
Рязанской губернии ( ныне Кораблинский район Рязанской области ), в семье
крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Несколько лет жил и работал в Москве.
С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую
военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил в Ленинградском
военном округе.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, сражался
в 26-м истребительном авиационном полку. В составе группы сбил 1 самолёт противника.
С Июня 1941 года Младший лейтенант И. П. Грачёв в действующей
армии. По Август 1941 года служил в 26-м ИАП; по Апрель 1942 года - в 191-м ИАП;
с Января 1943 года по 1944 год - в 28-м Гвардейском ИАП; затем - в 68-м Гвардейском
ИАП. Сражался на Ленинградском, Воронежском и Северо - Западном фронтах.
К 25 Сентября 1941 года заместитель командира эскадрильи 191-го
истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный корпус,
Войска ПВО страны ) Младший лейтенант И. П. Грачёв совершил 102 боевых вылета,
из них: 24 - на штурмовку войск и аэродромов противника, 48 - на прикрытие своих войск.
В воздушных боях сбил 9 самолётов лично и 4 в группе с товарищами.
16 Января 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с
врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего совершил 203 боевых вылета, провёл 94 воздушных боя, сбил
18 самолётов лично и 9 в составе группы.
Погиб в воздушном бою 14 Сентября 1944 года в 8 км от Риги.
Похоронен в городе Лиепая ( Латвия ).
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды;
медалями.
* * *
Иван Грачёв ещё в детстве полюбил авиацию. Отдыхая на даче в
посёлке Мамонтовка под Москвой, он часто отправлялся на клязьминский аэродром
Осоавиахима, часами наблюдал как взлетали и садились на лётное поле самолёты У-2.
Здесь и увлёкся авиацией. Решил непременно стать пилотом. Мать об этом и слышать
не хотела, а отец сказал:
- Лётчик - профессия смелых. Пусть попробует.
Когда Ивану исполнилось 17 лет, он поступил работать на завод.
Парень был широкоплеч, крепкого телосложения, быстрый в движениях. Попусту
терять времени не любил. Вскоре на заводе стал ударником. А когда наступил срок
службы, из столицы ушёл в армию. В 1939 году успешно окончил Качинскую школу
пилотов и был направлен для дальнейшего прохождения службы в Ленинградский
военный округ.
Боевое крещение Младший лейтенант Иван Грачёв получил в небе
над Карельским перешейком ещё в 1939 году во время вооружённого конфликта с
Финляндией. Прикрывая как - то раз сухопутные войска над полем боя, Грачёв
заметил в стороне вражеский самолёт и бросился на него. Противник не принял
боя и попытался уйти от погони в крутом пикировании. Но "Чайка" неотступно
следовала за врагом.
Земля была уже рядом, однако враг продолжал пикировать. И
только перед самой землёй он резко вывел машину из пикирования и полетел над
лесом, почти касаясь верхушек деревьев. Видимо, считал, что советский лётчик
не успеет вывести свою машину из пикирования. Но этого не случилось. Младший
лейтенант снова оказался у противника на хвосте и, улучив момент, дал по нему
длинную очередь. Вражеская машина загорелась, но пилот продолжал вести её на
свою территорию. Грачёв дал ещё очередь. И вдруг пулемёты смолкли. Кончились
боеприпасы...
Что делать ? Неужели враг уйдёт ? И именно в этот
момент на выручку пришёл Порфирий Михайлюк. Он бросился наперерез уходившему
врагу и с первой же атаки несколькими короткими очередями сбил его. Произошло
это в Декабре 1939 года.
Великая Отечественная застала Грачёва, когда он был уже
заместителем командира эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка,
оснащённого самолётами И-16 и И-153.
Ведомым у Грачёва стал Павел Степанович Большаков, отличный,
общительный товарищ. Они часто вылетали на защиту Ленинграда. Время было тревожное.
Сотни вражеских танков, укрывшиеся в лесах, готовились к штурму города. В воздухе
шли непрерывные схватки с немецкими асами. Фактически ни один вылет не обходился
без воздушного боя. Как правило, драться приходилось парой против 4 - 6, а иногда
и 10 вражеских самолётов. В одном из таких воздушных боёв, а было это 19 Июля 1941
года, сражаясь против 8 "Мессеров", Большаков был сбит. Сильное повреждение получил
и самолёт Грачёва. Из горящей "Чайки" пришлось прыгать с парашютом. В тот же день
с обгоревшим лицом он был отправлен в госпиталь.
После выздоровления Грачёв получил перевод в 191-й авиаполк, где
стал летать уже на И-16. В память о своём боевом друге на фюзеляже машины он сделал
надпись: "Павел Степанович Большаков".
Однажды четвёрка И-16, в которой был и Младший лейтенант
Грачёв, встретилась над Ленинградом с 6 Ме-109. Вступив в бой, Иван Петрович с
первой же атаки сбил вражеский самолёт. Через несколько минут вспыхнул второй
"Мессер", за ним третий. Оставляя за собой длинный шлейф чёрного дыма, они
устремились к земле. Через некоторое время на горизонте показались 2 новые
группы бомбардировщиков Ju-88, прикрываемые "Мессерами". Они летели плотным
строем на Ленинград. Грачёв с присущим ему юмором сообщил ведомым:
- Фашисты на Ленинград летят - смерти хотят. Отрубим "Юнкерсу"
хвост, а фашистов - на помост.
"МиГи" немедленно ринулись в бой. Уже со второй атаки Грачёв
сбил ведущего группы "Юнкерсов". Немецкие лётчики, потеряв командира, начали
поспешно сбрасывать бомбы и поворачивать восвояси.
- От фашистской бомбы много в оврагах дыма, бомбы - то
пролетели мимо, - снова раздался в наушниках голос Младшего лейтенанта.
Но тут кто - то из ведомых пилотов закричал:
- Командир ! Уходи вправо ! Два "Месса" атакуют сверху.
- Лейтенант, что медлишь ? - волновался ведомый.
- Спокойно, ребята. Врага встретим как положено.
Атаку "Мессеров" сорвал Младший лейтенант Борис Сосна. Он
молниеносно атаковал их ведущего и первой же очередью поджёг его. Второй
отвернул в сторону и тут же оказался под прицельным огнём пулемётов Грачева.
- Фашист налетался и без головы остался, - снова не удержался
от шутки Грачёв.
А через четверть часа все наши самолёты благополучно возвратились
на свой аэродром.
На скромный ужин эскадрильи собрались свободные от дежурства и
караула. Чокались консервными банками. Поздравляли Грачёва с победой. Шутка ли,
за один вылет сбить 3 вражеских самолёта !
А на следующий день снова в полёт...
27 Августа он записал на свой личный счёт истребитель Ме-109,
29 Августа - бомбардировщик Ju-87. 11 Сентября - сразу 2 бомбардировщика типа
"Юнкерс", 23 Сентября - истребитель Ме-109.
Вскоре полк получил новые боевые машины - американские Р-40 "Киттихаук".
16 Января 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с
врагами, Ивану Грачёву было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же
день он стал командиром эскадрильи. Тогда же о нём была издана открытка художника
А. Н. Яр-Кравченко: на лицевой её стороне художник изобразил пилота и подпись:
"Герой Советского Союза И. П. Грачёв".
На обратной стороне открытки говорилось, что за один только
месяц: с 27 Августа по 28 Сентября 1941 года - комсомолец Грачёв провёл свыше
30 воздушных боёв, сбил лично 8 немецких самолётов и несколько - в групповых
боях.
В Апреле 1942 года Грачёв был ранен и попал в госпиталь. Когда
он подлечился, его направили в 28-й Гвардейский истребительный авиаполк, на Северо
- Западный участок фронта, где в Марте 1943 года ( на истребителе Р-39
"Аэрокобра" ), он одержал 21-ю победу. Той же весной лётчики 28-го ГвИАП впервые
встретились с немецкой новинкой - истребителем FW-190.
Впервые о появлении на Советско - Германском фронте нового
вражеского истребителя сообщила газета "Красная Звезда" от 7 Мая 1943 года.
Появление этого истребителя было неожиданностью для большинства наших лётчиков.
По своему внешнему виду "Фоккер" существенно отличался от привычного Ме-109. Но
эту новую, ещё во многом "загадочную", машину одним из первых разгадал Герой
Советского Союза Гвардии Старший лейтенант И. П. Грачёв. 5 Марта 1943 года
4 советских истребителя, ведомые им, встретили 6 FW-190, в напряжённом
воздушном бою 3 из них сбили и 1 повредили. При этом, 2 "Фоккера" сбил сам Иван
Грачёв. Наша группа вернулась на аэродром без потерь.
К весне 1944 года И. Грачёв, получив звание Майор, принял под
командование одну из эскадрилий 68-го Гвардейского авиационного полка
( 1-й Белорусский фронт ). С Сентября 1944 года полк действовал уже над Восточной
Пруссией.
14 Сентября в боях под Ригой, командир эскадрильи 68-го Гвардейского
ИАП ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный
авиакорпус, 3-я Воздушная Армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии майор И. П.
Грачёв совершил свой 203-й боевой вылет и вновь отличился, сбив сначала 2 бомбардировщика
He-111, а затем таранил истребитель FW-190. Но этой бой стал для него последним...
В тот день шестёрка истребителей во главе с Иваном Грачёвым
поднялась в небо и взяла курс на Ригу. Удачно преодолев плотную завесу огня
зенитной артиллерии противника, самолёты вышли на цель. Гулко застучали пушки,
заполыхали вражеские машины и танки. Пламя пожара охватило колонну. Задание
было выполнено, надо возвращаться на базу. Неожиданно из - за облаков свалилось
27 "Хейнкелей" и 8 "Фоккеров". Завязался воздушный бой.
От двух очередей Грачёва рухнул на землю "Хейнкель". Несколько
коротких и метких выстрелов из пушек Младшего лейтенанта Георгия Баранова и
Лейтенанта Фёдора Волощенко поразили ещё 2 бомбардировщика. Пилот Борис Сосна
свалил в лес "Фоккер".
Вскоре Грачёву удалось сбить второй "Хейнкель". И именно в этот
момент он почувствовал, как его обдало горячим воздухом. Он оглянулся. Из центрального
бака в кабину хлестал бензин. Огонь быстро распространялся внутри машины. Видимо,
поняв, что спастись невозможно, Грачёв передал в эфир:
- Я Родину заверяю, что честно умираю. Иду на таран...
На этом связь с ним прекратилась.
Охваченную пламенем машину Гвардии майор И. П. Грачёв направил
на "Фокке - Вульф". Ударом правой плоскости он срубил вражескому истребителю
хвостовое оперение. "Фоккер" перешёл в плоский штопор и камнем полетел на землю.
Но и самолёт Грачёва получил сильное повреждение. Оторвалась уже основательно
подгоревшая плоскость, вышло из строя управление. Примерно на высоте 4000 метров
взорвался бензиновый бак. Взрывная волна выбросила лётчика из кабины. Почти 3000
метров он падал без парашюта. И лишь когда до земли оставалось не более 1000,
над ним раскрылся белый купол. Но впереди его ждали новые опасности: попасть в
плен к врагу или быть убитым в воздухе.
Неизвестно, о чём думал в те последние минуты жизни Герой. Но
наблюдавшие с земли пехотинцы видели, как лётчик, стараясь перетянуть линию
фронта, действовал стропами парашюта. Это помогло ему приземлиться на своей
территории. И как только он оказался на земле, пехотинцы подхватили обожжённого,
истекавшего кровью лётчика и бережно опустили на дно окопа. Здесь, на дне окопа,
он и скончался через несколько минут.
К тому времени Гвардии майор И. П. Грачёв выполнил 203 боевых
вылета. Проведя 94 воздушных боя, сбил 18 самолётов лично и 9 в составе группы.
[ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает
на 13 личных и 4 групповые победы, плюс 1 групповая в Финскую. ]
...Прошли годы. Сегодня в посёлке Мамонтовка Пушкинского района
Московской области, куда Грачёв часто приезжал на дачу отдыхать, одна из улиц
носит его имя. В авиационном гарнизоне, где Герой начинал свой ратный путь, поставлен
ему бюст.
* * *
Список всех известных побед Гвардии
майора И. П. Грачёва: ( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 27.08.1941 г. | 1 Ju-88 ( в паре - 1 / 2 ) | оз. Пендиковское | И-16, "Аэрокобра". |
2 | 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) | юж. Тосно |
3 | 29.08.1941 г. | 1 Ju-87 | Мга - Погорелушка |
4 | 06.09.1941 г. | 1 Ju-88 ( в группе - 1 / 4 ) | сев. Лезье |
5 | 1 Do-215 ( в группе - 1 / 4 ) | Ивановское |
5 | 11.09.1941 г. | 2 Ju-87 | Николаевское |
6 | 14.09.1941 г. | 1 Не-111 | юж. София |
7 | 15.09.1941 г. | 1 Ме-109 | Ново - Весь |
9 | 21.09.1941 г. | 1 Ме-109 | юго - вост. Углово |
10 | 08.01.1943 г. | 1 Ме-109 | зап. Горки |
11 | 15.01.1943 г. | 1 Ме-109 | Туганово - Угна |
12 | 05.03.1943 г. | 2 FW-190 | Глухая Горушка |
13 | 19.07.1944 г. | 1 FW-190 | вост. Ужпеляй |
14 | 20.07.1944 г. | 1 FW-190 | вост. Девиняй |
15 | 14.09.1944 г. | 1 FW-190 | Румбула |
Всего сбитых самолётов - 13 + 4; боевых вылетов - 203;
воздушных боёв - 94.
|
|