Козаченко Пётр Константинович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Козаченко Пётр Константинович

Козаченко Пётр Константинович

Родился 14 июня 1914 года, в деревне Искорось  ( ныне город Коростень ), Житомирской области на Украине, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и 3 курса вечернего Рабфака. Работал машинистом. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С июля 1937 по май 1938 года сражался с японскими захватчиками в небе Китая, где сбил 11 самолётов противника. Награждён орденом Красного Знамени.

С декабря 1939 года по 13 марта 1940 года участвовал в Советско - Финляндской войне, лично сбил ещё 4 самолёта.

С первого дня Великой Отечественной войны старший лейтенант П. К. Козаченко в действующей армии. Сражался на Юго - Западном, Северо - Кавказском, Закавказском, 1-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. 28 февраля 1943 года ранен в воздушном бою в левую руку и живот.

К весне 1943 года командир 249-го истребительного авиационого полка  ( 217-й истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  подполковник П. К. Козаченко совершил 155 боевых вылетов, проведя 26 воздушных боёв, лично сбил 6 самолётов противника и 2 подбил.

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

18 марта 1945 года в Восточной Пруссии совершил таран и погиб. Похоронен в районе города Данциг  ( Гданьск, Польша ).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Именем Героя названа улица в городе Коростень.

*     *     *

Он родился 14 июня 1914 года в селе Искорость Волынской губернии, в семье рабочего. В 1930 году окончил 7 классов средней школы, затем - 3 курса вечернего рабфака. Работал машинистом пассажирских поездов. 12 августа 1934 года был призван в Красную Армию и направлен в Одесскую военно - авиационную школу лётчиков. После её окончания, в 1936 году, почти непрерывно участвовал в боевых действиях.

В июле 1937 года, в одной из первых добровольческих групп, отбыл в Китай для оказания помощи в борьбе с Японией. В боях над провинцией Ухань, летая на И-16, сбил 11 вражеских самолётов.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на "несколько сбитых в группе". ]  В Китае находился до мая 1938 года и за боевые успехи был награждён орденом Красного Знамени.

С декабря 1939 по 13 марта 1940 года участвовал в Советско - Финляндской войне. Летая на истребителе И-153 капитан П. К. Козаченко уничтожил лично 4 финских самолёта и стал одним из лучших советских лётчиков в этом конфликте.

Истребитель И-153

Истребитель И-153 "Чайка"- участник боёв зимой 1939 - 1940 годов.

К началу Великой Отечественной войны майор П. К. Козаченко служил в составе 249-го истребительного авиационного полка и был одним из опытнейших советских асов, получивших боевое крещение в Китае, во всеоружии боевого опыта сражавшийся на Советско - Финляндском фронте.

Его 11 побед, одержанных в Китае, по имеющимся данным, являются абсолютным результатом, показанным советскими лётчиками - добровольцами и вообще лётчиками, сражавшимися на стороне Китая в ходе антияпонской войны 1937 - 1945 годов  [ По некоторым источникам, все эти победы были одержаны им в составе группы лётчиков. ]  Ещё 4 победы, одержанные в боях с белофиннами, хотя и не рекорд, но один из лучших результатов, достигнутых в той, "не знаменитой" войне.

С первого же дня Великой Отечественной войны Пётр Козаченко - снова на фронте.

12 июля 1941 года возглавляя группу самолётов И-153 по штурмовке скопления пехоты и конницы противника в районе Любар Винницкой области, его группа произвела по 5 заходов и сбросила бомбы. В результате решительного и смелого налёта противник понёс большие потери.

14 июля 1941 года группой из 5 самолётов И-153, выполняя боевую задачу, уничтожил бомбардировкой и обстрелом штаб крупного соеднинения противника, в районе Шурупков - западнее Любар Винницкой области. Несмотря на сложные метеоусловия, не позволявшие подняться выше 300 метров, и сильный огонь зенитной артиллерии противника, задание было выполнено. Все самолёты группы возвратились на свой аэродром без потерь.

И-153 ведут бой с Ме-109

15 июля 1941 года, после штурмовки скопления войск противника и одновременного сопровождения бомбардировщиков в районе Козатин, группа из 7 самолётов И-15З под командованием майора Козаченко встретила 12 истребителей противника "Хе-113".   [ Возможно это были Mе-109F из состава JG 3, а возможно и Не-112В из состава Румынских ВВС. ]  Завязался ожесточённый воздушный бой, из которого наши лётчики вышли победителями. Козаченко в этом бою лично сбил 1 самолёт противника. Наша группа вернулась на свой аэродром без потерь.

Истребитель Не-112В

За период с июня по октябрь 1941 года лётный состав 249-го авиаполка уничтожил 25 вражеских самолётов, потеряв 10 машин и 6 пилотов. После этого полк был выведен из боевых действий для перевооружения на новые ЛаГГ-3.

В начале 1942 года Пётр Козаченко сражался уже на Северо - Кавказском фронте. Вот что пишет в своих воспоминаниях бывший командующий 4-й Воздушной армии Главный маршал авиации К. А. Вершинин:

"На подступах к Грозному высокое мастерство проявили лётчики 249-го истребительного полка, которым командовал воспитанник Минского аэроклуба капитан П. К. Козаченко. Это был человек небывалой отваги, всегда рвавшийся в бой, чьё мужество и мастерство служили примером для подчинённых.

29 августа 1942 года свыше 30 фашистских бомбардировщиков в сопровождении 12 "Мессеров" устремились в наш тыл для нанесения удара по нефтепромыслам Грозного. Группа истребителей в составе 12 ЛаГГ-3 под командованием Козаченко встретила врага на дальних подступах к городу. Командир с ходу пошёл в лобовую атаку и сбил Ме-109. Смелые, дерзкие действия ведущего ошеломили фашистов и вдохновили его ведомых. Лейтенант В. Гусев повторил приём своего командира и отправил на землю 2-й вражеский самолёт. А всего в том воздушном бою наши истребители уничтожили 5 стервятников".

Яркую страницу в историю Отечественной войны вписали лётчики 249-го истребительного авиационого полка в период наступления войск северной группы Закавказского фронта.

1 ноября 1942 годя группа из 6 ЛаГГ-3, ведомая Козаченко, сопровождала Ил-2 из состава 210-го штурмового авиаполка на штурмовку войск противника. В районе Ардон встретили 15 многоцелевых самолётов Mе-110, которые атаковывали группу "Илов". Истребители полка в этом неравном бою сбили 5 Ме-110, отлично прикрыв своих штурмовиков. В результате, "Илы" выполнили поставленную задачу и обе группы вернулись на свои аэродромы без потерь.

8 января 1943 года майор Козаченко повёл группу из 6 самолётов на сопровождение Ил-2, летевших на штурмовку аэродрома Минеральные Воды, где встретили 7 Ме-109F. Наши истребители вступили в воздушный бой, не оставляя прикрытия штурмовиков. В результате боя группа сбила 2 самолёта Ме-109F, один из из которых записал на свой личный счёт майор Козаченко. Штурмовики выполнили свою задачу, после чего обе группы вернулись на свои аэродромы без потерь.

К весне 1943 года полк перебазировался на Южный Фронт и принял участие в боях над Керченским проливом. Противник отступал и борьба с его транспортной авиацией стала одной из важнейших задач. В феврале только по аэродромам Тимошевская и Славянская наша авиация нанесла 14 ударов и уничтожила до 60 самолётов, вынудив врага оставить эти аэродромы. За месяц было проведено 62 воздушных боя и сбито более 90 транспортных самолётов противника. В выполнении этой задачи особо отлиился 249-й ИАП под командованием майора П. К. Козаченко.

27 февраля, используя облачную погоду, немцы подняли тяжело гружённые транспортные Ju-52. В районе станиц Славянская - Черноереновская 7 истребителей из полка Козаченко атаковали 15 "Юнкерсов". Противник сразу стал набирать высоту, чтобы укрыться в облаках. Но пока ему это удалось, наши лётчики сбили 8 вражеских транспортников.

Ju-52

На следующий день, 28 февраля 1943 года, группа из 4 самолётов, под командованием Козаченко, в районе побережья Азовского моря встретила 15 транспортных самолётов противника Ju-52, перебрасывающих войска с Азовского побережья на Север. Несмотря на низкую облачность до 200 метров, сильно стеснявшую маневр, группа наших истребителей сбила все 15 самолётов противника вместе с экипажами и пассажирами. В этом бою Козаченко лично уничтожил 2 Ju-52, но сам был тяжело ранен в левую руку и живот. Истекая кровью, он окончил победный бой, привёл всю свою группу на аэродром без потерь, отлично произвёл посадку своего самолёта, выключил мотор и потерял сознание от потери крови. В тяжёлом состоянии Козаченко был доставлен в ближайший госпиталь, где провёл несколько недель.

С июля 1942 года по март 1943 года лётчики 249-го истребительного авиационного полка совершили более 860 боевых вылетов, нанесли противнику большие потери в живой силе и боевой технике. Только в 63 групповых воздушных боях они сбили более 60 вражеских самолётов. И командир полка майор П. К. Козаченко личным примером мастерства, отваги и героизма увлекал своих подчинённых, учил беспощадно уничтожать врага на земле и в воздухе.

4 марта 1943 года командир 217-й ИАД подполковник Кириллов подписал наградной документ на представление П. К. Козаченко к званию Героя Советского Союза, в котором указывалось:

"Тов. Козаченко молодой командир полка. Полком командует с июля 1942 годя, до этого времени в этом же полку командовал эскадрильей. Вместе с полком на фронтах Отечественной войны участвует с 22 июня 1941 года.

3а период Отечественной войны тов. Козаченко лично произвёл 155 боевых вылетов, из них: на штурмовку - 75, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 45, на разведку - 16, перехват самолётов противника и свободный полёт - 16. Провёл 26 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 6 самолётов противника: 1 - Хе-113, 1 - Хе-111, 2 - Ме-109 и 2 Ю-52 и подбил 2 cамолёта противника типа Ме-109Ф.

Командуя эскадрильей тов. Козаченко сумел в короткий срок, в условиях чрезвычайно напряжённой лётно - боевой работы, подготовить свою эскадрилью к отличному выполнению боевых заданий. Эскадрилья вылетала на боевые задания по 6 - 7 раз в день.

249-й истребительный авиационный полк, за период командования майором Козаченко, с 7 июля 1942 года по 1 марта 1943 года, произвёл 862 боевых самолёто - вылетов, с налётом 600 часов.

Проведано 63 групповых воздушных боя, в ходе которых сбит 61 самолёт противника, в том числе: Ме-109F - 16, FW-189 - 5, Ме-110 - 13, Не-111 - 1, Ju-88 - 7, Hs-126 - 1, Ju-52 - 18. Кроме того подбито 16 самолётов противника из них: Ме-109F - 13, Mе-110 - 1, Ju-88 - 1, FW-189 - 1.

В результате штурмовых действий полком уничтожено: автомашин с пехотой и грузами - 246, паровозов - 7, железнодорожных вагонов - 23, танков - 4, конных повозок - 48, лошадей - 33, убито солдат и офицеров - 1320.

За этот же период сброшено нч территории занятой противником листовок на немецком и румынском языках - 93200 штук.

Лично тов. Козаченко в воздушных боях проявляет героические подвиги, своими примерами и личным показом учит лётный состав своего полка беспощадному разгрому немецких стервятников, добиваясь в своей повседневной ряботе господства в воздухе нашей авиации.

Будучи в Правительственной командировке в Китае, в 1938 году тов. Козаченко сбил в воздушных боях 11 японских самолётов, за что награждён орденом "Красное Знамя".

В боях с финской белогвардейщиной тов. Козаченко также проявлял мужество и отвагу, где лично сбил в воздушных боях 4 самолёта противника.

15 февраля 1943 года за проявленные доблесть и мужество в Отечественной войне награждён орденом "Красное Знамя".

Особенно майор Козаченко проявил героизм и отвагу своими организаторскими способностями в период наступления войск Северной группы Закавказского фронта от Владикавказа до Краснодара. Командуя полком, он сумел героически сколотить личный состав на выполнение поставленных задач.

Тов. Козаченко за весь период военных действий потери ориентировки и поломок материальной части не имел.

После ранения 28 февраля 1943 года находится на излечении в госпитале.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и героизм - достоен Высшей Правительственной награды - присвоения звания "ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками подполковнику Петру Константиновичу Козаченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 999 ).

В начале июля 1944 года, в результате стремительного наступлениях 3-х Белорусских фронтов, наши войска в районе восточное и юго - восточнее Минска окружили остатки 23-х немецких дивизий. Эта ешё довольно сильная группировка врага пыталась прорваться из окружения. Наши наземные войска не успевали прочно закрыть горловину прорыва.

В помощь были брошены штурмовики из 4-й Воздушной армии. Их прикрывал истребительный полк П. К. Козаченко, перед этим произведший разведку. Удачно наведённые подполковником П. К. Козаченко "Ильюшины" не позволили врагу уйти из окружения. На месте боя после "работы" штурмовиков, наведённых Козаченко, осталось около 5000 вражеских трупов, а 3000 солдат сдались в плен. Были разбиты сотни автомашин и другая техника.

Его 163-й Гвардейский авиаполк  ( бывший 249-й ИАП )  успешно действовал над Крымом в составе 2-го Украинского фронта. Полк вёл действия и зимой, на лыжах, против окружённых немецких войск около Mинска. Там полк действовал в составе уже 4-й Воздушной армии, 2-го Белорусского фронта. Часто, его полк задействовали, чтобы прикрыть специальные версии Пe-2, в наиболее важных разведывательных полётах. Экипажи этих Пe-2 верили Koзаченко, как никому и называли его "Батей".

Однажды пикирующий бомбардировщик Пе-2 в сопровождении истребителей появился над заданным квадратом съёмки. Вокруг - сотни разрывов зенитных снарядов. Воздух, казалось, был соткан из огненных трасс, между которыми не пролететь даже комару. Вдруг огонь прекратился. В дымке появились группы истребителей противника. "Мессеры" и "Фоккеры" стаями ринулись на Пе-2.

Всё вокруг завертелось в каком-то диком вихре. Вот Пе-2 делает уже второй заход, затем - третий. Во время четвёртого был убит стрелок - радист. Вдруг удар, треск. Машину подбросило, в фюзеляже, близ фонаря кабины, - дыра величиной с шапку. Возле плоскости самолёта подстроился и идёт на одной скорости "Фоккер". Капот его мотора и фюзеляж - в крестах и значках, показывающих число сбитых самолётов. Ближе к винту - индеец, стреляющий из лука.

"Да, это он, молодчик из группы "Мельдерс", самый опытный ас", - подумал подполковник П. К. Козаченко и устремился на выручку. Прошло несколько секунд, и он увидел чисто выбритое лицо со злорадной ухмылкой. Но недолго пришлось радоваться фашисту. Молнии трасс, как стрелы, вонзаются в прозрачную кабину фашистского пилота. Редчайший мастерский удар !   Объятый пламенем самолёт летит к земле. На месте падения - взрыв, облако дыма и огня...

Члены экипажа бомбардировщика не успевают даже отреагировать на изменившуюся обстановку, как советский истребитель подходит поближе к Пе-2. Это самолёт П. К. Козаченко. Экипаж видит его улыбающееся лицо. Как будто ничего и не случилось.

Ф.Д.Биренброк

Пе-2 из этого полета вернулся благополучно, выполнив задание. Лётчики из группы П. К. Козаченко - тоже. Снимки вовремя были в штабе фронта. За полученные сведения, экипаж разведчика получила персональную благодарность от командующего 2-го Белорусского фронта Маршала K. Рокоссoвского.

Уже после войны, один из немецких лётчиков попавших в плен, Капитан Габел  ( Gabel )  из III. / JG 51 "Mylders", сообщил о том, что в тот самый день был сбит один из лучших асов эскадры - Штаффелькапитан Франц Джозеф Биренброк  ( Staffelkapitan Franz Josef Beerenbrock ), кавалер Железного креста, имевший на счету более 400 боевых вылетов и 117 воздушных побед   ( фото слева ).

Есть, однако, одна неточность, окружающая предполагаемую победу Koзаченко над Биренброком - согласно зарубежным источникам последний никогда не летал на FW-190, а пользовался лишь Mе-109. Таким образом, это или ошибка в печати  ( что встречается довольно часто ), или же Козаченко сбил не Биренброка, а другого аса из эскадры JG 51 "Moelders".

Вскоре П. К. Козаченко громил фашистов уже в Восточной Пруссии. Затем участвовал в Восточно - Померанской операции советских войск.

В марте 1945 года, 2-й Белорусский фронт вёл бои около Гданьска и Гдыни. 18 марта Пётр Koзаченко не вернулся из очередного боевого вылета. Его самолёт был повреждён зенитным огнём и загорелся. Видя, что плямя сбить не удастся, подполковник П. К. Козаченко направил свою машину на артиллерийскую батарею врага.

П.К.Козаченко

В тот день было пасмурно. Где-то за многослойными облаками кипел воздушный бой. В эфире - тысячи звуков, команд, предупреждений, радостных победных поздравлений, криков отчаяния. Лётчики бомбардировщика Пе-2, пролетавшего мимо Данцига  ( ныне польский город Гданьск ), уловили в этом шуме хрипловатый и, как всегда, спокойный голос П. К. Козаченко: "Внимание, соколы !   Всем, всем !   Я подбит, иду на таран !". Это были последние слова отважного лётчика. Они навсегда остались в памяти и сердцах тех, кто их слышал, кто знал П. К. Козаченко...

Встретив войну в должности командира эскадрильи, Пётр Козаченко закончил её командиром 163-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он воевал на И-16, И-153, Як-1, ЛаГГ-3 и Ла-5. Среди лично сбитых им вражеских машин: Ju-87, Ju-52, Hе-111, Ме-109 и FW-190. Он провёл несколько исключительных по своей напряжённости и триумфальности боёв.

За период Великой Отечественной войны Гвардии подполковник П. К. Козаченко совершил 227 боевых вылетов, провёл десятки воздушных боёв, лично сбил 12 самолётов противника и 2 подбил  ( по некоторым источникам имел ещё и от 2 до 8 групповых побед ).  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных побед лётчика. ]

Всего же к моменту гибели, на его боевом счету числилось около 30 самолётов противника, сбитых лично и в группе с товарищами  ( включая 4 победы в Финскую и 11 в Китае ). Томас Полак и Кристофер Шоурз в своей книге "Асы Сталина. 1918 - 1953 гг." указывают на 35 побед П. К. Козаченко, одержанных в 3-х войнах  ( 27 лично и 8 в группе ). Эти цифры явно не верны: авторы записывают все 11 побед в небе Китая в разряд личных, что не соответствует действительности.

Гвардии подполковник П. К. Козаченко gохоронен в районе Гданьска. Именем Героя названа улица в городе Коростень Житомирской области; на здании школы № 7, в которой учился П. К. Козаченко, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника П. К. Козаченко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
116.07.1941 г.1  Не-111СамгородокИ-153, ЛаГГ-3, Ла-5.
201.11.1942 г.1  Ме-109зап. Кирово
308.01.1943 г.1  Ме-109зап. Минеральные Воды
428.02.1943 г.1  Ju-52сев. - вост. Ханьков
51  Ju-52вост. Прикубанский
612.11.1943 г.1  Ме-109Булганак
713.11.1943 г.1  Ме-109Катерлез
816.11.1943 г.1  Ju-87выс. 114,2  ( Крым )
919.11.1943 г.1  Ju-87Аджимушкай
1025.11.1943 г.1  Не-111Еникале - Баксы
1104.12.1943 г.1  Не-111оз. Черкасское

       Всего сбитых самолётов - 11 + 0;  боевых вылетов - 227.


Возврат

Н а з а д

биоревитализация воронеж


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz