КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Масич Виктор Григорьевич |
Он родился 15 Июля 1917 года в Хабаровске. Его отец, Григорий Саввович, грузчик Хабаровской пристани, принимал активное участие в партизанском движении на Дальнем Востоке. После окончания 10 классов, Виктор работал шофёром. В 1936 году, по путёвке ЦК ВЛКСМ, был направлен в Качинское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1939 году. Служил в строевых частях ВВС. Активный участник Советско - Финляндской войны. В Ноябре 1939 - Марте 1940 годов штурман эскадрильи 68-го отдельного истребительного авиационного полка ( ВВС 13-й армии, Северо - Западный фронт ) Младший лейтенант В. Г. Масич отличился в боях на Карельском перешейке, проявив себя смелым, мужественным разведчиком. Он совершил 53 боевых вылета в глубокий тыл противника, в воздушных боях уничтожил 4 вражеских самолёта. Рассказывает военный корреспондент В. Ставский: "Лейтенант В. Г. Масич на земле может показаться малоподвижным и даже неловким. Виктору всего 23 года, а он уже 3 года служит в авиации: в летчики он пошёл в 1936 году вместе со своими сверстниками - комсомольцами. В первый же день войны против белофиннов Масич сказал на митинге лётчиков: - Я хочу идти в бой коммунистом. Он был принят в партию, и 1 Декабря уже штурмовал в Выборге белофинский воинский поезд... Вот он ходит вразвалку около своего самолёта, заставленного молодыми елками. Синий снег скрипит под его тяжёлым шагом. Он поглядывает на небо, на линию горизонта небольшими карими глазами. Изредка поджимает обветренные толстые губы. И весь он - в своём меховом комбинезоне и лохматых унтах, высокий и широкоплечий - похож на молодого добродушного медведя. Над озером сияет голубое утро. На лапах могучих елей, обступивших невысокий обрыв берега, сверкают ледяные сосульки. Дышится радостно и легко... Масич улыбается. От командного пункта - в деревьях на берегу - бежит командир. Звучит команда: - По самолётам ! Над аэродромом дымной дугой взлетает сигнальная ракета. И, словно ракета, взлетает в кабину самолёта Лейтенант В. Масич. Механики и мотористы растаскивают маскировочные ёлочки. Подъезжает, круто тормозит стартёр. Мгновенно взрёвывает мотор. От винта в глубь леса стремится вихрь, неистово мотая ветви сосен и ёлок. Командир дает старт. Масич ответно поднимает руку в огромной, с раструбами, перчатке. Его самолёт трогается и вот уже мчится по льду с нарастающим звенящим гулом. Позади вздымается серебряная снежная вьюга. Самолёт взмывает в ковано - звонкую синеву неба. И это уже не машина: живую и страстную волю свою вдохнул в металл лётчик - истребитель Масич !.. Масич - лучший разведчик во всём полку: разведал белофинский аэродром около Иматры. Майор Зеленцов выслал туда пятёрку с Масичем же во главе. И лётчики расстреляли на взлёте с аэродрома 4 вражеских самолёта, зажгли ангары и навесы и ушли назад - патронов было уже мало... Лейтенант В. Масич ведёт звено истребителей в тыл белофиннов. На земле, внизу, чернеют огромные лесные массивы... Уже позади линия фронта, обозначенная гигантской цепью озер, бело - розовыми облачками снарядных разрывов. Над финской стороной стелются зловещие чёрные космы пожарищ: отходя, враг сжигает за собой всё. В лесу, по накатанной дороге движутся от фронта легковые автомобили. - Начальство белофинское ! - злорадно думает Масич и, качнув самолёт с крыла на крыло, переводит его в пике. Хорошо видно, как из автомобилей выпрыгивают фигурки, разбегаются. Масич нажимает гашетки своих пулемётов... Фигурки падают, чернеют на снегу, над автомобилями - огонь и дым. Звено истребителей продолжает грозный полёт. Здесь уже глубокий тыл врага. На линии железной дороги лётчики замечают воинский эшелон. Они опять пикируют, делают круг, другой, третий, пока расстрелянный паровоз не окутывается облаком пара, а над вагонами не взметнулось пламя. Масич улыбается под шёлковой маской и вновь поджимает толстые губы. Всё это хорошо, но не главное. Надо найти и уничтожить самолёты врага. И Масич с жарким нетерпением ведёт свою машину глубже, дальше в тыл врага, зорко разглядывая опушки рощ и перелесков, особенно на берегах озер. Вот и район Имола. - Неужели перебазировались отсюда ? - негодует Масич. И вдруг в сердце его стукнуло: у кромки леса над озером впереди выруливают два коротких тупорылых "Бульдога". Масич нажимает гашетки. Впереди, совсем близко, переворачивается вражеский самолёт, рушится вниз. Масич, проносясь вперёд, смотрит, как яркое пламя вспыхивает над центропланом. - Нормально! - радостно про себя говорит Масич. И, глянув вокруг и вверх, невольно пригибается над ручкой управления: над ним спереди всюду самолёты врага, и небо словно муравейник. Навстречу мчится яростный "Бульдог". - Врёшь ! Свернёшь ! - Масич бесстрашно идёт в лобовую атаку. - Только бы с хвоста не подобрались ! - мелькает у него мысль. И голова его сейчас - словно на шарнире: надо видеть все вокруг. "Бульдог" издали открывает огонь. Красные трассы его пуль легли прямо к мотору Масича. И он с захолодевшим сердцем чувствует, как ударились пули. И сам бьёт по врагу. Но тот отваливается в сторону. А мотор сильно дымит. Два цилиндра разбиты. Где же боевые друзья ? Масич оглядывает небо. И видит: к хвосту его самолёта уже вяжется "Фоккер", справа под углом 90° пристроился "Бульдог" и бьёт прямо в кабину. Стучат пули, в лицо Масича бьют осколки стекла, щепки. Масич выводит свою машину из - под удара сзади и тут же, схватив в прицел "Бульдог", кладёт в него меткую очередь. И этот враг - сбитый - рухнул вниз. Но тут - с обеих сторон его атакуют враги. И к хвосту снова вяжется "Фоккер". А мотор дымит всё сильнее. - Неравный бой ! Товарищей нет - им самим, видно, трудно сейчас. Враг считает, что это уже верная добыча... Масич видит, как слева возникает красная трасса пуль и движется к нему. Вот она уже идёт по крылу, прямо к центру. Враг бьёт в упор с хвоста. Ещё мгновенье... Масич срывает самолёт вправо, в пике. Трасса финских пуль где - то там. Как ослепительно сияет всё вокруг. Ещё повоюем. Масич выхватывает самолёт из пике у самых верхушек елей и ведёт его к линии фронта, в нашу сторону. Он делает резкую змейку. Летит, едва не цепляясь за иззубренные вершины леса. Старательно избегает пролетать над снежными полянами, над открытыми местами - лес всё же маскирует его от врага сверху. Враги снова гонятся над ним. Заходят с хвоста. Набирают высоту и бросаются на него. Вокруг прямо снуют вражеские пули. У Масича кончились патроны. Совсем вплотную добираются обнаглевшие белофинны. Вдруг подумалось, что если б так близко летели свои, он смог бы рассмотреть черты лица. Тотчас в лицо брызнули осколки, щепки. Масич - безоружный и яростный - кидает свой самолёт боевым разворотом на врага, и тот трусливо отваливается в сторону. Ни на секунду не теряясь, Масич маневрирует: то мечется в сторону змейкой, то кидается в ложные атаки. Впереди уже видна линия фронта с её дымками разрывов, но как далеко до неё ! А мотор обрезает. Обернувшись, Масич видит в хвосте "Фоккера". Пули вспарывают фюзеляж. На мгновенье Масичу кажется, что всё уже кончено. Но он уже вывел самолёт из - под прицельного огня: Снова змейка. Из патрубков хлещут длинные языки пламени. Сзади - густая дымная полоса. Вдруг исчезают вражеские самолёты. Внизу - знакомые места, линия фронта, и там - свои. Майор Зеленцов совещается с комиссаром Яковенко. У обоих суровы лица: неужели Масич погиб ? Масич, добродушный и грозный, застенчивый и неустрашимый, с первого часа войны ни на один день не выбывавший из полка, вдохновенный участник всей боевой работы полка !.. Слева, над перелеском появляется, растёт точка. Зеленцов и Яковенко и все оставшиеся не спускают с неё глаз. Самолёт с ходу идёт на посадку, он уже бежит по льду. Навстречу с восторженными криками бегут товарищи. И вот Масич грузно переваливается через борт кабины. Зеленцов с тревогой спрашивает: - Ну, как дела ? Он уже успел рассмотреть десятки пробоин: когда их сосчитали - их оказалось 80 !.. Виктор Масич добродушно улыбается: - Получилось нормально !"
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в боях, 7 Апреля 1940 года Младшему лейтенанту В. Г. Масичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. С Сентября 1941 года по Май 1942 года был заместителем командира эскадрильи 68-го истребительного авиационного полка ( Западный фронт ). В воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолётов, один из них - тараном. В 1943 году окончил Военно - Воздушную академию ( в Монино ). Жил в Москве. В Августе 1943 года перешёл на лётно - испытательскую работу в ГК НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях нескольких типов самолётов, в том числе иностранных. Например, провёл испытания Р-39 "Аэрокобра" на нормальный и перевёрнутый штопор, испытания Р-40 "Киттихаук" на пикирование. Участвовал в испытаниях самолётов FW-190D-9, Ме-262, Р-63 "Кингкобра", Ла-9, МиГ-9. Был большим мастером испытаний самолётов на критических режимах. Человек редкой скромности и большого мужества, он был одним из зачинателей лётных испытаний самолётов на прочность. Долгое время Масич работал над доводкой самолёта Ла-7УТИ по новой методике разработанной П. С. Лешаковым. В одном из полётов, при достижении машиной предельного режима, разрушилось сразу 2 узла подвески руля высоты. Только благодаря мужеству и высокому лётному мастерству Масича полёт завершился благополучно. Вскрытые недостатки Ла-7УТИ были изучены и устранены, что позволило предотвратить возможные катастрофы в лётных училищах и строевых частях. 3 Августа 1947 года в составе 9 Ла-9РД участвовал в авиационном параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного Флота СССР. 19 Августа 1947 года Капитан В. Г. Масич погиб в испытательном полёте на модифицированном истребителе МиГ-9 с двигателем РД-10Ф. Похоронен на станции Чкаловская ( в черте города Щёлково ) Московской области. Награждён орденами: Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |