КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Миронов Сергей Иванович |
Он родился 12 июля 1914 года в городе Житомир. Окончил 6 классов неполной средней школы и школу фабрично - заводского ученичества ( ФЗУ ). Работал секретарём комитета комсомола завода "Ленинская кузница" в Киеве. С 1933 года в рядах Красной Армии, в 1934 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях истребительной авиации. С 1938 года был заместителем командира эскадрильи в одном из авиационных полков под Ленинградом. Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне. Летая на И-153, командир звена 68-го отдельного истребительного авиационного полка ( ВВС 13-й армии, Северо - Западный фронт ) старший лейтенант С. И. Миронов к январю 1940 года совершил 37 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника ( по другим источникам - только 1, возможно имел 1 личную и 1 групповую победы ). В тяжёлых метеоусловиях штурмовыми ударами уничтожил более 10 вражеских огневых точек, чем способствовал быстрому овладению нашими войсками обороны противника на реке Тайпален - Йоки ( ныне река Бурная, Приозерский район Ленинградской области ). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях на Карельском перешейке и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Сергею Ивановичу Миронову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 280 ). Истребитель И-153. На такой машине сражался С. И. Миронов зимой 1939 - 1940 годов. Вскоре поступил на учёбу в Военно - Воздушную академию. В июне 1941 года вместе с другими слушателями был направлен на стажировку на Черноморский флот. Вспоминает Генерал - лейтенант авиации А. Ф. Семёнов: "Во второй половине дня 22 июня 1941 года мы, с трудом достав билеты, сели в московский поезд. Мы - это слушатели Военно - Воздушной академии, проходившие стажировку на Черноморском флоте после окончания первого курса... Основной задачей стажировки являлось ознакомление нас с боевой техникой Военно - Морского Флота. За несколько дней, проведённых в Севастополе, мы успели побывать на крейсере "Червона Украина", на подводной лодке, спускались в водолазных костюмах на морское дно. Неизведанная техника, своеобразие флотской службы не могли, конечно, не заинтересовать нас. Мы восхищались мощью флота, романтическими морскими традициями и всё же оставались убеждёнными приверженцами своей лётной профессии. Нам были больше по душе просторы воздушного океана. В поезде разговор всё время вращался вокруг единственной темы - войны. Многие из нас уже понюхали пороху - кто в Испании, кто на Хасане или Халхин - Голе, кто на Карельском перешейке. Мнение у всех было одно - вспыхнувшая война не сулит стать затяжной. Пройдёт какое - то время, и Красная Армия сокрушительным ударом вышвырнет фашистов с родной земли. Каждый из нас готов был на всё во имя победы над врагом. Никто и не помышлял о продолжении учёбы в академии. - Только на фронт ! - категорически заявил капитан С. И. Миронов. - Если попытаются задерживать, до наркома дойду. С Мироновым меня связывала давнишняя и крепкая дружба. Ещё в 1938 году мы служили заместителями командиров эскадрилий в истребительном авиационном полку под Ленинградом. Вместе участвовали в Советско - Финляндской войне, за что нам обоим было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе поступили и в академию. Миронов выделялся отменными способностями: виртуозно и смело летал, всё схватывал быстро и накрепко, был настойчив и аккуратен в любом деле. - Может, и теперь окажемся рядом ? - спросил он меня. - Было бы здорово ! - откликнулся я. Но на сей раз, этого не случилось. Как только мы возвратились в Москву, Миронова назначили командиром эскадрильи в часть, сражавшуюся на ленинградском направлении, а меня послали на такую же должность в формировавшийся полк". С июня по октябрь 1941 года капитан С. И. Миронов служил в составе 7-го истребительного авиаполка. Затем, став уже майором, принял командование 153-м истребительным авиационым полком. 11 марта 1942 года полк был отозван с Ленинградского фронта и направлен сначала в Кинешму, а затем в Иваново для переучивания на истребитель "Аэрокобра" в составе 22-го запасного авиаполка. На вооружение 153-го ИАП поступило 20 "Аэрокобр", скорее всего то были самолёты, успевшие полетать в Королевских ВВС Великобритании. По окончании переучивания полк вошёл в состав 2-й авиабригады Резерва Главного Командования Красной Армии с дислокацией на аэродроме Раменское. В июне 1942 года полк прибыл на Воронежский фронт и вошёл в состав 244-й ближнебомбардировочной авиационной дивизии 2-й Воздушной армии. Полк последовательно базировался на аэродромах Воронеж, Левая Россошь и Липецк. В Воронеже "Аэрокобры" приземлились 29 июня, а уже 30 июня истребители ушли на боевое задание. Одна группа "Аэрокобр" прикрывала бомбардировщики, наносившие удар по скоплению живой силы противника в районе Мармыжей. Перед второй была поставлена редчайшая по тем временам задача "свободной охоты": вести поиск воздушного противника в районе Платовское - Выселки. В первый боевой вылет "Кобры" повёл командир полка Герой Советского Союза С. И. Миронов. В ходе выполнения "свободной охоты" была обнаружена группа самолётов противника численностью примерно в 17 бомбардировщиков. В завязавшемся воздушном бою "Кобры" без потерь со своей стороны сбили 7 немецких самолётов. Воздушный бой проходил непосредственно над Воронежем. О первых боевых вылетах на Воронежском фронте в журнале боевых действий сделана следующая запись: "Боевое задание выполнено. Сопровождаемая группа бомбардировщиков "Бостон" потерь не имеет. Проведено 3 воздушных боя, в результате сбито 14 самолётов противника". По 2 сбитых было записано на счёт командира полка майора С. И. Миронова, капитана А. Ф. Авдеева, капитана Н. Ф. Макаренко, капитана А. И. Никитина, старших лейтенантов Иванова и Решетникова, по одному - на счёт капитана Родионова и старшего лейтенанта Кислякова. Вполне возможно, что именно 30 июня 1942 года состоялось боевое крещение истребителя "Аэрокобра" на Советско - Германском фронте. 1 июля 1942 года полк полным составом ( 20 самолётов ) отражал налёт 50 бомбардировщиков Люфтваффе на Воронеж, причём бомбовому удару подвергся аэродром базирования истребителей. "Аэрокобры" взлетели под бомбами. В этот день 2 самолёта противника сбил майор Н. Ф. Макаренко, но и сам получил тяжёлые ранения в плечо и кисть руки, однако сумел посадить повреждённую "Кобру". Воронежский фронт, 1942 год. В центре командир 153-го ИАП С. И. Миронов. О своей встрече с С. И. Мироновым летом 1942 года, вспоминает Герой Советского Союза Генерал - полковник авиации Ф. П. Полынин: "О Миронове я слышал ещё на Карельском перешейке в 1940 году, там он получил звание Героя Советского Союза. Мне он почему - то представлялся эдаким богатырем, косая сажень в плечах. Но каково же было удивление, когда я впервые встретился с ним. Мальчишеская фигурка, приплюснутый носик, добрые улыбающиеся глаза. Казалось, закончит доклад этот молоденький Майор с ясными, доверчивыми глазами, пухлыми щёками и ямочкой на подбородке, озорно свистнет и бросится вприпрыжку бежать. Его хрупкая, мальчишеская фигура никак не вязалась с такой солидной должностью. Но потом, когда мы познакомились поближе, узнали его на деле, убедились, насколько обманчивым оказалось первое впечатление. Сергей Иванович Миронов был храбрый лётчик и талантливый командир. Спокойный и мягкий по натуре, он никогда ни на кого не кричал, умел спокойно уладить любой инцидент. Лётчики любили его, шли за ним, как говорят, в огонь и в воду. Полк С. И. Миронова в начале войны стоял на защите Ленинграда. В сентябре 1941 года немцы подтянули дальнобойные орудия и начали обстреливать город тяжёлыми снарядами. Для корректировки огня вблизи фронта поднимались в небо аэростаты. Сбить их было не так - то и просто - они охранялись батареями зенитных орудий, над ними постоянно патрулировали истребители. В один из дней, когда обстрел города был особенно силён, штаб фронта приказал во что бы то ни стало уничтожить аэростат. Выполнение задачи поручили полку Миронова. И Сергей Иванович полетел сам. Прикрывало его звено истребителей. В районе цели патрулировала группа Ме-109. Наши И-16 связали их боем. В это время Миронов несколько углубился в тыл, потом развернулся и неожиданно для противника на большой скорости с ходу выпустил по аэростату длинную очередь. Тот сразу же вспыхнул, пылающие обрывки его вместе с кабиной корректировщика упали на землю. Заметив смельчака, 2 немецких истребителя, выйдя из боя, устремились в погоню. Жители Ленинграда, уцелевшие во время блокады, наверное помнят такую картину. К шпилю Петропавловской крепости на малой высоте приблизился краснозвёздный ястребок, потом встал в вираж и начал кружить вокруг шпиля. Как ни маневрировали немецкие лётчики, как ни стреляли - уничтожить дерзкого пилота не могли. Заметив, что в сторону шпиля летят другие советские самолёты, они ушли на юг. А Сергей Иванович, сделав ещё один вираж, спокойненько направился на свой аэродром. Этот случай пришёл мне на память, когда я увидел С. И. Миронова. Его полк должен был сопровождать наши бомбардировщики, летевшие громить танковую колонну противника. Только полк Миронова поднялся в воздух, как к городу стали приближаться "Юнкерсы". Заметив неприятеля, Миронов на время оставил наши бомбардировщики и разделил своих подчиненных на две группы - часть сил связала истребители прикрытия, другая атаковала бомбардировщики противника. Должен признаться, что такой "рубки", какую учинили мироновцы немцам на подходе к городу, я ещё не видел - наши истребители кружили в небе, как ястребы в стае уток. Надсадный рёв моторов перемешался с дробным рокотом пушек и пулемётов, голубое небо переплеталось узором трассирующих снарядов. "Юнкерсы" горели и, тяжело переваливаясь, чертили над городом дымные спирали. То там, то здесь вспыхивали белые купола парашютов. Их было очень много, создавалось впечатление, будто противник выбрасывает парашютный десант ( из числа экипажей немецких самолётов на земле было поймано несколько десятков человек ). Бой закончился неожиданно, как и начался. Противник не выдержал дерзкой атаки и повернул назад, а наши истребители, заняв боевой порядок, устремились вдогонку за своими бомбардировщиками". 153-й авиаполк, с которым майор С. И. Миронов сражался на Воронежском фронте, состоял из опытных, обстрелянных бойцов. Все они участвовали в обороне Ленинграда, их подвиги были отмечены правительственными наградами. Слава о мироновском полке гремела по всему фронту. Его лётчики дрались под Воронежем 3 месяца, нанося по врагу один удар сокрушительнее другого. На Воронежском фронте 153-й ИАП работал 87 дней, с 30 июня по 25 сентября 1942 года, 59 дней были лётными, то есть лётчики полка выполняли боевые задания. За этот период было произведено 1070 самолёто - вылетов, главным образом на сопровождение бомбардировщиков. Проведено 259 воздушных боёв, в которых сбито 64 самолёта противника. В этих боях отличился лично командир полка Герой Советского Союза майор С. И. Миронов: провёл 7 воздушных боёв, сбил 6 самолётов противника ( 5 лично и 1 в группе ). Потери полка составили: 4 лётчика и 10 самолётов. О итогах боевой работы на Воронежском фронте в журнале боевых действий сделана следующая запись: "На Воронежском фронте лётчики 153-го ИАП показали, что, имея равноценную материальную часть, они являются непобедимыми даже при численном превосходстве в авиации противника, всегда обеспечивая господство в воздухе". За боевую работу на Ленинградском и Воронежском фронтах 153-й истребительный полк приказом НКО СССР от 22 октября 1942 года был преобразован в 28-й Гвардейский истребительный авиационный полк ( к званию "Гвардейский" полк представлялся раньше по результатам боевой работы на Ленинградском фронте ). С декабря 1942 года Гвардии подполковник С. И. Миронов возглавлял отдел истребительной авиации при Главном управлении боевой подготовки ВВС. Вспоминает Генерал - лейтенант авиации А. Ф. Семёнов: "К нашим услугам был специальный тренировочный полк, оснащённый основными типами истребителей - отечественных и иностранных, в том числе и немецких. Инструкторы - лётчики имели широкие возможности для изучения этих машин и проверки наиболее эффективных способов использования их в бою. На них мы обычно и вылетали в войска. Каждый из нас ежемесячно проводил в войсках более 3-х недель. В управление возвращались лишь для того, чтобы подготовить отчёт о проделанном, поставить или решить какой - то вопрос и получить новое задание". В феврале 1944 года Гвардии полковник С. И. Миронов возглавил 193-ю истребительную авиационную Демблинскую ордена Суворова дивизию ( 347-й, 515-й, 518-й истребительные авиационные полки ), которая участвовала в сражении по разгрому фашистской Германии в её логове - Берлине. Всего совершил около 400 боевых вылетов и сбил 15 самолётов противника ( с учётом боёв в Финляндии ) и 3 аэростата - корректировщика. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 4 групповые победы в ВОВ. ] За период боевой деятельности освоил истребители следующих типов: И-153, И-16, Р-39 "Аэрокобра", Як-9 и другие. После войны остался на службе в ВВС. Окончил Военную академию Генерального штаба в 1949 году. Командовал авиационными соединениями, занимал ответственные командные посты в Министерстве Обороны СССР. В мае 1959 года ему было присвоено воинское звание генерал - полковника авиации. С 1962 года был заместителем командующего ВВС по боевой подготовке, членом Военного Совета ВВС. Погиб в авиационной катастрофе 3 августа 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За период службы награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 2-й степени ( дважды ), Кутузова 2-й степени, Красной Звезды; медалями. Список всех известных побед
Подполковника С. И. Миронова:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |