КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Марков Александр Маркович |
Родился 30 Мая ( 11 июня ) 1916 года в деревне Боровно ( по другим сведениям - в деревне Мельница ), ныне Окуловского района Новгородской области, в семье крестьянина. С 1934 года жил в городе Дмитров Московской области. В 1936 году окончил 10 классов школы. С Августа 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в дальнебомбардировочной авиации ( в Курске и Воронеже ). Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Старший лётчик 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка ( 27-я дальнебомбардировочная авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт ) Младший лейтенант А. М. Марков отличился при выполнении боевого задания 25 Февраля 1940 года. Над целью самолёт был подбит и загорелся. Проявив исключительное самообладание, несмотря на сильные ожоги, он сумел посадить самолёт вместе с экипажем на своей территории. 7 Апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С Ноября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Полковник А. М. Марков умер 8 Октября 1953 года. Похоронен в Москве. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Боевое крещение Александр Марков принял зимой 1940 года, во время Советско - Финляндской войны. 25 Февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожной станции противника самолёт под управлением А. М. Маркова был подбит истребителем противника и загорелся. Несмотря на сильные ожоги лица и рук, а также на 5 осколочных ранений и перелом левой ноги, лётчик сумел довести горящий бомбардировщик до линии фронта ( около 75 км ) и посадить его на своей территории. Экипаж был спасён. Всего же, старший лётчик 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка ( 27-я дальнебомбардировочная авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт ) Младший лейтенант А. М. Марков совершил 25 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 Апреля 1940 года Маркову Александру Марковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 298 ). После войны продолжал службу в строевых частях ВВС Закавказского военного округа. В Сентябре 1940 года направлен на учёбу в Военно - Воздушную академию ( Монино ), но уже в Январе 1941 года отчислен из неё из-за болезни. С Мюля 1941 года - командир звена 12-го запасного авиационного полка в городе Воронеж. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. В Ноябре 1941 - Апреле 1942 годов был командиром эскадрильи 215-го ( с Декабря 1941 года - 6-го Гвардейского ) штурмового авиационного полка; в Мае - Октябре 1942 года был лётчиком - инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии; в Октябре - Ноябре 1942 года - командир авиаэскадрильи 5-го учебно - тренировочного авиационного полка 3-й Воздушной армии; в Ноябре 1942 - Январе 1943 годов - штурман 271-го истребительного авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в обороне и освобождении города Калинин, в Великолукской операции. С Января по Апрель 1943 года был лётчиком - инспектором Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии; с Апреля 1943 по Март 1944 года - командир 396-го отдельного авиационного полка особого назначения Управления ВВС Красной Армии; в Марте - Августе 1944 года был лётчиком - инструктором по огневой подготовке Управления истребительной авиации Главного Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. С Августа 1944 года вновь на фронте в должности командира 4-го истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Прибалтийском фронте. Участвовал в освобождении Прибалтики и блокаде Курляндской группировки противника. Вспоминает известный лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко: "В конце Сентября 1944 года полк принял новый командир - Герой Советского Союза Майор А. М. Марков. Невысокого роста, строгий и настойчивый, Александр Маркович умел и любил летать. За мужество и отвагу, проявленные в боях на Карельском перешейке, он был в Апреле 1940 года удостоен звания Героя Советского Союза. Позже учился в Военно - Воздушной академии командно - штурманского состава ВВС, но годы учёбы прервала война, и он, боевой лётчик, ушёл на фронт. Командовал звеном в штурмовой авиации, был ранен, снова вернулся в строй, командовал эскадрильей, учился сам и учил других. Военно - Воздушные Силы Красной Армии пополнялись более совершенной авиационной техникой, и Марков с успехом осваивал новые модели истребителей. Постоянная учёба была его жизненной потребностью. - Боевое мастерство необъятно, как небо, - говорил Александр Маркович, - но мы обязаны объять его. Да, боевое мастерство поистине необъятно. Кажется, многому уже научился, есть у тебя и опыт, и победы. А завтра, в следующей схватке, словно снег на голову - опять какой - то изъян, ошибка, неудача. Значит, воюй и учись ! В этом залог твоих успехов, удачи твоего подразделения, части, гарантия жизни твоей и подчинённых. В воздухе требования к лётному мастерству одинаково высоки, но командир обязан быть на голову выше своих подчинённых. Это как никто понимал и к этому стремился Герой Советского Союза А. М. Марков. Жизнерадостный, общительный, он часто советовался с командирами эскадрилий, уважал их и ценил, как основных помощников в боевой работе". 20 Марта 1945 года был сбит зенитной артиллерией противника. При вынужденной посадке на повреждённом самолёте получил тяжёлую травму позвоночника и до Июля 1945 года находился на излечении в госпитале в Москве. Всего за время войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, истребителях Як-1, Як-7Б, Як-9 и Як-3, в 29 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные и 4 групповые победы. ] После окончания войны Александр Маркович продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба ( по линии Главного разведывательного управления ). В 1946 - 1947 годах был командиром отряда военной кафедры Московского авиационного института. В 1951 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. С Апреля 1951 года - начальник отдела в Главном управлении боевой подготовки ВВС. Умер 8 октября 1953 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В городе Дмитров Московской области именем Героя названа улица. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |